Конспект открытого урока географии
по теме: «Гидросфера. Воды суши».
Ф.И.О.:ШулякГульсараСангалиевна
Место работы: ООШ с.Кучумбетово
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 6 класс
Тема урока: «Гидросфера .Вода на Земле».
Базовый учебник: «География» 6 класс. Автор учебника: О.А.Климанова
Издательство: : «Дрофа», Москва, 2013 год.
Дидактическая цель урока: продолжить формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений.
Задачи:
— обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности в группах по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.
— развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;
— воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.
9. Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.
Предметные:
знать значение воды в природе;
знать состав гидросферы;
умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);
знать три состояния воды;
умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;
определить условия перехода воды из одного состояния в другое;
объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;
определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.
Межпредметные:
Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).
Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап: (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас, ваши улыбки. Давайте возьмемся за руки, передадим частичку доброты, тепла, хорошего настроения друг другу.
Ну что ж, друзья,
В добрый путь!
Дорога дальняя у нас,
Держаться за руки мы будем,
И счастье на Земле добудем.
-Работайте старательно и посмотрите на свой стол внимательно.
На нём в определенной последовательности разложены карточки с заданиями. Брать и работать с ними только по моей команде. Возьмите оценочный лист и подпишите его.
Процессуально – содержательный этап:(3 мин.)
Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.
Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)
Оболочки Земли
Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера
(слайд)
Какую из них вы изучили?
(литосфера)
Сегодня будем изучать другую оболочку Земли – гидросферу.
Как вы думаете, что обозначает слово гидросфера?
Чтобы ответить на этот вопрос, решите ребус:
да
– вода
Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли. Значит тема нашего урока: «Вода на Земле».
Как вы думаете,какие цели поставим на уроке?
(слайд)
Цели урока:
Знать:
— состояние воды в гидросфере;
— состав гидросферы;
— особенности Мирового круговорота воды.
2) Уметь:
— систематизировать материал;
— описывать Мировой круговорот воды;
— устанавливать взаимосвязь между процессами в природе.
Добиваться поставленных целей мы будем через план урока: (слайд)
Значение воды.
Состав гидросферы.
Состояние воды в гидросфере.
Мировой круговорот воды в природе.
Нарушение Мирового круговорота воды в результате хозяйственной деятельности человека.
Значение воды. (беседа с учащимися)(1 мин.)
Каково значение воды?
Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой их химических элементов.
Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.
Гидросфера состоит из нескольких частей.(5 мин.)
Попробуйте самостоятельно, используя «Физическую карту полушарий» в атласе и текст учебника , определить части гидросферы и заполнить таблицу. Работать будете в группах. Возьмите на столе карточку под номером — 1. Переверните её: там схема с открытыми окошками, к ним прилагается конверт с понятиями. В течение 2 – 3 минут закрыть схему предложенными понятиями.
Какие части гидросферы выделили?
Что входит в Мировой океан?
(показ по настенной «Физической карте полушарий»)
Что входит в «воды суши»?
Что относим к воде в атмосфере?
(слайд)
СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ
Вода в атмосфере Вода суши Мировой океан
— Индийский — реки — водяной пар
— Тихий — озёра — кристаллики льда
— Северный Ледовитый — ледники — капельки воды
— Атлантический — грунтовые воды
— Южный океан
(слайд)
Заполнить оценочный лист
(слайд) (2 мин.)
Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.
Что это? (- вода)
В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?
— жидкое
— газообразное
— твёрдое
(слайд)
Где можно наблюдать эти состояния воды?
(5 мин.)
Может ли вода перейти из одного состояния в другое и при каких условиях?
(Мировой круговорот воды в природе)
Попробуйте самостоятельно составить схему «Мирового круговорота воды», для этого работаете в группах, с карточкой под номером – 2.
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
(слайд)
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
(неисчерпаемым)
3.Физминутка (в группах по 4 человека).(1 мин.)
— Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;
в стакане воды, которую поставили в холодильник;
в чайнике, который поставили на огонь.
(Дети должны «изобразить» молекулы
(5 мин.)
Следующее задание: возьмите карточку под номером – 3. Переверните. Работать будете в группах. Задание: установить соответствие между определением и понятием. На всю работу 2 минуты.
(слайд)
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Проверка: (слайд)
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
Заполнить оценочный лист
(5 мин.)
Дома вы должны были подумать, влияет ли человек на процесс круговорота воды в природе? (да)
Каким образом?
Этап закрепления (проверка изученного материала):(4 мин.)
Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока: тест (для каждого ученика).
Время – 4 минуты.
Подведение итогов. (3 мин.)
Подсчитайте баллы. И посмотрите по критерии оценок: (слайд) Оценка «5» — 9-10 баллов
«4» — 7-8 баллов
«3» — 5-6 баллов
«2» — менее 5 баллов
Поднимите руки, кто получил «5», кто «4», (все вместе). Молодцы!
И вновь обращаемся к целям урока Достигли ли мы их? :(слайд)
Ответьте на вопросы:
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Материал урока мне был полезен/бесполезен
При решении заданий я испытывал трудности/всё получалось
Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________
Отметка за урок :
Я считаю, что поработал на _____
Отметка учителя_________
Задание на дом. Параграф 40. Составить рассказ о капельке. (слайд)
В файле папки каждой группы лежат воздушные шарики светло-голубого и тёмных цветов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков волну.По цвету образованных волн можно сделать вывод об итогах проведённого урока.
Благодарю за урок!