Тема: Атмосфера – строение, значение, изучение
Цель урока: формирование начальных знаний учащихся об атмосфере как газовой оболочке Земли; дать представление о ее составе, строении, значении.
Задачи урока:
Образовательные: формирование понятия «атмосфера», ее строения, вещественного состава и значения, уникальности нашей планеты.
Развивающие: установление причинно-следственных связей, развитие речи, памяти, мышления, способности анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности к окружающей среде.
Тир урока: урок «открытые нового знания»
Методы: частично-поисковый, продуктивный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, игровая.
Оборудование: АРМ, учебник, презентация, видеозаписи, карточки, оценочное поле, солнцезащитные очки, шапка, маркер, магниты.
Ход урока.
Ориентировочно-мотивационный этап
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок
Пусть он всем пойдет вам впрок,
Будем слушать, отвечать,
Работать с текстом и играть.
Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)
Актуализация знаний
И начнем мы наш урок с загадки.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь?
Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера).
Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар)(слайд 1)
Сегодня мы поговорим об атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? Посмотрите на экран и выберите те понятия, слова, которые вам известны и те, которые не известны.
Давайте с вами сформулируем цель нашего урока.
3. Операционально – исполнительский этап.
Задание 1. Работа с текстом.
Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит, что в нем есть такого, почему нам тяжело дышать?
Вы узнаете, прочитав 1 абзац на стр. 101 и выполнив задание.
Выясните, из каких газов он состоит, для этого соедините карточки так, чтобы процентный состав соответствовал газовому (даю карточки)
Посмотрите на экран и сравните свои ответы, если все выполнили верно, то в оценочном поле ставите + (ответ + круговая диаграмма)
Задание 2. Значение атмосферы
Можно ли обойтись без атмосферы?
Опыт 1. Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать
— Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.
Опыт 2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты.
— Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.
Для нагревания, терморегуляция.
— Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .
Опыт 3. Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете?
— Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.
Задание 3. Строение атмосферы
Как вы думаете, а толстая ли шапка у атмосферы?
Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание.
1группа. Тропосфера.
Прочитайте часть текста о тропосфере стр. 102 и заполните таблицу:
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
2группа. Стратосфера
Прочитайте часть текста о стратосфере стр. 103 и заполните таблицу:
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
3группа верхние слои атмосферы.
Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы стр. 103 и заполните таблицу:
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
Рассказ учащихся сопровождается написание слоя, высоты, явлений на доску
Оцените себя.
Задание 4. Изучение атмосферы.
Как вы думаете, если высота атмосферы такая высокая, как же ученые догадались, а что происходит выше, какая там температуры, как формируются облака?
Видеоролик изучение атмосферы. Дополняется рассказом учителя.
После просмотра сделать вывод
Разобрать определение «метеорология» стр 105
Рефлексивно- оценочный этап.
Посмотрите на экран и вспомните все определения, которые мы разбирали в начале урока, всего ли мы достигли, все ли понятно стало.
Вспомните какие задачи были поставлены . Посмотрите на доску и еще раз в группе проговорите то, о чем мы сегодня на уроке говорили.
1.страничка юмора.
Я читаю Вам рассказ, а Вы находите в нем ошибки:
Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:
— тепло то как, теплее чем на Земле.
Вскоре показалась белая пелена
-это овсяный кисель, мы сейчас поедим его – обрадовался Сиропчик
— нет , это дым и мы задохнемся, — заворчал Ворчун
— нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, успокаивал всех Смекайло.
— ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко , оно должно быть мягким и теплым – решила Семицветик.
— нет, вы все напутали, — сказал Знайка.
Что же напутали герои на воздушном шаре? (разбор ошибок)
Вставьте пропущенные слова с предложения.
Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется _________
В нем температура с высотой ____________. Самые верхние слои атмосферы называются ______и ___________, в которых возникает очень красивое явление природы ____________. Наука, которая изучает строение и свойства земной атмосферы, называется ___________
Молодцы. Оцените свои группы. Подсчитайте, сколько плюсов вы заработали и покажите это всем учащимся. (на доску).
3. Домашнее задание:
1.П.15 вопросы с. 105, решить кроссворд в рабочей тетрадь на странице 47
2. Поискать информацию о нашей метеостанции, чем она занимается, как на ней изучают состояние атмосферы. Историческую справку о метеостанции.
3. Сочинить стихотворение, сказку об атмосфере (с ошибками), нарисовать рисунок.
4. Рефлексия
Пословицы.
Без труда в жизни туго
Человек без друзей – что дерево без корней
Умное повторить не грех
Жить да быть – ума копить
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно
Уменье везде найдет примененье
Берись дружно, не будет и грузно
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Глаза страшатся, а руки делают.
Кончил дело — гуляй смело.
А мне бы хотелось закончить наш урок такой пословицей: в труде рождаются герои, потому что вы сегодня все герои данного урока. Спасибо вам за работу. До свидания!
Приложения
Азот 78%
Кислород 21%
Остальные газы 1%
Азот 78%
Кислород 21%
Остальные газы 1%
Азот 78%
Кислород 21%
Остальные газы 1%
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
температура | Что происходит в этом слое | |
|
|
|
Без труда в жизни туго
Человек без друзей – что дерево без корней
Умное повторить не грех
Жить да быть – ума копить
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно
Уменье везде найдет примененье
Берись дружно, не будет и грузно
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Глаза страшатся, а руки делают.
Кончил дело — гуляй смело.
Над стратосферой простирается мезосфера до уровня 80 км. Этот слой атмосферы характеризуется тем, что температура по мере увеличения высоты понижается от 0° С до — 85° С. Это наиболее холодная область атмосферы.
Выше мезосферы находится термосфера до уровня 800 км. До уровня 500 км плотность воздуха убывает в несколько сот тысяч раз. Температура быстро повышается и достигает 800º и выше.