Современный урок географии в 6-ом классе по теме «Реки Земли»
ФИО учителя:
Феофилактова Людмила Михайловна
г. Екатеринбург
МАОУ СОШ № 138
Конструкт урока
Тема урока: Реки Земли.
Класс: 6.
УМК: География. 6 класс. Герасимова
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, атлас с комплектом контурных карт, проектор, ПК, дидактический материал.
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
повторят знания о подземных водах, реках как составной части поверхностных вод суши;
узнают о частях реки, притоках, речной системе, водосборных бассейнах, водоразделах, равнинных и горных реках, порогах и водопадах ;
проявят умения определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборных бассейнов, водоразделов, составлять описание реки по плану на основе анализа карты ;
будут уметь обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные: создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через развитие у обучающихся практических умений и навыков.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений работать с картой, составлять характеристику реки по плану на основе анализа карты, делать выводы, формировать коммуникативные УУД.
Результаты:
Личностные: формировать осознанное отношения к своей учебной деятельности, продолжить обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решения, умению отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, развивать умения выстраивать причинно- следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и решать их, анализировать различные источники информации самостоятельно делать выводы, оценивать свою учебную деятельность.
Предметные:
Базовый уровень: знать понятия о частях реки, притоках, речной системе, водосборных бассейнах, водоразделах, равнинных и горных реках (показать на карте объект, нанести на контурную карту)
Повышенный уровень: уметь использовать полученные знания на практике.
Высокий уровень: применять полученные знания в не стандартной ситуации.
Методы:
— сравнение, обобщение, анализ.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | Результат работы ученика | |
I. Организационный момент. | Приветствие, проверяет готовность к уроку. | Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку. | Л. знание моральных норм. Р. готовность к уроку.
| Готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний. | Организует деятельность учащихся направленную на повторение ранее изученного материала. | Выполняет географический диктант (по терминам) | П.поиск необходимой информации, стремление выполнить работу данного вида. Р. умение понимать учебный материал, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Л. осмысление задания | Выполненный географический диктант. |
III. Мотиваци-онный | Создает проблемную ситуацию на основе проблемного задания (вопроса) и организует деятельность учеников по её разрешению. Формулирует цель урока. | Демонстрирует готовность к решению проблемы. Выдвигает свои предположения по решению учебных задач. | К. выражение своих мыслей, умение доказывать свою точку зрения. П: формулирование познавательной цели. Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Л: мотивация учения | Четкое представление цели и задач урока. |
III. Изучение нового материала | Организует деятельность учащихся по трем уровням сложности (работа с учебником и картой). Контроль выполнения задания. Демонстрирует видеофрагменты равнинных, горных рек. Организует практическую работу по описанию реки. | Работают с учебником, (выявляют термины). Фиксируют полученные результаты. На примере видеофрагментов определяют (равнинная, горная) тип реки. Выполняют практическую работу по описанию реки.
| П. анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие умения выполнять практическую работу данного вида. Р. умение понимать ход работы. К. оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. | Результаты работы представлены в тетради характеристика реки (по плану). |
IV. Промежуточный контроль
| Организует и оценивает деятельность учащихся по обсуждению результатов в микро группах. | Представляет и сравнивает результаты выполненной работы, объясняет различие результатов. | П. синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения. Р. умение представить результаты работы, сличение способа действия и его результата. К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера. Л. понять значимость полученных результатов. | Обсуждение горных и равнинных рек в группах Результаты представлены в тетради. |
V. Рефлексив- ный
| Предлагает оценить свою деятельность на основе включения приема синквейн. | Самостоятельно анализируют и систематизируют изученный материал, представляя его в виде синквейна по теме «Реки» | Р. оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция. Л. понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений. | Обобщены знания об изученном материале, составлен синквейн по теме «Реки», выполнена оценка успешности. |
Урок географии в 6-м классе
«Реки Земли»
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
повторят знания о подземных водах, реках как составной части поверхностных вод суши;
узнают о частях реки, притоках, речной системе, водосборных бассейнах, водоразделах, равнинных и горных реках, порогах и водопадах ;
проявят умения определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборных бассейнов, водоразделов, составлять описание реки по плану на основе анализа карты ;
будут уметь обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные: создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через развитие у обучающихся практических умений и навыков.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений работать с картой, составлять характеристику реки по плану на основе анализа карты, выполнять, делать выводы, формирование коммуникативных УУД.
Учебная задача: Развивать практические навыки работы с географическими источниками информации.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, атлас с комплектом контурных карт, проектор, ПК, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
1. Вступление:
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прежде чем начать урок, давайте проверим готовность ваших рабочих мест.
Ученики: проверяют готовность своих рабочих мест.
Учитель:
Вот книжки на столе,
А вот — тетрадки,
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок ну очень важный!
II.
Актуализация знаний (6 мин)
Учитель:
— Мы продолжаем изучать тему «Воды суши». Давайте вспомним то, что поможет нам на уроке двигаться вперед.
Географический диктант (по вариантам – на экране вопросы, в тетради – только ответы):
Воды, находящаяся в земной коре…(подземные воды)
Породы, не пропускающие воду…(водоупорные, водонепроницаемые)
Породы, пропускающие воду…(водопроницаемые)
Слой, насыщенный водой…(водоносный)
Выход грунтовых вод на поверхность…(источник)
Воды водоносного горизонта, лежащего между двумя водоупорными слоями…(межпластовые)
Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов…(минеральные)
Вода, находящаяся в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами…(грунтовые)
Пустоты в легкорастворимых горных породах… (пещера)
Горячие подземные воды… (термальные)
Ученики: После выполнения диктанта идет взаимопроверка в парах по вариантам.
Критерии оценки:
«5» — все задания выполнены правильно
«4» — допущена одна ошибка
«3» — допущено две ошибки
«2» — допущено три и более ошибок
Ученики: сдают проверенные работы учителю.
III. Мотивационный (3 мин)
Учитель: — Где наши предки чаще всего строили населенные пункты?
Ученики: Высказывают свои предположения, обосновывая свои ответы. В результате чего дети называют тему урока.
Учитель: — Постарайтесь сформулировать цели урока.
Ученики: Формулируют цели урока.
Узнать что такое река;
Из каких частей она состоит;
Какие бывают реки;
Каково значение рек;
Научиться показывать реки на карте.
III. Изучение нового материала (20 мин)
1.
Учитель: — Представьте, что вы встретили инопланетянина, на его планете нет рек. Как бы вы ему объяснили, что такое река?
Ученики: Выдвигают свои предположения. Под руководством учителя формулируют правильное определение.
Учитель: — Молодцы! Какие реки вам известны?
Ученики: Перечисляют названия рек.
Учитель: — Все реки разные, но они все имеют общее строение.
— Используя текст учебника стр. 87- 88 заполните опорную схему (схема на слайде)
Река + притоки =?
S реки = ?
Первый уровень — находят и подписывают элементы реки в тетради.
Второй уровень — находят и подписывают элементы реки в тетради и работая с картой на примере реки Енисей применяют полученные знания на практике.
Третий уровень – придумать задание «Определи реку по описанию».
Учитель: Проверка выполнения. Совместно с учащимися корректирует и оценивает результат.
Первый уровень — подписывает элементы реки на слайде.
Второй уровень— показывает элементы реки на карте на примере реки Енисей.
Третий уровень — озвучивают задание классу.
2.
Учитель: — А теперь давайте найдем реки на карте и составим их описание по плану (Ангара, Обь, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго — по выбору)
Практическая работа «Описание реки по плану» (план описания реки стр. 94)
Ученики: Выполняют практическую работу в тетради, которую в конце урока сдают учителю на проверку.
Учитель: — Вы познакомились с большим количеством рек. Знаете ли вы на берегу какой реки находится наш населенный пункт? Где находится ее исток? Куда она впадает? Какие у нее притоки? К какой речной системе она относится?
Ученики: Отвечают на вопросы.
3.
Учитель: Демонстрирует видеофрагменты.
— Чем отличаются эти реки? В чем причина отличий?
Подводит к выводу: о влияния рельефа на характер течения реки.
-Выделите характерные черты горных и равнинных рек (работа в малых группах)
Ученики: Работают в группах.
IV. Промежуточный контроль (5 мин)
Ученики: озвучивают выводы.
Учитель: используя презентацию, предлагает сравнить свои ответы с правильными. Корректирует и оценивает результаты.
V. Рефлексивный (5 мин)
Учитель: — Наш урок подходит к концу, осталось подвести его итоги. Предлагаю составить синквейн, отражающий суть понятия «река» с учетом новых знаний и своего отношения к нему.
Пример:
Река
Горная, равнинная
Течет, бурлит, впадают
Богатство нашей страны
Жизнь
Ученики: выборочно зачитывают синквейны, обсуждают их.
Учитель:— Ребята, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке?
Достигли мы их?
Что еще нам нужно сделать для изучения данной темы?
Ученики: выдвигают свои версии
Учитель:— Ну, а теперь создадим «Палитру настроения» (если останется время)
Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение, то возьмите смайлик – улыбка.
Если вы остались равнодушны, вам не очень понятна тема урока, то возьмите смайлик – равнодушие.
Если вам не понятен урок, возьмите смайлик – уныние. Таким образом, мы видим вашу «Палитру настроения». У нас она получилась яркая, праздничная. Значит у всех хорошее настроение и желание узнавать много нового. Спасибо всем!
Учитель:
— запишите домашнее задание в дневники: П.30, задание №6 (работа с контурной картой)
10