Конспект урока по географии «Состав и строение гидросферы» 6 класс

Вотякова Галина Александровна

МБОУ «Красноярска основная общеобразовательная школа»

Пермский край

Куединский район, с. Краснояр

Учитель Географии















Урок – путешествие

«Состав и строение гидросферы»

Системно – деятельностный















предмет: География

6 класс

учитель: Вотякова

Галина Александровна

2013-2014



Тема урока «Состав и строение гидросферы»


Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли

Тип урока: Урок-путешествие.

Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.

Познавательная задача — раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.

Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)

Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Планируемые результаты:

Предметные: — сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.

— объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.

— объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме

Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. 
      
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. 
      
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. Методы: кластер, Сенквей

Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма «Капитошка» .

Формы обучения: Системно – деятельностный подход.

Формы организации учащихся:

Фронтальная, коллективная (групповая работа, дискуссия).





Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент (5-7 мин)

Ребята! Проверьте свою готовность к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов.

Сегодня у нас с вами открытый урок и я хочу предложить провести его под девизом:

Знать, искать и ошибаться,

Чтобы снова подниматься,

Своей цели добиваться,

Не лениться, не сдаваться!

Согласны? Тогда в путь!


  1. Актуализация знаний.

Стадия вызова Вступительное слово учителя:

(зачитывает отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и ответить на вопрос: )


  • Сегодня мы будем говорить о вечном путешественнике: самом привычном, но при этом самом удивительном веществе на Земле

  • Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»

  • Вы узнали это вещество?

  • Что это за вещество?

  • Оно легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится.

  • Как оно называется?

  • Как называется водная оболочка Земли?


Вопрос — Как вы думаете, о чём сегодня пойдет разговор на уроке?

Называют тему урока «Состав и строение гидросферы».


/ таблички: Знаю. Хочу знать. Узнал./- заполняют табличку


  • Эпиграфом к сегодняшнему уроку у нас будут слова Аксакова С. Т. «Все хорошо в природе, но вода — красота всей жизни» записать на доске/

2. Сформулируем цель урока.

(Цель: иметь представление о гидросфере, выяснить ее состав, сформировать представление о мировом круговороте воды, раскрыть значение воды в природе и жизни человека))

Строим кластер:

Сколько воды на Земле

Что такое гидросфера?

Состав гидросферы?

Вода в природе?

Мировой круговорот воды?

Значение воды?

/слова крепятся на доске/

— На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.

— Знать такие понятия: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

/открыть слова- «Сегодня на уроке»/


— Отправляемся с вам в путешествие вместе с Капитошкой, посмотрим кто больше наберет капелек и к кому, в конце урока придет в гости «Капитошка».


/фрагмент – начала мультфильма «Капитошка»- рисунок на доску/






























Ответы детей.



Учащиеся определяю тему урока

Записывают в тетради















Учащиеся участвуют в постановке цели







Рисуют схему кластера

II. Основная часть(25 мин.)

1.Сколько воды на Земле?

Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности растут леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены дороги. Но если мы посмотрим из космоса на нашу планету, то увидим, что она голубая. Посмотрите на карту полушарий, основная часть карты синего цвета-цвета воды. Мировой океан, занимающий ¾ площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и малые реки, озера и водохранилища, вода в болотах и ледниках, под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере. ……………………………………………………………..……Слайд №1

2. Задание классу :

-Используя текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на Земле, и сделать вывод. Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара занято водой. …………………Слайд №2

Что такое гидросфера? / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку Земли и называется она гидросфера. / …………………………………………………………. Слайд №3

/дается капелька за быстрый ответ/


2.Из чего состоит гидросфера?

— Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей, пресные и соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота), ледники подземные воды

Задание №1: «Определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?»

Ита

(раздается схема, учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.)


14


…………………………………………………………………………………………………………….. Слайд №4

  • Проверим схему, как вы ее заполнили:

Вывешивается таблица на доске (см. приложение)

/проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале оценивания. Кто правильно сделал – получают капельку/





Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения…. Слайд №5



3. Вода в природе

Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе ( летом, зимой)?    ……………………………………………………. Слайд №6


— И так вода в природе встречается в 3-х состояниях (твёрдом, жидком и газообразном)

  Схема на доске и в презентации

15

В жидком состоянии воды на Земле более 98% гидросферы, твердая вода (снег или лёд) 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента.

Какие ещё свойства воды вам известны? — за ответы «капелька»

-(Ученики говорят, что вода чистая, прозрачная, без запаха. Вода медленно нагревается и медленно остывает (приводят пример с водой летом в нашей реке днем и вечером).

Почему лед не тонет?

(Делают вывод, что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды. И могут сказать, что вода хороший растворитель. Поэтому в природе встречается вода минерализованная и даже с содержанием газов.)

А как вы думаете, как появились пещеры?

В природе всё взаимосвязано. Как сказал известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств». Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке

И в дождинке и росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Почему? – за правильный ответ «капелька»

(отвечают, что это мировой круговорот воды в природе)

Запишите определение в тетрадь.

— Что происходит с водой в природе?

Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.) — за ответ «капелька»


4. Круговорот воды в природе.

Рассмотрите  рисунок 72 в учебнике.

Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение…… ………………………………………………………………………Слайд №7

Задание №2

Работа в группах:

1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)?

(Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака. Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан. Другая часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над континентами. На суше осадки выпадают в виде дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и подземными стоками возвращается обратно в океан.)

2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где медленнее всех идет «обновление»?»

(Участвуют живые организмы и человек. В разных частях гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых ледниках полярных широт – тысячи и десятки тысяч лет., глубоких подземных водах – до несколько миллионов лет)

3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах, болотах , ледниках, озерах, реках, атмосфере, живых организмах?».

( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников — за несколько сотен лет, вода озер – за десятки и сотни лет. Гораздо быстрее самоочищаются реки – от недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7-9 дней, а в живых организмах – обычно за несколько часов.) …………………………………………………………..……. Слайд №7

Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ.

( оцените «Своего товарища» — 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.)



5. Значение воды. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков: «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода. Тучи, облака, туман – это тоже вода… Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды».

Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды. Воду потребляют на орошение тысячи гектаров полей. Чтобы вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды. Очень много воды потребляют фабрики и заводы по всему миру. Например, в Москве расход воды в среднем на человека составляет 500 литров в сутки. Вся использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот.






















Ответы учащихся

Ответы учащихся. Записывают определение






















(работа с текстом-стр.101- по рис.71.)









Проверяют задание, ставят себе оценку в оценочный лист









Ответы учащихся



























Ответы учащихся





Делают вывод



Ответы учащихся











Ответы учащихся





Записывают определение




























































По шкале оценивают друг друга.





















III . Практическая работа (6 мин).

6. Почему мы заботимся о качестве воды?

Задание №3 Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа стр. 103-104, составляют и заполняют схему.

16

проверка таблицы- опрос частичный)

Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть поверхностных водоемов, а ведь эту воду мы пьём! Врачи считают, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Конечно, существуют очистительные станции, но и мы должны заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно использовать пресную воду. Поэтому охрана гидросферы- это забота всех людей.

……………………………………………………………. Слайд №8

Выводы:

— Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека, это создает опасность для жизни.

……………………………………………………………. Слайд №9



(«Капитошка» сегодня в гости отправляется, как вы думаете к кому…? Ребята сами подводят итог.- вручается рисунок «Капитошки»

……………………………………………………………. Слайд №10






Работа с текстом




Заполняют таблицу





















Оценивают себя по шкале, подсчитайте средний балл.

IV. Закрепление материала (3 мин).


стр104 Ответьте на вопрос №3, 4, 5, 6.7, 8.

……………………………………………………………. Слайд №11


Ответы учащихся

V. Домашнее задание (2 мин).

Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным и друзьям, знакомым закончит предложение: «Вода для меня – это…. (вопрос 9-читай далее).

Учащиеся записывают задание в дневник.

VI. Итоги урока (2 мин).

-Что новое вы узнали?

………………………………………………………………. Слайд №12

Рефлексия.

Прикрепить рисунки на доску:

Ответы детей.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Роль существительного в речи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: