Вотякова Галина Александровна
МБОУ «Красноярска основная общеобразовательная школа»
Пермский край
Куединский район, с. Краснояр
Учитель Географии
Урок – путешествие
«Состав и строение гидросферы»
Системно – деятельностный
предмет: География
6 класс
учитель: Вотякова
Галина Александровна
2013-2014
Тема урока «Состав и строение гидросферы»
Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли
Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.
Познавательная задача — раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.
Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)
Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Планируемые результаты:
Предметные: — сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.
— объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.
— объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.
Метапредметные: умение — организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме
Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. Методы: кластер, Сенквей
Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма «Капитошка» .
Формы обучения: Системно – деятельностный подход.
Формы организации учащихся:
Фронтальная, коллективная (групповая работа, дискуссия).
Ход урока:
Деятельность учащихся. | ||
I. Организационный момент (5-7 мин) | ||
— Ребята! Проверьте свою готовность к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов. Сегодня у нас с вами открытый урок и я хочу предложить провести его под девизом: Знать, искать и ошибаться, Чтобы снова подниматься, Своей цели добиваться, Не лениться, не сдаваться! Согласны? Тогда в путь!
Стадия вызова Вступительное слово учителя: (зачитывает отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и ответить на вопрос: )
Вопрос — Как вы думаете, о чём сегодня пойдет разговор на уроке? Называют тему урока «Состав и строение гидросферы».
/ таблички: Знаю. Хочу знать. Узнал./- заполняют табличку
2. Сформулируем цель урока. (Цель: иметь представление о гидросфере, выяснить ее состав, сформировать представление о мировом круговороте воды, раскрыть значение воды в природе и жизни человека)) Строим кластер: Сколько воды на Земле Что такое гидросфера? Состав гидросферы? Вода в природе? Мировой круговорот воды? Значение воды? /слова крепятся на доске/ — На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.
— Знать такие понятия: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы. /открыть слова- «Сегодня на уроке»/
— Отправляемся с вам в путешествие вместе с Капитошкой, посмотрим кто больше наберет капелек и к кому, в конце урока придет в гости «Капитошка».
/фрагмент – начала мультфильма «Капитошка»- рисунок на доску/
|
Ответы детей.
Учащиеся определяю тему урока Записывают в тетради
Учащиеся участвуют в постановке цели
Рисуют схему кластера | |
II. Основная часть(25 мин.) | ||
1.Сколько воды на Земле? —Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности растут леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены дороги. Но если мы посмотрим из космоса на нашу планету, то увидим, что она голубая. Посмотрите на карту полушарий, основная часть карты синего цвета-цвета воды. Мировой океан, занимающий ¾ площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и малые реки, озера и водохранилища, вода в болотах и ледниках, под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере. ……………………………………………………………..……Слайд №1 2. Задание классу : -Используя текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на Земле, и сделать вывод. Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара занято водой. …………………Слайд №2 — Что такое гидросфера? / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку Земли и называется она гидросфера. / …………………………………………………………. Слайд №3 /дается капелька за быстрый ответ/
2.Из чего состоит гидросфера? — Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей, пресные и соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота), ледники подземные воды Задание №1: «Определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?» Ита (раздается схема, учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.)
…………………………………………………………………………………………………………….. Слайд №4
— Вывешивается таблица на доске (см. приложение) /проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале оценивания. Кто правильно сделал – получают капельку/
Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения…. Слайд №5
3. Вода в природе — Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе ( летом, зимой)? ……………………………………………………. Слайд №6
— И так вода в природе встречается в 3-х состояниях (твёрдом, жидком и газообразном) Схема на доске и в презентации
— В жидком состоянии воды на Земле более 98% гидросферы, твердая вода (снег или лёд) 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента. — Какие ещё свойства воды вам известны? — за ответы «капелька» -(Ученики говорят, что вода чистая, прозрачная, без запаха. Вода медленно нагревается и медленно остывает (приводят пример с водой летом в нашей реке днем и вечером). — Почему лед не тонет? (Делают вывод, что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды. И могут сказать, что вода хороший растворитель. Поэтому в природе встречается вода минерализованная и даже с содержанием газов.) — А как вы думаете, как появились пещеры? В природе всё взаимосвязано. Как сказал известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств». – Не случайно поэт А. Дитрих писал: В звонкой льдинке и слезинке И в дождинке и росинке Нам откликнется всегда Океанская вода! Почему? – за правильный ответ «капелька» (отвечают, что это мировой круговорот воды в природе)
—Запишите определение в тетрадь. — Что происходит с водой в природе? Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.) — за ответ «капелька»
4. Круговорот воды в природе. — Рассмотрите рисунок 72 в учебнике. Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение…… ………………………………………………………………………Слайд №7 Задание №2 Работа в группах: 1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)? (Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака. Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан. Другая часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над континентами. На суше осадки выпадают в виде дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и подземными стоками возвращается обратно в океан.) 2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где медленнее всех идет «обновление»?» (Участвуют живые организмы и человек. В разных частях гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых ледниках полярных широт – тысячи и десятки тысяч лет., глубоких подземных водах – до несколько миллионов лет) 3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах, болотах , ледниках, озерах, реках, атмосфере, живых организмах?». ( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников — за несколько сотен лет, вода озер – за десятки и сотни лет. Гораздо быстрее самоочищаются реки – от недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7-9 дней, а в живых организмах – обычно за несколько часов.) …………………………………………………………..……. Слайд №7 Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ. ( оцените «Своего товарища» — 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.)
5. Значение воды. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков: «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода. Тучи, облака, туман – это тоже вода… Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды». — Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды. Воду потребляют на орошение тысячи гектаров полей. Чтобы вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды. Очень много воды потребляют фабрики и заводы по всему миру. Например, в Москве расход воды в среднем на человека составляет 500 литров в сутки. Вся использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот.
|
Ответы учащихся Ответы учащихся. Записывают определение
(работа с текстом-стр.101- по рис.71.)
Проверяют задание, ставят себе оценку в оценочный лист
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Делают вывод
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Записывают определение
По шкале оценивают друг друга.
| |
III . Практическая работа (6 мин). | ||
6. Почему мы заботимся о качестве воды? Задание №3 Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа стр. 103-104, составляют и заполняют схему. проверка таблицы- опрос частичный) — Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть поверхностных водоемов, а ведь эту воду мы пьём! Врачи считают, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Конечно, существуют очистительные станции, но и мы должны заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно использовать пресную воду. Поэтому охрана гидросферы- это забота всех людей. ……………………………………………………………. Слайд №8 Выводы: — Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека, это создает опасность для жизни. ……………………………………………………………. Слайд №9
(«Капитошка» сегодня в гости отправляется, как вы думаете к кому…? Ребята сами подводят итог.- вручается рисунок «Капитошки» ……………………………………………………………. Слайд №10
|
Работа с текстом
Заполняют таблицу
Оценивают себя по шкале, подсчитайте средний балл. | |
IV. Закрепление материала (3 мин). |
| |
— стр104 Ответьте на вопрос №3, 4, 5, 6.7, 8. ……………………………………………………………. Слайд №11
| Ответы учащихся | |
V. Домашнее задание (2 мин). | ||
Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным и друзьям, знакомым закончит предложение: «Вода для меня – это…. (вопрос 9-читай далее). | Учащиеся записывают задание в дневник. | |
VI. Итоги урока (2 мин). | ||
-Что новое вы узнали? ………………………………………………………………. Слайд №12 Рефлексия. Прикрепить рисунки на доску: | Ответы детей.
|