Конспект урока по географии в 6 классе «Минералы»


УРОК 18

План-конспект по географии в 6 классе.

Тема: Минералы.

Цели: 1. Формирование знаний учащихся о минералах и умения различать их по физическим свойствам.

2. Развивать внимание, память, усидчивость, речь.

3.Формировать познавательный интерес к изучению предмета.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: коллекция минералов, физическая карта мира, атласы.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

2.1. Сводка погоды.

2.2.Фронтальный опрос:

Что такое географическая карта?

Какие бывают карты по назначению?

Как используются географические карты в навигации?

3.Актуализация опорных знаний.

3.1.Вводная беседа:

  • Назовите оболочки Земли?

  • Из чего состоит земная кора?

  • Для чего изучают земные глубины?

  • Что называют полезными ископаемыми?

  • Что такое минералы?

4. Формирование новых З.У.Н.

Минералом называют природное химическое соединение (или хи­мический элемент), возникающее в результате определенных физи­ко-химических процессов, протекающих в земной коре или на ее поверхности. Каждый минерал имеет определенное строение и об­ладает присущим ему комплексом физических и химических свойств.

Изучением минералов, их состава, строения, свойств и проис­хождения занимается наука минералогия.

В настоящее время известно более 3000 минералов, включая их разновидности, отличающиеся от основного минерала некоторы­ми физическими свойствами.

Большинство минералов — твердые тела. Но (по мнению ряда геологов) минералы могут быть жидкими (вода, ртуть) и газооб­разными (углекислый газ, метан). Однако в данном пособии мы рас­сматриваем детально только твердые минералы, которые наиболее Доступны и интереснее для изучения в начальной школе.

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ. Физическими свойствами минералов, имеющими важное зна­чение при их диагностике (определении), являются: цвет, блеск, прозрач­ность, твердость.

Цвет (окраска) минералов зависит от сложного сочетания различ­ных факторов: основного химического состава, строения, наличия различных примесей, условий образования. Например, многие со­единения меди окрашены в зеленый и синий цвета. Для минералов, содержащих хром, характерен изумрудно-зеленый цвет. Большинство соединений марганца окрашены в фиолетовый или розовый цвет раз­личных оттенков. У некоторых минералов цвет постоянный: напри­мер, у малахита он всегда зеленый, у золота — золотисто-желтый.

Если основная окраска минерала обычно определяется его ос­новным химическим составом, то другие цвета и цветовые оттенки обусловлены различными примесями. Химические элементы, состав­ляющие эти примеси, в этом случае носят название хромофора. На­пример, минерал кальцит обычно бесцветный, прозрачный или мо­лочно-белый. А за счет примесей он может быть окрашен в серый, черный, желтый и красный цвета. Поэтому у большинства мине­ралов цвет непостоянный.

Окраска некоторых минералов может меняться в зависимости от освещения. Например, драгоценный камень александрит (разновид­ность хризоберилла) при дневном свете изумрудно-зеленый, а при искусственном освещении приобретает фиолетово-красную окраску.

Блеск — интенсивность света, отраженного от поверхности ми­нерала. По характеру блеска минералы делятся на две группы: с металлическим блеском и неметаллическим блеском.

Металлический блеск напоминает вид поверхности свежего из­лома металлов. Он характерен для многих минералов, являющихся рудами металлов, например галенита, халькопирита. Металличес­кий блеск имеют самородные металлы, например золото, платина, медь. К этой же группе относятся минералы с полуметаллическим блеском, напоминающим блеск потускневшего металла, например графит.

Большинство минералов имеют неметаллический блеск. Среди

них выделяют следующие виды блеска.

Алмазный — наиболее интенсивный блеск (алмаз, сфалерит).

Стеклянный — напоминает блеск стекла. Распространен сре­ди прозрачных и полупрозрачных минералов (галит, кальцит, флюорит).

Перламутровый — напоминает радужный блеск перламутра. Харак­терен для минералов с хорошо выраженной спайностью (слюда, тальк).

Прозрачность — способность минералов пропускать свет. По сте­пени прозрачности различают: прозрачные минералы (горный хру­сталь, топаз); полупрозрачные, через которые видны только расплыв­чатые очертания предметов (изумруд, халцедон); просвечивающие в тонких пластинках (полевые шпаты); непрозрачные, не пропускаю­щие свет даже в тонких пластинках (пирит, магнетит).

Твердость — способность минерала- противостоять внешнему механическому воздействию (царапанью, вдавливанию, шлифо­ванию и т. д.). Она обусловлена силой сцепления частиц, образу­ющих данный минерал. У большинства минералов твердость яв­ляется величиной более или менее постоянной, что делает ее важ­ным признаком при их определении.

Для точного определения твердости применяют специальный при­бор — склерометр. В этом приборе используется маленькая алмаз­ная игла, которая под определенной нагрузкой царапает или вдав­ливается в исследуемый образец. По длине черты или глубине вдав­ливания судят о твердости минерала.

Для определения-относительной твердости минерала широ­ко применяют шкалу Мооса, составленную австрийским мине­ралогом Ф. Моосом в 1811 г. Твердость устанавливается путем сравнения исследуемого минерала с эталонным, твердость кото­рого известна. Шкала состоит из 10 эталонных минералов, распо­ложенных в порядке увеличения их твердости (номера минералов обозначают их относительную твердость).

1. Тальк Мёз[5140,](ОН)2

2. Гипс Са5О4-2Н2О

3. Кальцит СаСО3

4. Флюорит СаF2

5. Апатит Са5 [РО4]3 (Р, С1, ОН)

6. Ортоклаз (полевой шпат) К [А1813О8]

7. Кварц ЗЮ2

8. Топаз А12 [5Ю4] (Р, ОН)2

9. Корунд А1, О3

10. Алмаз С

Определение твердости производится путем царапанья испы­туемого минерала острым концом эталонного, входящего в шка­лу твердости. Более твердые минералы царапают более мягкие. Например, если минерал, твердость которого нужно определить, царапается кварцем (твердость 7), но не царапается ортоклазом (твердость 6), то его твердость 6,5. Если оба минерала царапают друг друга, твердости их считаются одинаковыми.

В полевых условиях при отсутствии шкалы твердости исполь­зуют широко распространенные предметы с известной твердостью. Так, например, ноготь имеет твердость приблизительно 2,5, же­лезный гвоздь — 4-4,5, оконное стекло — 5, лезвие бритвы, стально­го ножа — 5-6, напильник — 7. Если минерал оставляет черту на бумаге, то его твердость — 1. Наиболее распространены минера­лы с твердостью от 3 до 7.

5.Закрепление и обобщение.

4.2.Обобщающая беседа:

Дайте определение понятию минерал.

Какие физические свойства минералов используют при их диагностике?

Что такое твердость минералов? Как определяют относи­тельную твердость по шкале Мооса?

Какие факторы могут влиять на цвет минерала?

Что такое блеск минералов?

6. Домашнее задание.

§19

6.1.Оценки за урок



























5


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: