Тема: Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные
занятия.
Цели: сформировать у учащихся представления о хозяйстве, населении зоны пустынь и полупустынь и его основных занятиях. Закрепить знания о животном мире зоны пустынь и полупустынь.
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез), учить устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать мотивацию к учению, любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
— Какую природную зону России мы с вами сейчас изучаем?
(зона пустынь и полупустынь). Покажите эту природную зону на карте природных зон.
а) – Отгадайте загадки:
На четырёх столбах – горы.
Скажешь – ляжет.
Скажешь – встанет.
Пойдёт шагать
По песку – не догнать.
(Верблюд)
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай
Носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет …
(Черепаха)
— А теперь вспомни, что мы изучали на прошлом уроке?
(животный мир пустынь и полупустынь)
б) – Хорошо, проверим, как вы запомнили животных зоны пустынь и полупустынь. Для этого вам нужно разгадать небольшой кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Животные полупустынь и пустынь. | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Что за чудо? Вот так чудо! |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Сверху блюдо, снизу блюдо. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Ходит чудо по дороге, |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Голова торчит да ноги! |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
2. Насекомые, которые живут и в пустыне, только строят свои | |||||||||||||
домики не над землёй, а под ней |
|
|
|
|
|
| |||||||
3. Животное, обитающее в полупустынях, иногда его называют | |||||||||||||
степной антилопой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4. Небольшой грызун зоны пустынь и полупустынь, с длинным | |||||||||||||
хвостом и кисточкой на конце. |
|
|
|
|
|
| |||||||
5. Как называется кот, обитающий вдоль рек, в оазисах зоны |
| ||||||||||||
пустынь и полупустынь. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
6. Крупная ящерица. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
7. Лежит верёвка, шипит плутовка. |
|
|
|
|
|
| |||||||
Брать её опасно — так укусит! Ясно? |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какое слово получилось в выделенном столбике? |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(пустыня)
в) – следующее задание:
Задание. Название какого животного лишнее в каждом ряду? Подчеркни его. Объясни почему.
Лисица, черепаха, волк, медведь.
Тушканчик, лемминг, верблюд, варан.
Белый медведь, песец, кулан, тюлень.
г) Задание.
Отметь в перфокарте знаком + (плюс), в каких природных зонах обитают данные животные.
Названия животных | ||||||||||
Белый медведь | Рысь | Хомяк | Песец | Тушканчик | Варан | Кабан | Верблюд | Северный олень | Сайгак | |
Зона арктических пустынь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тундра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лесная зона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полупустыни и пустыни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д) Задание.
Зачеркни ошибки в тексте, выбери правильный ответ.
1. Самая крупная птица зоны степей и полупустынь — ворона, дрофа, орёл.
2. Самое крупное животное пустынь — слон, лось, верблюд….
3. Самая крупная хищная ящерица пустынь — круглоголовка, ящерица, варан
III Объяснение нового материала:
а) — основные занятия населения зоны пустынь и полупустынь.
— отрасли сельского хозяйства в зоне пустынь и полупустынь.
— занятия жителей побережья Каспийского моря.
— народы, проживающие в зоне пустынь и полупустынь.
(словарная работа)
б) — чтение статьи в учебнике (по цепочке).
в) – ответы на вопросы в учебнике (стр. 141).
г) — Задание. Допиши названия культур, выращиваемых в зоне полупустынь.
Зерновые: ____________________________________________________
Бахчевые: ____________________________________________________
Овощные: ____________________________________________________
Плодово-ягодные: _______________________________________________
д) работа в тетрадях (записать вывод урока).
IV Итог урока. Выставление оценок.
V Домашнее задание.