Конспект урока по географии «Научно – техническая революция» 10 класс

Урок по географии в 10 классе с учетом требований ФГОС.

  1. ФИО автора: Шамигулова Айсылу Рифовна

  2. Место работы: МОБУ СОШ с.Старосубхангулово Бурзянского района

  3. Должность: учитель

  4. Предмет: география

  5. Класс: 10

  6. Тема урока и номер урока в теме: Научно – техническая революция

  7. Базовый учебник: География, В.П. Максаковский, Просвещение.

  8. Цель урока: сформировать понятие «научно-техническая революция».

  9. Задачи: Обучающая: раскрыть содержание понятия НТР, познакомить с чертами и частями НТР.

Развивающая: развить умение составлять конспекты урока-лекции, составлять ЛОС (логические опорные схемы)

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

10) Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: называть наизусть определение НТР, части и черты НТР

11) Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12) Тип урока: комбинированный.

13) Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

14) Оборудование: мультимедиа, атласы, учебник

15) Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Показ видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=qD_2oNe02Bs. Учитель: В какой эпохе мы с вами живем? (Учащиеся говорят про НТР).

Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без помощи учебника. (учащиеся могут дать следующее определение: НТР – это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества) Учитель: используя текст учебника определите в чем отличие понятий НТР и научно-технический прогресс? (примерный ответ ученика, Научно-технический прогресс это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. На его фоне НТР – период быстрых и глубоких изменений.)

Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт:

  1. Универсальность, всеохватность.

Задание: прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (ответ ученика: НТР проявляется в использовании компьютеров в промышленности, в быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др. )

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама? (ученики перечисляют новые техники).

  1. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Задание: Приведите пример используя текст учебника. (ответ ученика: резкое сокращение времени от изобретения , научного открытия до внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении техники, технологии.)

Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР (с.103). (Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960 года в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988г – около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году – около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году – более 3 млрд человек).

  1. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Задание: приведите пример. (Ученик: в эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда.) Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.

  1. Военно-технический характер.

Задание: приведите пример. ( Ученик: Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях. )

Учитель: Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:

  1. Наука.

  2. Техника и технология

  3. Производство

  4. Управление

Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88. Используя текст учебника на с.84(3), приведите примеры проявления НТР в науке. (Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, т.е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.

Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.

Ученик 3: Возникли города науки – технополисы.

Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.)


НТР в технике и технологии. Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы. (вопросы записаны на листочках, раздается)

  1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции)

  2. Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития)

  3. Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В машиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим – электрохимическим, плазменным, ультрозвуковым и т.д. В металлургии – внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи – стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).

Проверка ответов .

НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86.

(Ученик 1: 1. Электронизация (производство и использование ЭВМ) . 2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы)

Ученик 2: 3.Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика). 4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).

Ученик 3: 5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов). . 6. Космизация (использование космоса для исследования земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума)

НТР в управлении. Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88. (Ученик: 1. Существование единой информационной сферы – Интернет. 2. Наука управления – кибернетика. 3. Востребованность работников новых профессий – программистов, операторов. 4. Геоинформатика – новое направление географии. 5. АСУ – автоматические системы управления. )



IV. Закрепление.

Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты? (работают в парах).

V. Рефлексия. (Итог урока). Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»(у каждого ученика заранее подготовленные цветные бумаги ):
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Учитель выставляет оценки, с комментариями.

VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. (с.83-88).









Свежие документы:  Конспект урока по географии "Национальный состав населения России"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: