Методическая разработка урока
«Работа на контрольно-кассовой технике»
«Продавец продовольственных товаров»
Цели урока:
деятельностная — закрепить умения и навыки работы на ККМ различных типов; обобщить знания по ведению кассовой документации.
развивающая — развивать у будущих производственников умения: принимать самостоятельное решение; решать проблемные ситуации, задачи; анализировать; развивать координацию движений пальцев рук, концентрацию и устойчивость внимания.
воспитательная — продолжить формирование: активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
методическая — продолжить формирование у обучающихся профессионально значимых качеств путем применения элементов коммуникативных и информационных технологий в сочетании группового и индивидуального методов организации обучения.
Методы обучения:
метод проблемного изложения;
наглядно-демонстрационный;
частично-поисковый;
практический.
Тип урока:
урок по выполнению комплексных работ
Межпредметные связи:
Технология розничной торговли. Тема: «Продажа товаров и обслуживание покупателей».
Оборудование торговых предприятий. Тема: «Контрольно-кассовые машины».
Торговые вычисления. Тема: «Приемы вычислений».
Деловая культура. Тема: «Культура общения».
Учет и отчетность в торговле. Тема: «Документальное оформление кассовой отчетности».
Материально – техническое и методическое оснащение урока:
1. Дидактический материал:
план урока (ход и конспект урока);
нормативные документы (Закон РФ «О защите прав потребителей»,
Постановление правительства РФ No 55 от 19.01. 1998г. «Правила продажи отдельных видов товаров»);
плакат «Устройство ККМ»;
стенд « Инструкция по технике безопасности при работе на ККМ»;
карточки –задания N 1 (торговые (проблемные) ситуации);
карточки –задания N 2 (на выполнение практического задания)
карты контроля
инструкционные карты
бланки типовых форм по учету кассовых операций
2. Торговое оборудование:
ККМ типа «Самсунг», «Касби»
микрокалькуляторы –15;
3. Инструменты и приспособления:
монетница;
чековая лента;
ХОД УРОКА
1.Организационный момент — 5 минут
Приветствие. Проверка присутствующих. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку. Доклад дежурного.
2. Вводный инструктаж –40 минут
2.1.Мотивация. Мастер подводит к теме урока. Обозначает тему и устанавливает цели.
Учащиеся слушают, воспринимают и записывают тему урока производственного обучения
2.2. Актуализация опорных знаний. Мастер предлагает обучающимся произвести проверку и закрепление пройденного материала в виде конкурсных заданий.
Группа делится на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.
Конкурс N 1 «Приветствие»
Капитану необходимо назвать свою команду и перечислить ее участников (в данном конкурсе учитывается название, девиз и внешний вид участников).
Максимальная оценка –5 баллов.
Конкурс N 2 «Вопрос – ответ»
Каждой команде предлагается по 2 вопроса.
Карточки-задания N 1(приложение 1)
Участники отвечают на предложенные вопросы, дополняют ответы друг
друга. За правильный ответ –2,5 балла
Конкурс N3«Развитие зрительной памяти»
Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы (приложение 2). За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Капитаны команды называют по памяти предложенные предметы
Конкурс N 4 «Быстрый и точный подсчет денежной выручки»
Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.
Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и составить
денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).
(приложение 3). Максимальная оценка – 5 баллов.
Участники подсчитывают денежную выручку. Составляют опись.
Конкурс N 5«Решение торговых ситуаций»
Мастер предлагает решить торговые ситуации (учитывается знание учащимися правил торговли). (приложение 4).
Обучающиеся отвечают на предложенные ситуации и дополняют ответы участников своей команды
Конкурс N 6 «Мини-сообщение по теме «Способы расчета с покупателями»»
Домашнее задание – каждая команда подготовила информацию с применением информационных технологий (видеоролик, фото-слайды)
Конкурсанты комментируют по ходу показа
3. Текущий инструктаж
3.1.Выдача практического задания
Мастер выдает:
— карточки – задания N 2 для выполнения практического задания (приложение 5);
— инструкционные карты (приложение 6);
— карточки контроля (приложение 7);
Мастер проводит инструктаж по соблюдению правил ТБ при работе на ККТ,
определяет время выполнения практического задания (45-50 мин).
Учащиеся слушают, настраиваются на работу.
3.2.Мастер проводит целевые обходы рабочих мест, оказывает методическую помощь; исправляет ошибки; осуществляет контроль:
— за соблюдением безопасных приемов выполнения работ;
— точность работы на ККМ;
— заполнение реквизитов бланков типовых форм
Обучающиеся работают самостоятельно.
3.3.Индивидуальный, целевой инструктаж по проверки правильности
организации работы на ККМ у обучающихся (капитанов). Дети выполняют практическую работу.
4. Заключительный инструктаж
Заключительный инструктаж -15 мин.
Подведение итогов: анализ самоконтроля и взаимоконтроля; разбор ошибок;
выставление оценок. Дети слушают, думают, анализируют, делают выводы, ведут записи в тетрадях.
5.Домашнее задание
5.1. Повторить пройденный материал по теме «Контрольно-кассовые
машины»:
— подготовить устное сообщение по теме «ККМ»;
— подготовить кроссворд на тему «ККМ»;
— подготовить реферат на тему «Работа на ККМ»;
Приложение 1
Конкурс N 2«Вопрос – ответ»
1. Безопасность труда при работе на ККМ.
2. Подготовить ККМ к работе.
3. Основные узлы ККМ.
4. Действие продавца при возврате денежных сумм покупателям.
5. Обязанности контролера–кассира.
6. Правила расчета с покупателем.
Примечание:
1. Каждой команде предлагается по 2 вопроса.
2. За правильный ответ –2,5 балла
Приложение 2
Конкурс N 3 «Развитие зрительной памяти»
Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы.
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
-калькулятор;
-купюра достоинством 50 рублей;
-кассовый чек;
-монетница;
-ручка шариковая;
-книга кассира — операциониста;
-бейджик;
-ключ от ККМ;
-чековая лента;
-календарь;
Приложение 3
Конкурс N 4«Быстрый и точный подсчет денежной выручки»
Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.
Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и
составить денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).
Максимальная оценка –5 баллов.
-10 рублей –10 штук;
-50 рублей –10 штук;
-100 рублей –10 штук;
-500 рублей –10 штук;
-1000 рублей –10 штук;
Приложение 4
Конкурс N 5 «Решение торговых ситуаций»
Ситуация N 1
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей
в торговый зал. Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация N 2
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50
рублей. Кассир объявил, что это его деньги. Прав ли кассир?
Ситуация N 3
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.
Правильно ли поступил продавец?
Ситуация N 4
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства. Продавец отказал. Прав ли продавец?
Ситуация N 5
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки. С покупателя была взята плата за хранение. Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация N 6
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон
колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности. Прав ли продавец?
Приложение 5
Карточки-задания N 2
Практическое задание
2.1. Продано покупателю:
-колбасы «Докторской» -830 г по цене 72-00 за кг;
-колбасы «Краковской» -220 г по цене 74-00 за кг;
-масла сливочного –330 г по цене 55-00 за кг;
-сосисок сливочных –270 г по цене 75-00 за кг.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей.
2.2. Продано покупателю:
-сахарного песка –500 г по цене 15-00 за кг;
-крупы перловой -1 кг 500 г по цене 9-00 за кг;
-чая индийского –3 пачки по цене 15-00 за шт.;
-соуса томатного –2 банки по цене 15-00 за шт.;
-хлебцы «Любительские» -4 пачки по цене 6-00 за шт.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 150 рублей.
2.3. Продано покупателю:
-шоколад «Пористый» -3 плитки по цене 18-50;
-карамель «Абрикос» -400 г по цене 78-00;
-конфеты «Ласточка» -1 кг 250 г по цене 98-00;
-сухари с маком –850 г по цене 55-00
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей
2.4. Продано покупателю:
-сахар –1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
-газированная вода –3 шт. по цене 9-00 за шт.;
-яблоки –1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
-баранки –250 г по 40-00 за кг;
-майонез «Провансаль» -2 банки по цене 16-00
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300рублей.
2.5. Продано покупателю:
-каша «Быстров» -6 пачек по 27-00 за шт.;
-маргарин «Хозяюшка» -3 пачки по 8-50 ;
-майонез «Нижегородский» -3 шт. по цене 11-00;
-яблоки –4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;
-рыба «Путасу» -1 кг 320 г по цене 24-00 за кг
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600рублей
2.6. Продано покупателю:
-карамель «Му-му» -620 г по цене 42-00 за кг;
-торт «Причуда» -1 шт. по цене 37-00;
-консервы овощные –3 шт. по цене 17-00 за шт.;
-кофе «Нескафе» -2 шт. по цене 109-00;
-мороженое -1 шт. по цене 32-00
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей
2.7. Продано покупателю:
-чай «Индийский» -3 шт. по цене 15-00;
-кофе разовое –5 шт. по цене 2-50;
-кетчуп «Острый» -3 шт. по цене 15-00;
-пряники «Фигурные» -1кг 300 г по цене 25-00;
-печенье «Юбилейное» -800 г по цене 28-50
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400рублей
2.8. Продано покупателю:
-груши –1 кг 250 г по цене 30-00;
-кефир питьевой –3 шт. по цене 12-00;
-конфеты «Весна» -1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;
-колбаса «Докторская» -2 кг 350 г по цене 155-00;
-соль –3 пачки по цене 17-00
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей
2.9. Продано покупателю:
-бананы –2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;
-масло шоколадное –500 г по цене 140-00 за кг;
-печенье «Кокосовое» -350 г по цене 70-00 за кг;
-торт «Причуда» -1 шт. по цене 45-00;
-йогурт –3 шт. по цене 8-50
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей.
2.10. Продано покупателю:
-вермишель -500 г по цене 16-00 за 1 кг;
-кофейный напиток –2 пачки по цене 15-00;
-кисель фруктовый –6 пачек по цене 8-50;
-торт «Сказка» -2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;
-печенье «Сливочное» -300 г по цене 84-00
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей
Приложение 5
Карточки-задания N1
1.Снять показания счетчиков на начало рабочего дня.
2.Выполнить карточки — задания .
3.Снять показания счетчиков на конец рабочего дня.
4.Заполнить «Книгу кассира – операциониста».
5.Сделать отчет кассира.
Приложение 6
Инструкционная карта
Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»
Последовательность работы:
Без подсчета сдачи
-Сумма –Секция –Итог/нал
С подсчетом сдачи
-Сумма –Секция –Под/итог (взнос покупателя) –Итог/нал
Повтор продаж
-Сумма –Секция –Секция –Секция-… -Итог
Регистрация штучного товара
-Количество (1–99) –Цена за 1 шт. –Секция
Регистрация весового товара (например: 1 кг 50г)
-1.05-х –Цена за 1 кг –Секция…
Аннулирование последней регистрации
-Сумма –Секция –Сторно
Аннулирование всего чека
-Сумма -Секция –Под/итог –Сторно
Операция возврата товара
-а) одной покупки:-Сумма –Секция –Возврат –Сумма –Секция
б) нескольких покупок:-Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция –Возврат –Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция
Приложение 7
КАРТА КОНТРОЛЯ
Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»
Элементы контроля
Способы контроля
Включить кассовый аппарат
-включить в сеть
-заправить чековую и контрольную ленты
-включить в положение ВКЛ.
Завершение покупки в одной секции магазина
-ввести стоимость товара (170 руб.)1 7 0 00-номер секции -1 -итого ИТОГ / НАЛ
Завершение покупки в разных секциях магазина — ввести стоимость товара (110 руб.)1 1 0 00-номер секции -1-стоимость товара (50 руб. 80 коп.)
5 0 8 0-номер секции -2-предварительный итог пр. / итог — общий итог
ИТОГ/ НАЛ.
Работа со сдачей
-ввести стоимость товара (78 руб. 50 коп.)7 8 5 0-номер секции -1-стоимость товара (56 руб.)5 6 00-номер секции -2-предварительный итог пр./ итог-
сумма полученная от покупателя 5 00 00-общий итог ИТОГ / НАЛ
Использование клавиши УМН «Умножение»
1). В магазине было куплено 6 плиток шоколада по цене –17 руб. 50 коп.
-ввести количество товаров 6-нажать клавишу УМН — ввести цену товара (17 руб. 50 коп.) 1 7 5 0 -номер секции -1-общий итог ИТОГ / НАЛ
Режим калькулятора: Кл. 0 → пр. итог — появляется 10 знаков: кл. НАЛ 1-
Сложение кл. НАЛ 2 –вычитание кл. НАЛ 3 –умножение ИТОГ / НАЛ
— равно
Выход из калькулятора кл. СБРОС
2). В магазине купили 3 кг 50 гр. колбасы по цене 85 руб. за килограмм
-ввести вес товара 3 • 0 5-нажать клавишу УМН.- ввести цену товара
8 5 00-номер секции -1-предварительный итог пр. / итог — общий итог ИТОГ / НАЛ.
Снятие показаний за день
-ключ «Z» («Г») в положение «Z» («Г»)
-на индикаторе зажигается надпись «ПАР2»
-нажимаем отд. /чек 5 раз 2 → отд. /чек.→ 1 → пр. /итог
Исправление ошибки (если набрана ошибочная сумма и отдел)
Нажать кл. СТОРНО затем ИТОГ / НАЛ.
Отмена чека при возврате денег
-ключ VD в положение СТОРНО — на индикаторе зажигается ПАР 4-
нажимаем отд. /чек→ 5 раз. 4 → отд./ чек -набираем сумму, которую необходимо отменить — нажимаем клавишу отдела, затем ИТОГО / НАЛ.
-Ключ переводится в рабочее положение
Снятие проверочного отчета
-ключ Z в положение Х (П), зажигается ПАР 1-нажимаем отд. /чек.→ 5 раз 1 → отд./чек.→ 1 → пр./итог
В конце дня:
-подсчитать выручку;
-сдать ключи, «книгу кассира–операциониста» и выручку в гл. кассу;
-нулевые чеки приложить к кассовому отчету.
6. Правила расчета с покупателями
Четко назвать сумму полученных денег и положить их отдельно на виду у
покупателя, назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее вместе с чеком.
Алгоритм ответов
Конкурс N 4. «Быстрый и точный подсчет денежной выручки»
10 х 10 = 100
50 х 10 = 500
100 х 10 = 1.000
500 х 10 = 5.000
1000 х 10 = 10.000
Итого: 16.600
Конкурс N 5. «Решение торговых ситуаций»
Ситуация N 1
Неправильно.
Согласно правилам торговли, доступ покупателей в магазин прекращается
согласно режиму работ и все находящиеся покупатели должны быть
обслужены продавцами.
Ситуация N 2
Кассир не прав.
Согласно правилам торговли, кассир не имеет право хранить личные вещи, в
том числе и деньги на рабочем месте.
Ситуация N 3
Продавец поступил не правильно.
Согласно правилам торговли продавец обязан по требованию покупателя
продать товар с витрины.
Ситуация N 4
Продавец прав.
Согласно правилам торговли наборы фабричного производства
раскомплектовывать нельзя.
Ситуация N 5
Правильно.
В правилах оказания услуг есть пункт «Гарантированное хранение товаров».
Оказываемые услуги могут быть платными и бесплатными, на усмотрение
администрации.
Ситуация N 6
Продавец не прав.
Колбасные изделия и копчености отпускаются одним куском, а по просьбе
покупателя –в нарезанном виде. (Продажа отдельных видов продовольственных товаров).
Алгоритм ответов
Практическое задание
(карточки –задания No 2)
2.1. 114-44 (85-56)
2.2. 120-00 (30-00)
2.3. 255-95 (244-05)
2.4. 145-75 (154-25)
2.5. 364-04 (135-96)
2.6. 425-04 (84-96)
2.7. 157-80 (242-20)
2.8. 546-34 (453-66)
2.9. 225-20 (774-80)
2.10. 371-60 (628-40)
Приложение 9
Ведомость оценок за практическую часть
Снятие показаний счетчиков
Подсчет стоимости покупки
Заполнение «книги кассира-операциониста»
Оформление отчета кассира
Оценка команде
Подведение итогов урока (капитаны дают оценку каждому участнику своей команды)