Конспект урока по географии в 9 классе «Лесная промышленность»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1

г. Петровска Саратовской области









Конспект урока по географии в 9 классе

«Лесная промышленность»







Подготовила учитель географии

первой квалификационной категории

Зубанова Елена Владимировна



















Г. Петровск

2011 год.



Урок «Лесная промышленность»



Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: лекция, взаимное обучение, беседа.

Цели урока: познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Сформировать представление о ЛПК. Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны. Выполнить практическую работу «Схема межотраслевых связей лесной промышленности».

Оборудование: учебники, атласы. Стенная карта «Природные зоны России», рисунки с изображением леса.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.

Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы. Сомой распространённой породой является лиственница.

В 80-х годах объём заготовок составил 300-350 млн. м3 в год, а к концу века — снизился до 175 млн. м3 в год.

Изучение нового материала.

План урока на доске:

  1. Значение леса.

  2. Размещение ресурсов.

  3. Состав отрасли.

  4. География отрасли (базы), факторы размещения.

  5. ЛПК.

  6. Проблемы и пути их решения.

Учитель: … т.е. сегодня мы познакомимся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Познакомимся с новым понятием – лесопромышленный комплекс (ЛПК). Ещё раз докажем, что мы с вами любим нашу природу и относимся к ней бережно.

Послушаем стихи о лесе:

«Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного Севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берёт он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просёкам

И пищу, и жильё, и мачты кораблей!»

Вс. Рождественский

Учитель: Какие прекрасные, захватывающие дух слова сказаны о лесе. Значит, лес играет очень важную роль в жизни человека.

Каждый день мы не произносим слова «здравствуйте» или «здорово». А задумывались ли вы, что эти слова обозначают?

Древнерусское слово «съдоровъ» обозначает – из хорошего дерева, значит употребить слово «здравствуйте» — пожелать быть твёрдым и крепким как дерево. У русского народа. Живущего в лесном краю, деревья считались носителями жизненной энергии, которая могла передаться человеку и дать ему силы и здоровье. Обряд мытья в бане с веником – это передача человеку крепости дерева.

Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно).

↖ ↑ ↗

Значение леса →

↙ ↓ ↘

(Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения).

Размещение ресурсов.

См. в атласе карту «Лесная промышленность».

Учитель: размещены ресурсы неравномерно. См. таблицу 27 на стр. 113 и рис. 51 на стр. 114 учебника.

Вопросы к таблице:

  1. Одинакова ли площадь под лесами в Западной и Восточной экономических зонах?

  2. Каков удельный вес территории Западной экономической зоны по запасам древесины? А Восточной экономической зоны?

  3. Какая зона даёт больший % заготовляемой древесины?

Вопросы к рис. 51:

  1. Отметим лесодефицитные и лесоизбыточные районы.

  2. В какой из этих зон находимся мы?

  3. В каком из этих районов, по-вашему мнению, ведётся лесозаготовка?

  4. Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?

«Минутка отдыха» — «Знаете ли вы?»

Учитель: То что древесина идёт на строительство, изготовление бумаги, мебели знают все, а знаете ли вы, что…

1-ый ученик:

— что смола сосны – живица – используется в книгопечатании, её добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц. Живица идёт на изготовление паст ручек, линолиума, пластмасс, мыла и даже лекарств.

2-ой ученик:

— что сырьём для производства бумаги является ель и пихта, из ели изготавливают искусственный шёлк (вискозу), а хвоя пихты идёт в парфюмерную промышленность, т.к. содержит ароматические вещества.

1-ый ученик:

— что древесина берёзы используется для производства льна.

2-ой ученик:

-что спички делают из осины

1-ый ученик:

— что «морёный дуб», из которого делают мебель – это всего-навсего древесина дуба, который долгое время находился в воде.

2-ой ученик:

— что самая тяжёлая древесина – бук, а самая лёгкая – осина.

Состав отрасли.

Учитель: Какие отрасли лесной промышленности изготавливают всю эту продукцию?

Схема на доске: «Внутриотраслевые связи лесной промышленности».

Лесозаготовка (круглый лес)

Деревообработка (механическая обработка)

Переработка древесины

↙ ↘

Лесохимия ЦБ

Учитель: Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?

(На стенной карте по ходу рассказа ставятся значки)

  1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог.

  2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек на пересечении рек и железных дорог.

  3. Мебельное производство – к потребителю.

  4. Целлюлозно – бумажное производство водо- и энеоргоёмко и требует наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).

Дополнение. Самое большое количество ЦБК построено в бассейне реки Северной Двины.

Работа с атласом.

Найдите:

  1. По 5 ЦБК в Европейской и Азиатской частях России.

  2. 4 ЛПК.

ЛПК – объединение различных производств лесной промышленности для комплексного использования древесины.

Учитель: Познакомимся с лесными базами страны – Североевропейская, Центральная, Волго – Уральская, Сибирская.

Работа в группах по 4 человека по плану:

  1. ГП.

  2. Запасы древесины.

  3. Специализация на стадиях лесного производства.

  4. Центры лесной промышленности.

  5. Проблемы.

Проблемы и пути их решения.

Учитель: А теперь поговорим о проблемах лесной промышленности. Что это за проблема и как можно её решить. Я называю проблему, а вы предлагаете путь решения:

  1. Истощение древесины в Европейской части России — … (лесозаготовка)

  2. Молевой сплав леса (кора и древесина гниёт и отравляет воду) — … (сплав леса на плотах или по железной дороге).

  3. Огромные отходы в районах лесозаготовки — … (создание новых ЛПК).

  4. Вырубка леса по берегам, что приводит к обмелению рек — … (лесопосадка).

  5. Сбросы отходов ЦБК — … (создание очистных сооружений, использование водооборота).

Закрепление. Рефлексия. Вопросы:

  1. Назвать три стадии лесной промышленности.

  2. Назвать факторы размещения: лесозаготовки, целлюлозно-бумажного производства, мебельного производства.

  3. Город Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствуют формированию в Архангельске центра лесной промышленности? (См. карту).

  4. Какие предприятия лесной промышленности имеются в нашем городе? Какой фактор сыграл в этом роль?

Межотраслевые связи лесной промышленности.





Завершить схему:

↖ ↗

Химическая пром-ть←Лесная промышленность→бумага, полиграфия

↙ ↘



Домашнее задание: §27, составить схему медотраслевых связей лесной промышленности.















































Список используемой литературы



  1. Дронов В.Г., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М. – «Дрофа».2009.

  2. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. М. – АСТ. 1990.





Использованные материалы и Интернет – ресурсы



  1. Рождественский Вс., стихотворение «О лесе».











Свежие документы:  Тематическое планирование по географии 10-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: