Казанцева Наталья Игоревна
МБВСОУ В(С)ОШ г. Сухого Лога Свердловской области
Учитель экономики
Тема урока: «Труд и трудовое право в Российской Федерации».
Цель урока: Сформировать знания у учащихся о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление механизмах трудового регулирования в системе трудовых правоотношений.
Задачи:
дать учащимся представление о системе трудового права на территории РФ;
сформировать умения использовать полученные знания в практической деятельности;
способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций, через ведение дискуссионного диалога;
способствовать развитию навыков работы с дополнительным материалом и документами;
воспитать у учащихся уважение к законам своего государства.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы: Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ, проектор, экран, раздаточный материал (статьи ТК РФ, Конституции РФ, карточки с правовыми задачами).
Планируемые результаты:
Личностные:
уважительное отношение к противоположной точке зрения, умение вести дискуссию;
повышение юридической граммотности учащихся;
сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области трудового права;
Метапредметные:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и заключения;
умение структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные:
сформированные знания о системе трудового права на
территории РФ;
знакомство с существующими нормативно-правовыми актами, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений на территории РФ;
расширение словарного запаса учащихся, через введение в их речь новых терминов и понятий;
умение аргументировать свою точку зрения выдержками из законов;
умение анализировать и давать оценку правовых проблем и путей их решения.
Структура и ход урока
Этапы организации учебной деятельности | ВВремя | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат | |
1 | Самоопределение учебной деятельности | 1 | Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала |
2 | Актуализация знаний. Постановка учебных задач. | 5 | Учитель объявляет тему урока и организует погружение в проблему. Организует совместную деятельность по решению проблемы. Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока исходя из темы. Проблема: Во всех сказках издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать. Есть множество русских пословиц о труде. Например: Хочешь есть калачи – не лежи на печи; Труд человека кормит, а лень портит. На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно Проблема: сформулировать те правила, которые предписывали и обучали. Что такое труд? Труд это право или обязанность? В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать. | Записывают дату и тему урока в тетрадь.
Слушают учителя, выделяют главную идею анализируют, выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, мысли на поставленный вопрос, фиксируют их в тетради. Устанавливают причинно-следственные связи.
Пытаются сформулировать цель и задачи урока. Принимают и сохраняют учебную цель и задачи урока, сформулированные учителем, записывают их в тетрадь.
Учащиеся вспоминают знакомые понятия.
| Личностные: смыслообразование Регулятивные: способность к волевому усилию, умение адекватно ставить учебные цели, задачи. Познавательные: Умение понимать основную мысль текста, адекватно отражать основные положения текста. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Пытаются решить учебную задачу. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
3 | Изучение нового материала
Закрепление знаний, контроль, коррекция
Рефлексия | 16
15
3 | Учитель организует исследование учебной задачи, предлагает учащимся выполнить задания, используя текст Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, организует обсуждение правильности ответа. 1. Изучив статью 37 Конституции РФ, дайте характеристику права на труд, назовите принципы использования труда. 2. Изучите ст. 20 и 56 Трудового кодекса и дайте определение таким понятиям как «работник», «работодатель», «трудовой договор». Объясните как Вы их понимаете?
Учитель организует работу в группах, фиксирует сформулированные учениками выводы, организует их обсуждение. 3. 1 группа: Изучите главу 42 Трудового кодекса, выделите особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних? 2 группа: Изучите главу 41 Трудового кодекса РФ, назовите особенности регулирования трудовых отношений женщин. Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда женшин? Учитель организует ситуацию контроля, посредством диагностической работы:
Работа с диагностической картой: оценивающая деятельность
Учитель формулирует вывод урока. Предлагает учащимся ответить на вопрос « Достигнута ли цель урока?» Подводит обучающихся к выводу, что каждый гражданин РФ имеет право на свободный, добровольный, безопасный и оплачиваемый труд, а также право на отдых и решение трудовых споров. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, умениях, которые они получили на уроке,предлагает ученикам оценить свою работу, и в целом работу класса, отметить тот материал, над которым нужно ещё поработать дома. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Учитель объявляет задание на дом. | Работа с текстом.Учащиеся осмысленно изучают содержание текста ст. 37 Конституции РФ, выделяют главное, делают соответствующие записи в тетрадь. Работа текстом. -Учащиеся читают, осмысливают ст. 20 и 56 Трудового кодекса РФ, выделяют ключевые моменты и объясняют как они их понимают. Работа в группах: — учащиеся исследуют условия учебной задачи, — учащиеся самостоятельно вырабатывают алгоритм своих действий и наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; — определяют функции каждого участника группы (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию.) — работают со статьями Трудового кодекса РФ; — выдвигают предположения; — участвуют в дискуссии, обсуждении; — учатся формулировать собственное мнение и позицию; — адекватно воспринимают версии ответов учащихся своей группы; — анализируют и обобщают результаты групповой работы. — принимают решение. — излагают результаты групповой деятельности. — осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль; — сохраняют учебную цель и задачу. Работа с раздаточным материалом — Изучают текст статей Трудового кодекса РФ,самостоятельно находят нужную информацию, делают соответствующие записи в рабочей тетради Учащиеся выполняю диагностическую работу; — осуществляют адекватное оценивание своей работы, используя предложенные учителем критерии оценки работы; — анализируют; — находят ошибки и исправляют их.
Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока. Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги: Продолжите предложение. 1. Целью моего освоения темы было ——— В результате я получил — 2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее — — я воспользовался источниками— 3. На уроках по теме «…» я : — узнал…… — понял…… — научился… 4. Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в ….. 5. Изменения, которые произошли у меня: в знаниях…. в понимании… в умении….. 6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на… Записывают домашнее задание. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение письменных и устных речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Инициатива, находчивость, активность при работе в группе, умение прислушиваться к аргументам других и учитывать их в своей позиции. Осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы. Познавательные:анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе. Умение договариваться, приходить к общему решению. Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для аппонентов образом.
Личностные: Рефлексия (осознанность и обоснованность). Самооценка.
Регулятивные: умение дать развёрнутую оценку своей работы, адекватное использование предложенных критериев для оценивания работы.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: Самооценка Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Умение оценить прогресс в усвоении знаний и умений. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |