Город: Магнитогорск
ОУ: МC(к)ОУ «С(к)ОШ №24»
Учитель: Соломина И.И.
Класс: 6
Тема учебного занятия: Подземные воды.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок — лекция
Цели (образовательная, коррекционно — развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Сформировать представление о видах подземных вод.. Развитие навыков работы с текстами
учебника и слайдов.
2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и
развитие восприятия, памяти, мышления.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к подземным водам, позитивное отношение к окружающей
среде, стремление к познанию мира.
Оборудование:
1. Компьютерный класс (локальная сеть);
2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.
Неклюкова. – М.: Дрофа, 2008.
3. Мультимедиа курс «География 6 класс».
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Подземные воды», 17 слайдов, составитель Соломина И.И.
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | |||||
Знания | Умения | |||||||||
Организация начала урока | 2 мин.
| Подготовка учащихся к работе. Развитие устойчивости внимания.
| Организация внимания и внутренней готовности к различным видам познавательной деятельности. | Умение организоваться и контролировать свое рабочее место. | Словесный. | Фронтальная. | Слайд №1 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проведение аутотренинга. | Подготовка к работе. Поэтапное выполнение требований учителя. Запись темы в тетрадь. | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Проверка выполнения домашнего задания. | 5 мин.
| Выявление затруднений при выполнении домашнего задания. Развитие долговременной памяти. Тренировка устойчивости внимания.
| Этапы изучения мирового океана. | Работать с различными источниками географической информации. | Словесно-наглядный | Индивидуальная фронтальная | Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
| |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1) Демонстрация слайда №2. Фронтальная беседа по вопросам слайда.
1. Кто первым погрузился под воду в стеклянном колоколе? 2. Кто изобрел акваланг? 3. Кто, когда и каким образом побывал на дне Марианской впадины? 4. На какую глубину может погрузиться аквалангист?
2) Демонстрация слайда №4. Работа с терминами. 1. Раздел гидрологии изучающий Мировой океан. 2. Наука о растительном и животном мире вод. 3. Глубоководный самоходный аппарат. 4. Аппарат для дыхания человека под водой. 5. Прибор для измерения глубин (трос с грузом на конце). 6. Звуковой прибор, принимающий отраженное от дна эхо. 7. Прибор для взятия проб воды и определения температуры воды.
| Устное формулирование ответов. Работа с текстом слайда №3 Самопроверка. 1. Александр Македонский. (356 – 323 до н.э.) 2. Жак Ив Кусто (1910-1997) 3. 23 января 1960 года батискаф «Триест» постройки знаменитого швейцарского ученого Огюста Пиккара сел на дно впадины Челленджер Марианского желоба. Доктор Жак Пиккар (сын ученого) и лейтенант ВМС США Дональд Уолш находились на глубине 10 916 метров. 4. В 2003 г. британец Марк Эллиат (уроженец острова Гернси, работающий в Таиланде) установил новый мировой рекорд глубины погружения с аквалангом, достигнув отметки 313 м. Погружение заняло у Эллиата 12 минут, на обратный же путь потребовалось 6 часов 40 минут. Самопроверка. Океанология Гидробиология Батискаф Акваланг Лот Эхолот Батометр | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Офтальмопауза | 2 мин.
| Снятие напряжения зрительного анализатора. | Приемы офтальмопаузы. | Выполнение упражнений | Практический | Коллективная | В приложении 15 слайдов | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Демонстрация слайдов, комментирование действий. | Выполнение действий. | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Изучение нового материала. | 15 мин.
| Сформировать представление о видах подземных вод. Развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно- следственные связи. | Виды подземных вод. Образование родников. | Называть причины изменения уровня грунтовых вод. | Словесный (рассказ), иллюстративный | Коллективная, индивидуальная | Слайды №№ 5-8 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1) Демонстрация слайда №5. На каких уровнях залегают подземные воды?
2) Как образуются подземные воды? Демонстрация слайда №6. Подземные воды – это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры. Подземные воды образуются при просачивании вглубь земли дождевых и талых вод. Пополнение подземных вод происходит также за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.
3) Образование родников. Демонстрация слайда №7. Если пласт имеет наклон в ту или иную сторону, то вода течет по нему в сторону наклона и где-нибудь выходит на поверхность, образуя источник, или, как часто говорят, ключ, родник.
4) Демонстрация слайда №8. Уровень грунтовых вод и их поверхность зависят от многих причин, например: а) от количества атмосферных осадков; б) от расчлененности местности (чем глубже долины рек и балок, тем уровень грунтовых вод ниже); в) от близости и полноводности рек и озер. Как правило, уровень грунтовых вод повышается в сторону водоемов.
| Работают со схемой слайда «Залегание подземных вод». а) почвенные б) грунтовые в) межпластовые Запись в тетради. Подземные воды образуются при просачивании вглубь земли дождевых и талых вод. Пополнение подземных вод происходит также за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.
Комментирование рисунка слайда.
Запись в тетради. А) Водопроницаемый слой Б) Грунтовая вода В) Водоупорный слой (глина) | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Физкультминутка. | 2 мин.
| Снятия напряжения зрительного анализатора и общего утомления. | Приемы офтальмопаузы и физические упражнения. | Выполнение действий. | Практический | Коллективная |
| |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Демонстрация движений, инструктирование. | Выполнение движений. | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Изучение нового материала (продолжение). | 12 мин
| Сформировать представление о видах подземных вод. Развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно- следственные связи. | Образование артезианских колодцев. Виды подземных источников. Использование минеральных источников. | Работать с текстом и схемами, пересказывать, комментировать. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Индивидуальная, коллективная. | Слайды №№ 9-14 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1) Демонстрация слайда №9. Если водоносный слой находится между двумя водоупорными пластами, и они изогнуты в виде чаши, то вода в нижней части изгиба пластов будет находиться под напором. Для того чтобы извлечь межпластовую воду, бурят скважины, вода из водоносного слоя начинает фонтанировать. Такие выходы подземной воды называются артезианскими колодцами.
2) Демонстрация слайда №10. А – область питания грунтовых вод Б – область питания межпластовых вод В – буровая скважина с фонтанирующей водой.
3) Демонстрация слайда №11. Артезианские колодцы были впервые устроены в 12 веке во французской провинции Артуа, откуда они получили свое название.
Устройство артезианских колодцев возможно не везде, а только там, где водоносные и водоупорные пласты залегают вогнуто. В Сахаре под раскаленной высохшей почвой, на незначительной глубине, находятся богатые водой слои, которые могут питать колодцы, если только сделать буровую скважину. Еще древние египтяне извлекали в оазисах Ливийской пустыни из-под земли драгоценную влагу.
Воду из артезианских колодцев пускают по трубам и используют для орошения полей. Часто воду получают с больших глубин (более 600 м). Такая вода проходит большой путь через горные породы, фильтруется и становится совершенно чистой.
4) Рассказ учителя о проницаемости горных пород. Демонстрация опыта. В двух воронках песок и глина. Наливаем воду. Вода протекает с разной скоростью. Называем породы водоупорные и водопроницаемые.
5) Наиболее известные минеральные источники. Демонстрация слайда №12.
6) Демонстрация слайдов №№ 13-14. Рассказ учителя о горячих источниках Камчатки. | Краткий пересказ текста слайда.
Комментирование схемы с использованием текста предыдущего рассказа.
Чтение текста слайда №11. Развивают речь. Расширяют кругозор.
Вывод о разной проницаемости горных пород, их структуре.
Выписать в тетрадь названия нескольких известных минеральных источников.
Просмотр слайдов №№13-14. | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Закрепление | 5 мин | Закрепление знаний о видах подземных вод. Развитие операций мышления: анализа и синтеза. Развитие воссоздающего восприятия и долговременной памяти.
| Виды подземных источников. Образование родников. | Работать с новыми терминами. Уметь использовать разные источники географической информации. | Наглядно-иллюстративный, репродуктивный. | Фронтальная, индивидуальная. | слайды № № 15,16. | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1) Демонстрация слайда №15.
2. Водопроницаемые горные породы – пропускающие воду породы. 3. Водоупорные горные породы – не пропускающие воду. 4. Пещеры – пустоты в легкорастворимых породах (гипс, известняк). 4. Пещеры – пустоты в легкорастворимых породах (гипс, известняк). 5. Водоносный слой – насыщенный водой слой над слоем глины. 6. Грунтовая вода – содержится в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами. 7. Источники (родники) – грунтовые воды, текущие в сторону уклона водоупорного слоя. 8. Межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями водоносный слой. 9. Минеральные воды – подземные воды, содержащие много растворенных веществ. 2) Демонстрация слайда №16. Дополнить схему: Горные породы Водопроницаемые Водонепроницаемые | Работа с записями в тетради. Записывают в тетрадь наиболее сложные определения (по выбору).
Записывают в тетрадь названия горных пород в две колонки. песок кварцит гравий мрамор галька базальт гранит | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||
Знания | Умения | |||||||||
Домашнее задание. | 2 мин | Контроль и учет знаний. | Подземные воды. | Работать с различными источниками информации. | Словесно-наглядный | Коллективная, индивидуальная. | Слайд №17 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1. Выучить значение новых терминов. 2. Изучить § 29 3. Ответить на вопросы 1-3. 4. Объяснить устройство артезианского колодца, используя схему рис.56 5. Составить рассказ, используя рис.55 | Запись в дневнике. |