Тема: «итоговый урок по теме «Атмосфера»
Цели урока:
1. Продолжить формирование знаний об атмосфере, сформировать знания об одном из основных явлений в атмосфере – ветре. Познакомить с новыми понятиями «бриз», «атмосферное давление», «штиль», «ураган», «тайфун».
2. Развивать умение внимательно слушать, работать в заданном темпе самостоятельно, в паре. Использовать при изучении нового материала жизненный опыт и дополнительные источники информации.
3. Формировать умения выявлять причинно-следственные связи в природе.
Ход урока:
1. Обращение учителя к классу: Отгадайте загадку, о чем в ней говорится?
Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
Это что за одеяло, чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет.
Есть, а вроде бы и нет.
— Что же это за одеяло? Что такое атмосфера?
П. Активизация опорных знаний: «Перестрелка» одного ученика с классом, когда по очереди задаются вопросы на знание изученного ранее материала.
. Объяснение нового материала.
Учитель задает вопрос: О каком атмосферном явлении идет речь?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде.
Белым-бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды.
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант на все лады.
Что же такое ветер?
Ветер имеет большое значение в природе и в жизни человека.
Значение ветра:
1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).
2. Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов).
3. Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).
4. Участвует в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов сложенных наносами песка, создает причудливые формы в виде башни или истукана).
5. Переносит на большое расстояние семена растений.
6. Помогает движению или затрудняет его (Тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки А в точку В мы прилетаем, к примеру, за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут. Ветер бывает попутный и встречный. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел. Может плавать, был бы ветер. Стали ловить его широкими полотнищами – парусами, постепенно научились строить корабли-парусники.
7. Велико эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие).
БРИЗ – это ветер, который меняет направление 2 раза в сутки.
Попробуйте самостоятельно составить логическую цепочку причинно-следственных связей.
Ветер может дуть в разных направлениях. В зависимости от того, откуда дует ветер различают главные направления: северное, восточное, южное, западное и промежуточные направления.
Чем больше скорость ветра, тем больше его сила. Сила ветра измеряется в баллах:
— Происходит, когда между мощными дождевыми облаками и землей возникают многократные электрические разряды – молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.
Гроза сопровождается, как правило, сильным ветром. Но максимальной скорости ветры достигают в таких грозных явлениях природы, как в ураганах и смерчах (торнадо).
1У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Переверните лист и проверьте, как вы усвоили материал урока.
— Какие новые знания получили?
— Какие умения отработали?
Т Е М А «ВЕТЕР»
Задание1: Вставьте пропущенные слова.
1. С высотой температура воздуха . . . на каждый километр на . . . градусов.
2. Холодный воздух . . . теплого.
2. Какая схема нагрева воздуха является верной? (подчеркни правильный ответ)
А) солнце — нагревание воздуха — нагревание земной поверхности
Б) солнце — нагревание земной поверхности — нагревание воздуха
4. Море нагревается . . . и . . . отдает тепло.
5. Суша нагревается . . . и . . . отдает тепло.
ЗАДАНИЕ 3. Составьте логическую цепочку причинно-следственных связей на основе схем образования бриза.
Атмосферное давление — это…..
Бриз – это….
ЗАКРЕПЛЕНИЕ