Конспект урока для 9 класса «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА»


География 9 класс

Урок 33. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА.

Задачи:

      1. Сформировать знания о составе Центральной России.

      2. Показать особенности экономико-географического положения региона.

      3. Сформировать умения составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику экономико-географического положения территории.

      4. Совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры.

Оснащение урока: экономическая карта «Центральная Россия».

Ход урока

I. Вводная беседа.

Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить. Одним из средств мотивации может служить сравнение Центральной России с некоторыми европейскими государствами.

Учитель. Центральные районы европейской части России — это территория, где начиналось формирование Русского государства, основной очаг русской национальной культуры, область расселения русского народа по огромной стране. Здесь расположена столица нашей родины Москва — сердце и мозг России.

Центральную Россию по своему потенциалу, территории и численности населения можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы, тем более что исторически Центральная Россия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи.

Учащиеся сравнивают данные о населении и площади некоторых государств Европы и Центральной России (раздаточный ма териал).

Страна

Площадь, тыс. км2

Население, млн чел

Германия

357

78

Франция

544

56

Испания

505

39

Украина

603

55

Центральная Россия

916

47




II. Получение новых знаний.

Составление характеристики района (по плану)

1. Состав Центральной России изучается по экономической карте региона и по карте «Экономическое районирование».

Учитель. Центральная Россия — это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально- Черноземного и Волго-Вятского.

Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

Промышленное развитие Центрального района облегчалось тем, что Центральное Черноземье явилось житницей, которая обеспечивала Центр хлебом и другим продовольствием. Волго-Вятский район формируется как дублер Центра. У обоих районов общие отрасли специализации, например автомобилестроение, станкостроение, разнообразная химия. Южные части Центрального и Волго-Вятского районов вместе с Центрально-Черноземным образуют территориально целостную индустриально-аграрную зону со сходным направлением развития сельского хозяйства, старыми и новыми отраслями промышленности. Металлургическая база КМА усиливает экономическую взаимосвязанность всех трех районов Центральной России.

Задание. Установите, какие субъекты РФ входят в состав этих экономических районов.

2. Экономико-географическое положение района всегда характеризуется по плану, с которым учащихся необходимо познакомить (раздаточный материал).


План характеристики ЭГП района

        1. Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств.

        2. Экономическое окружение (соседние районы).

        3. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам. Названия морей, условия навигации.

        4. Положение относительно крупнейших топливно-энергетических и сырьевых баз страны.

        5. Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным, сухопутным).

        6. Изменение ЭГП района.

        7. Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.


Просмотр презентации.


Подведение итога урока. Ответ на вопросы в конце параграфа.


Домашнее задание: § 29, задания в к/к.



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса на тему "Звери-млекопитающие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: