Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Александра Демина станицы Чепигинской муниципального образования Брюховецкий район
Подготовила: учитель географии МБОУ СОШ №8 им. А. Демина
Лепёшкина Марина Анатольевна
ст. Чепигинская
2014г.
Учебник – важнейшее средство обучения и воспитания учащихся. В нём раскрываются определённая система и объём географических знаний, отражающих требования программы. В учебно-воспитательном процессе по географии учебник используется учителем и учащимися в разных этапах обучения. Особенно большое значение он имеет при формировании новых знаний, при закреплении и повторении, а также при усвоении умений и навыков.
Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, усваивать в нём материал.
Умение работать с учебником относится к числу наиболее важных общеучебных умений: на основе этого умения школьники овладевают программными знаниями в процессе обучения и готовятся к самообразованию в послешкольный период жизни. Доступный и хорошо воспринимаемый учащимися учебник способствует также формированию у них устойчивого интереса к предмету.
Поскольку учебник – один из ведущих источников знаний при работе школьников в классе и дома, от его качества во многом будет зависеть успех процесса обучения.
Важнейшее требование к школьным учебникам – обеспечение полного соответствия программе по объёму материала, уровню раскрытия, сложности по развитию умений и навыков школьников. С этих позиций велась и ведется доработка действующих учебников географии.
Существенно изменился и методический аппарат учебников географии. Увеличилось число заданий на активизацию опорных знаний, проверку знания фактов, выявление причинно- следственных связей, сравнение заданий по работе с текстом, текстовыми картами, рисунками, картинами, профилями, статистическими материалами, приложениями и пр.
Несомненным достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, умело отобранного, увязанного с текстом. Этот важный компонент учебников географии призван обеспечить более полноценную организацию обучения и способствовать повышению качества усвоения знаний, развития интереса к предмету. Наличие в учебниках географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала. В то же время пользование этим компонентом учебника способствует формированию важных общеучебных умений – работать с текстом и дополнительной литературой.
В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью школьников : помещены инструкции «Как пользоваться учебником», даны приёмы учебной работы. Обычно оценку учебников дают учителя и методисты, но успех обучения во многом зависит от того, как воспринимается учебник школьниками, какие трудности при работе с ним они испытывают.
Интересен тот факт, что нет прямой связи между успеваемостью школьников и их оценкой сложности учебника: трудным называют учебник и хорошо и слабоуспевающие. Решающее значение здесь имеют затраты времени на подготовку домашнего задания.
Можно сделать вывод, что действующие школьные учебники географии соответствуют программе и являются доступными для учащихся.Наличие в них системы разнообразных заданий, богатого иллюстративного материала, сочетание текстовых и внетекстовых компонентов делают учебники комплексным средством обучения, позволяют использовать их в качестве основного учебно – воспитательного средства обучения, как в классе , так и дома.
Учителя географии широко применяют в процессе обучения учебники. Однако наблюдают факты, когда учителям не удаётся полностью использовать образовательно-воспитательные возможности современных учебников. Кроме того, еще сохраняется мнение о том, что применение учебника на уроке особенно при изучении новых знаний , закреплении и повторении , контроле за знаниями и умениями является признаком слабого владения учителем учебным материалом. Такое понимание неверно. Оно приводит к тому, что школьников не учат специально работать с учебной книгой, а это затрудняет усвоение учебного материала, ведёт к снижению качества обучения и воспитания, тормозит развитие необходимых умений.
В ряде случаев, напротив, имеет место такая организация процесса обучения, когда учитель работает только по учебнику, без привлечения каких – либо других средств обучения. Учитель сам всё даёт в строгом соответствии с учебником и от учащихся требует предельно точного воспроизведения текста учебника .Подобная организация обучения на протяжении длительного времени тоже не дает хороших результатов, поскольку у школьников теряется интерес к предмету, знания их носят формальный характер, а основным способом работы становится механическое заучивание текста учебника.
И в том и в другом случае создаются определённые трудности при подготовке домашнего задания, поскольку учащихся не обучают рациональным приёмам учебной работы с учебником. Это ведёт к затрате большого количества времени на подготовку домашнего задания, к возникновению перегрузки учащихся.
Не всегда удаётся учителю учесть уровень предшествующей подготовки школьников, как по географии, так и по другим предметам. Поэтому на уроках в шестых, а иногда и в старших классах учитель обучает школьников приёму составления плана текста.
Приёмы работы с учебником географии.
Школьные учебники по географии можно и следует рассматривать как комплексное средство обучения. До сих пор существует мнение, что работа с учебником – это прежде всего работа с текстом и текстовыми компонентами.
По отношению к учебникам географии это не совсем верно, поскольку специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять и правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому, выделяя приёмы работы с учебником географии, следует учитывать их особый характер и рассматривать не только работу с отдельными компонентами учебника, но и в сочетании. С учётом образовательно-воспитательных задач и содержания каждого курса географии, особенностей построения и методического аппарата учебника, а также возрастных особенностей школьников были выведены приёмы работы с учебником географии.
Учёт межкурсовой преемственности в процессе обучения географии в школе позволил определить этапы обучения приёмам работы с учебником для каждого курса школьной географии.
Что позволяет сделать следующие выводы:
Большая часть приёмов работы с учебником используется на протяжении всех курсов географии.
В процессе обучения начального курса физической географии 6 класса учащиеся лишь знакомятся с разнообразными приёмами. Самостоятельно применять их могут далеко не все шестиклассники, поэтому уровень самостоятельного применения их начинается в более старших классах.
В содержании приёмов работы с отдельными компонентами текста независимо от особенностей данного компонента, можно выделить определённые виды деятельности, обусловленные общими закономерностями познания,- простое описание (иллюстрация), выделение главного, анализ, доказательство и т.д.
Таким образом, работа с учебником географии может быть весьма разнообразной и проводится на различных этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и закреплении знаний и умений, при проверке и оценке знаний и умений. От успеха работы с учебником на уроке во многом будет зависеть качество домашней работы школьников, поскольку умение работать с учебником обеспечивает связь между классной и домашней работой, способствует росту познавательной самостоятельности школьников.
При всём разнообразии приёмов работы с учебником существуют общие правила работы, о которых надо помнить при организации работы с учебной книгой. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие:
-знакомство с учебником;
-обучение приёмам работы с учебником с учётом уровня предшествующей подготовки учащимся по географии и другим предметам;
-этапность в обучении приёмам работы с учебником;
-обучение приёмам работы с различными компонентами учебника: с каждым в отдельности и в сочетании.
Знакомство школьников с учебником географии. Целесообразно проводить на первых уроках: особенности построения данного учебника, его структуры, показа всех его компонентов (текстовых и внетекстовых). Например, при знакомстве семиклассников с учебником «География материков и океанов» важно подчеркнуть имеющееся сходство с уже знакомым им учебником 6 класса – наличие рисунков, фотографий, аналогичное расположение зданий перед и после параграфа и др. И, конечно, следует отметить то новое, что появилось в этом учебнике – климатические диаграммы.
Работа с учебником на уроке географии в 7 классе.
Организацию этапа знакомства с учебником «География материков и океанов» облегчает предисловие или введение, где достаточно подробно сказано о приёмах ориентировки в учебнике, о работе с различными его компонентами – текстовыми картами, вопросами и заданиями и пр. При знакомстве семиклассников со структурой учебника важно обратить их внимание на то, что все материки изучаются по одинаковому плану. Поэтому при знакомстве с учебником очень важно объяснять семиклассникам эту особенность учебника, подчёркиваю, что для лучшего запоминания материала каждого параграфа целесообразно применять следующие приёмы учебной работы: выделение главного в тексте, выявление логической структуры текста, составление плана. Эти приёмы не являются абсолютно новыми для семиклассников, но на начальных уроках по курсу ещё раз объясняю в классе при изучении как первых общих разделов «Карты материков», «Рельеф и климаты Земли», так и при изучении первого материка «Африка».
С первых уроков курса особое внимание следует уделить приёму работы с текстом и текстовой картой одновременно. Учебник 7 класса содержит много оригинальных текстовых карт, работа с которыми поможет учащимся лучше усвоить учебный материал, а также убедить их в том, что сведения, которые они могут получить с карты, избавят от необходимости запоминать данные текста.
При работе с текстовыми картами в 7 классе можно опереться на уже известный школьникам приём чтения условных знаков карты, а вот приём сопоставления карт формируется в основном в курсе географии материков. Приём этот является очень важным не только для данного курса, но и для всех последующих курсов географии. Поскольку с его помощью объясняются причины и следствия каких-либо явлений. Особенно большое значение будет иметь этот приём при изучении таких тем, как «Рельеф», «Климат», «Природные зоны», «Реки материка». Вводится он при знакомстве с первым материком – Африкой. Отрабатывается при изучении Австралии, Антарктиды, Южной Америки, а с изучением материков северного полушария может уже применяться школьниками самостоятельно. Важным моментом в работе с учебником 7 класса является работа со статистическими материалами, которые представлены в форме таблиц, климатических диаграмм. Этап начала работы со статистическими материалами совпадает с изучением первого материала – Африки. Здесь вводится приём анализа диаграмм: прочитать на диаграмме показания средних температур июля и января и найти близкие этим показателям изотермы на климатической карте и атласе; прочитать на диаграмме сведения о среднегодовом количестве осадков и найти на климатической карте район, где выпадает такое количество осадков; назвать, в каком климатическом поясе и области господствует такой климат.
Анализ климатических диаграмм проводится с использованием климатических карт атласа. Полученные в результате анализа диаграмм данные могут проверяться с помощью текста учебника.
Таким образом, при изучении первых материков вводятся новые приёмы и закрепляются уже известные.
В настоящее время проблема школьного учебника приобретает особо важное значение. Специфика данного предмета состоит в том, что приходиться оперировать большим фактическим материалом, поэтому одно из основных направлений усовершенствованной программы – отбор главного (основного) материала – должно найти ещё больше отражений в учебниках географии. И задача заключается не только в механическом сокращении объёма учебников (такие сокращения только усложняют работу учителя и учащихся). Речь идёт о разработке принципиально новых подходов к отбору обязательного для изучения материала, о новой компоновке учебников за счёт чёткого выделения основного и неосновного материала, за счёт увеличения справочного аппарата (статистических таблиц, словарей терминов, диаграмм и пр.). В плане усиления обучающей функции школьных учебников целесообразно больше внимания уделять руководству познавательной деятельностью школьников через систему заданий и приёмов учебной работы. Каждый учебник должен иметь развернутую памятку – инструкцию для школьников, где бы были названы наиболее важные приёмы работы с данными учебником, показаны его особенности.
Назрела проблема осуществления индивидуального подхода в обучении путём использования системы специально разработанных заданий учебника: заданий разной степени сложности для учащихся, претендующих на высокую отметку.
Установление преемственности в характере изложения материала, в методической его подаче для всех учебников географии – необходимое условие обеспечения высокого качества обучения по предмету.
Решение всех указанных проблем должно не только облегчить работу с учебником географии для всех учащихся, но и способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, обеспечить более высокий уровень подготовки по географии, а также решить такую актуальную проблему, как нормализация учебной нагрузки школьников.
Список использованной литературы.
1. Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: — М.: «5 за знание», 2006.
2. Журнал « География в школе» № 1, 95 г., 5, 99 г., 7, 99 г., 4, 2004 г.
3. « Методика и технология обучения географии в школе», И. В. Душина и др., « Астрель», М., 2004 г.