Конспект урока по Географии «Гидросфера. Воды суши» 6 класс


Конспект открытого урока географии

по теме: «Гидросфера. Воды суши».


  1. Ф.И.О.:ШулякГульсараСангалиевна

  2. Место работы: ООШ с.Кучумбетово

  3. Должность: учитель географии

  4. Предмет: география

  5. Класс: 6 класс

  6. Тема урока: «Гидросфера .Вода на Земле».

  7. Базовый учебник: «География» 6 класс. Автор учебника: О.А.Климанова

Издательство: : «Дрофа», Москва, 2013 год.

Дидактическая цель урока: продолжить формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений.

Задачи:

обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности в группах по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.

развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;

воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.

9. Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.

Предметные:

  • знать значение воды в природе;

  • знать состав гидросферы;

  • умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);

  • знать три состояния воды;

  • умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;

  • определить условия перехода воды из одного состояния в другое;

  • объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;

  • определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.

Межпредметные:

  1. Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.

  2. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).

  3. Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

  4. Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).


  1. Тип урока: урок открытия новых знаний.

  2. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  3. Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий.

Ход урока:


  1. Организационно – мотивационный этап: (1 мин.)


-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас, ваши улыбки. Давайте возьмемся за руки, передадим частичку доброты, тепла, хорошего настроения друг другу.

Ну что ж, друзья,
В добрый путь!
Дорога дальняя у нас,
Держаться за руки мы будем,
И счастье на Земле добудем.

-Работайте старательно и посмотрите на свой стол внимательно.

На нём в определенной последовательности разложены карточки с заданиями. Брать и работать с ними только по моей команде. Возьмите оценочный лист и подпишите его.


  1. Процессуально – содержательный этап:(3 мин.)

      1. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.


Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)

Оболочки Земли









Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера


(слайд)


Какую из них вы изучили?

(литосфера)

Сегодня будем изучать другую оболочку Земли – гидросферу.


Как вы думаете, что обозначает слово гидросфера?


Чтобы ответить на этот вопрос, решите ребус:

да

(слайд)


вода


Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли. Значит тема нашего урока: «Вода на Земле».

Как вы думаете,какие цели поставим на уроке?

(слайд)

Цели урока:

  1. Знать:

— состояние воды в гидросфере;

— состав гидросферы;

— особенности Мирового круговорота воды.

2) Уметь:

— систематизировать материал;

— описывать Мировой круговорот воды;

— устанавливать взаимосвязь между процессами в природе.


Добиваться поставленных целей мы будем через план урока: (слайд)

  1. Значение воды.

  2. Состав гидросферы.

  3. Состояние воды в гидросфере.

  4. Мировой круговорот воды в природе.

  5. Нарушение Мирового круговорота воды в результате хозяйственной деятельности человека.


    1. Значение воды. (беседа с учащимися)(1 мин.)

Каково значение воды?

  1. Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой их химических элементов.

  2. Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.


    1. Гидросфера состоит из нескольких частей.(5 мин.)

Попробуйте самостоятельно, используя «Физическую карту полушарий» в атласе и текст учебника , определить части гидросферы и заполнить таблицу. Работать будете в группах. Возьмите на столе карточку под номером — 1. Переверните её: там схема с открытыми окошками, к ним прилагается конверт с понятиями. В течение 2 – 3 минут закрыть схему предложенными понятиями.

Какие части гидросферы выделили?

Что входит в Мировой океан?

(показ по настенной «Физической карте полушарий»)

Что входит в «воды суши»?

Что относим к воде в атмосфере?

(слайд)


СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ




Вода в

атмосфере

Вода

суши

Мировой

океан





— Индийский — реки — водяной пар

— Тихий — озёра — кристаллики льда

— Северный Ледовитый — ледники — капельки воды

— Атлантический — грунтовые воды

— Южный океан


(слайд)

Заполнить оценочный лист

(слайд) (2 мин.)

    1. Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.

Что это? (- вода)


В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?

— жидкое

— газообразное

— твёрдое

(слайд)

Где можно наблюдать эти состояния воды?

(5 мин.)

    1. Может ли вода перейти из одного состояния в другое и при каких условиях?

(Мировой круговорот воды в природе)

Попробуйте самостоятельно составить схему «Мирового круговорота воды», для этого работаете в группах, с карточкой под номером – 2.

Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.

(слайд)

Заполнить оценочный лист


Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.


Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)

Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?

(неисчерпаемым)


3.Физминутка (в группах по 4 человека).(1 мин.)

— Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  • в паре над кипящим чайником;

  • в стакане воды, которую поставили в холодильник;

  • в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны «изобразить» молекулы


(5 мин.)

Следующее задание: возьмите карточку под номером – 3. Переверните. Работать будете в группах. Задание: установить соответствие между определением и понятием. На всю работу 2 минуты.

(слайд)

Задание: установите соответствие


1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.


Проверка: (слайд)

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.


Заполнить оценочный лист

(5 мин.)

    1. Дома вы должны были подумать, влияет ли человек на процесс круговорота воды в природе? (да)

Каким образом?



  1. Этап закрепления (проверка изученного материала):(4 мин.)

Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока: тест (для каждого ученика).

Время – 4 минуты.

Подведение итогов. (3 мин.)


Подсчитайте баллы. И посмотрите по критерии оценок: (слайд) Оценка «5» — 9-10 баллов

«4» — 7-8 баллов

«3» — 5-6 баллов

«2» — менее 5 баллов


Поднимите руки, кто получил «5», кто «4», (все вместе). Молодцы!

И вновь обращаемся к целям урока Достигли ли мы их? :(слайд)

Ответьте на вопросы:

  • На уроке я работал активно/пассивно

  • Своей работой на уроке я доволен/не доволен

  • Материал урока мне был полезен/бесполезен

  • При решении заданий я испытывал трудности/всё получалось

  • Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________

Отметка за урок :

  • Я считаю, что поработал на _____

  • Отметка учителя_________

  1. Задание на дом. Параграф 40. Составить рассказ о капельке. (слайд)



В файле папки каждой группы лежат воздушные шарики светло-голубого и тёмных цветов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков волну.По цвету образованных волн можно сделать вывод об итогах проведённого урока.





Благодарю за урок!





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Закон Авагадро"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: