Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга Свердловской области
Обучение приемам чтения географической карты
как один из эффективных методов развития
творческого потенциала учащихся
подготовила
учитель географии
Гордеева Людмила Викторовна
г. Екатеринбург
2013
В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Определяющим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.
География – единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения — географической картой.
Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии.
И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовные и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний.
Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, географические карты становятся не только накопителями, но и мощными источниками информации.
Сегодня одна из целей образования – это сформировать у учащихся ключевые компетентности. С точки зрения доктора пед. наук Германа Селевко «социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшему жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед нами жизненные и профессиональные проблемы.»[47] способствует умение работать с географическими картами атласа.
Работа с географической картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.
Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.
Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой, чем понимание особенностей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.
Формирование умения читать карту — это не просто подъем на более высокую «ступень», а сложный, многоаспектный и постепенный процесс, в котором можно выделить следующие противоречия:
1. С одной стороны – учащиеся знают условные знаки, с другой стороны – они не умеют читать их в комплексе;
2. С одной стороны – они могут показывать географические объекты, прочно удерживая в памяти их положение на карте, с другой стороны — не понимают картографического изображения самих объектов;
Таким образом, актуальная проблема, которую предстояло решить, – это проблема невозможности сформировать умение читать карту без развития творческого потенциала учащихся. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Требования, предъявляемые жизнью к подготовке учащихся в школе, закономерно вызывают необходимость совершенствования методов работы с географической картой. А. С. Барков утверждал, что работа с географической картой – обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла.
Уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определённых педагогических целей.
Аргументируя какую-нибудь мысль, учитель подтверждает её данными картографическими. Высказывая гипотезу, он даёт ориентиры возможных картографических исследований. И можно смело высказать суждение – интеллектуальный уровень познания человека в географии полностью адекватен знанию карты.
Согласно образовательному стандарту учащиеся «должны уметь оценивать, объяснять, применять, составлять, сопоставлять» географические карты разной тематики. Сформированность этих умений проверяется в ходе ГИА, ЕГЭ в 9, 11 классах заданиями трёх уровней.
Анализ работ итоговой аттестации девятиклассников, а также опыт работы позволяет утверждать, что учащиеся испытывают определенные трудности при работе с картой. Актуальность творческого поиска путей формирования картографических умений и навыков обусловлена тем, что возникает противоречие между недостаточной практической направленностью методических рекомендаций и высоким уровнем требований к картографическим знаниям и умениям выпускников школы. Дидактические средства для отработки умений и навыков при работе с картой разработаны недостаточно. Для решения этой проблемы мной разработана система заданий для работы с картой на уроках физической географии.
Данная система предполагает поэтапное овладение учащимися умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Ученик должен карту понимать, читать, знать.
Понимать – это значит усвоить основные свойства карты.
Читать – это значит уметь распознавать географическую действительность по изображению на карте.
Знать – это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты.
Используя карту как источник знаний, через систему разработанных заданий решаю важнейшую методическую задачу – научить учащихся её читать. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Обязательным условием этого умения является обучение учащихся способам действий, т.е. приёмам учебной работы с картой. Обучение приёмам осуществляю поэтапно, с обязательным подведением учащихся к осознанию действий приёма и своих действий при его применении.
При изучении физической географии учащиеся должны усвоить систему приёмов чтения карты, начиная от простых приёмов характеристики отдельных компонентов (описание гор, равнин, океанов) и заканчивая сложным приёмом комплексной характеристики определённой территории (описание природной зоны, природного района). Формирование общего приёма описания объекта на основе карты начинаю при изучении темы « Литосфера», где учащиеся должны усвоить более частные приёмы: описание гор и равнин. Очень важно при формировании любого приёма раскрыть состав действий, входящих в приём. Усвоенный приём широко применяю в других темах начального курса, а также в курсах географии материков и географии России. При этом происходит его дальнейшее совершенствование за счёт введения новых действий и использования в новой ситуации. По тому насколько правильно учащимися осуществляется перенос того или иного приёма на новые задачи можно судить об уровне усвоения приёма.
Система разноуровневых заданий включает:
задания на составление описаний, характеристик;
задания на знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте;
задания на определение направлений, расстояний, географических координат;
задания для практических работ;
творческие задания, в том числе географические задачи.
Разноуровневый характер заданий позволяет осуществлять дифференцированный подход. У ребёнка всегда есть возможность выбора посильных ему заданий, что гарантирует ему успех.
Задания составлены на основе следующих принципов:
системность;
формирование умений и навыков от простых к сложным;
дифференциация;
практическая направленность.
Благодатной почвой для формирования специальных умений и навыков в работе с картой являются практические работы, которые представляют собой усложняющуюся систему.
В 6 классе практические работы предусматривают работу только с одной картой — физической картой полушарий или картой России. В 7-8 классах учащиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт, их сопоставления, анализа. Уровень самостоятельности увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков.
Начало работы с картой в 6 классе
“Карта” — один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии.
Усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении школьного курса географии.
Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.
Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки. Без знания, которых нельзя читать и понимать карту. Первоочередной задачей для ученика 6-го класса, является определить, какие же могут быть условные знаки, то есть знать классификацию условных знаков.
Изучение условных знаков плана местности можно продолжить с помощью разнообразных тренировочных упражнений и заданий.
Примеры таких заданий:
1. Ответить на вопросы
2. Прочитать рассказ.
Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составления текста с использование условных знаков.
Начиная работать с картой, нужно объяснить ученикам, что одно из самых важных при работе с картой это умение находить географические координаты. Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть – система параллелей и меридианов. Умение работать с меридианами и параллелями является одним из важных разделов географии.
Кроме этого с помощью градусной сетки можно найти расстояние между двумя объектами. Освоение математических методов работы на карте вызывает большие трудности у учеников, так как масштаб и координатную сеть на уроках математики они изучаю позже.
Методы и приемы работы с картой
С картой надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов в 7 классе даю такие задания с картой: соверши путешествие.
Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с. ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.
В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.
Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр России.
Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы, взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.
Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.
Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.
Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.
“Цепочка” (“Кто кому сосед?”).
Задания очень хороши для обобщения. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.
Учитель просит назвать страны, с которыми граничит Россия “по цепочке” (с северо-запада). Например, звучат: — “Норвегия” (1-й ученик) – “Финляндия” (2-й ученик!) – “Эстония” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). От детей требуется максимум внимания.
Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида).
“Загадки по карте”. Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: “Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный” (Ответ: Енисей).
Учащиеся по цепочке подходят к карте и показывают географические объекты.
Игра: «Географическая мозаика»: задание на сопоставление политической и физической карт. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых эти объекты находятся.
Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.
Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов.
А также использую следующие виды работы с картой во время уроков:
«Географический практикум»: все объекты, изученные в ходе урока, наносятся на контурную карту. Практическими работами предусмотрена работа с контурными картами, особенно в 6-7 классах, где закладываются основы работы с ней. Этот вид работы предусматривает нанесение географической номенклатуры на контурную карту. Этот метод удобно использовать на этапе закреплений новых знаний и умений. Как самостоятельный вид работы можно оценить при выполнении контурных карт, не относящихся к практическим работам.
«Географическая разминка»
Удобнее пользоваться на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся, или при проверке знаний географической номенклатуры. Я использую несколько видов этой работы:
а) учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте (не оцениваю, так как не могу уследить за правильностью ответов всех учащихся). Этот метод можно использовать также на этапе урока – закрепление новых знаний и умений.
б) учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка.
в) один ученик стоит возле карты, а остальные называют объекты географической номенклатуры.
Работа с картосхемой
Учащиеся обозначают особенности природных компонентов на картосхеме, которую рисуют в тетради при помощи шаблона. Этот вид работы удобнее использовать на этапе изучения нового материала, для лучшего запоминания местоположения объектов или тех или иных явлений. Как самостоятельный вид работы оцениваю крайне редко, но для накопительной системы оценок использую довольно часто. Например, на шаблоны можно наносить крайние точки, тектонические структуры, единицы рельефа, границы природных зон, основные климатические показатели (6-8 классы), народы, историко-этнографические регионы и т.д. (приложение 7).
Географический тренинг: используя карты атласа, объяснить существующую связь между компонентами природы.
Игра «Лови ошибку географа»: (приложение 8).
а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.
Принцип работы и оценивания такой же, как и у «Географической разминки»
«Распределить объекты»: задание ученикам распределить объекты между собой по признакам или принадлежности.
Например, на карточках написаны названия заливов: Таганрогский, Тендровская, Арабатская, Одесская, Каркинитский, Перекопский, Бердянский, Феодосийский. Задание: распределить заливы между Черным и Азовским морями.
Таким же образом можно распределить объекты между материками, океанами, странами, областями и т.д. Проще оценивать, когда даю 5 или 10 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 1 балл или
0, 5 балла. Максимальная оценка 5 баллов. Можно использовать почти на всех этапах урока для индивидуальной работы учащихся или групповой при изучении нового материала (приложение 6)
«Географическая цепочка»
Один из игроков называет реку, другой город, расположенный на этой реке и, если ответ правилен, называет другую реку и т. д. Использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ оценивается в 1 балл.
«Немая карта»
Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой. Проще оценивать, когда даю 5 или 10 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 1 балл или 0, 5 балла. Максимальная оценка 5 баллов. Иногда усложняю, когда на карте закодированных объектов больше, чем тех, которые нужно определить. Например, под номерами отмечены крайние точки, моря, заливы, проливы, формы рельефа, поверхностные воды, а отметить нужно те объекты, которые изучали на предыдущем уроке. (приложение 9)
Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.
Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
Но по праву свою работу я могу оценить в курсе 8-9 классов. Например, в курсе 8 класса, изучая тему «Ландшафты. Физико-географическое районирование», если ребенок может самостоятельно описать природную зону по картам атласа, значит, я достигла своей цели, научив учащихся пользоваться и читать различные карты, а также сопоставлять их. В 9 классе при изучении темы «Экономическое районирование» это очень помогает, но и усложняется, так как при описании экономического района, нужно использовать большее количество карт.
Использование алгоритмов при работе с картой.
Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Обязательным условием этого умения является ознакомление учащихся со способами действий. После постановки познавательной задачи я:
— объясняю школьникам;
— демонстрирую эти действия;
— показываю образец выполнения действий и конечный результат работы.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описания географических объектов по плану. Например, описание реки. Прежде всего, я знакомлю учащихся с планом описания реки. Затем разбираю вместе с учениками каждый пункт плана, и результаты этого разбора школьники пишут в тетрадь, где делают пометки (записывают необходимые страницы атласа, название карт и т. д.), которые помогают им выполнять подобную работу самостоятельно. То есть разбор плана характеристики состоит из нескольких этапов:
Необходимо выяснить:
Что нужно определить?
2. С помощью какой карты это можно определить?
3. Что необходимо знать для определения этого?
4. Как использовать эти знания?
5. Определить необходимый показатель (характеристику).
Результатом работы является вывод, который учащиеся делают по собранным с карт атласа сведениям, т. е. использование реки в хозяйственной деятельности.
Организация деятельности учащихся при выполнении практических работ.
Проведенные мною наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: выполняют задания по карте, изучают географические объекты, решают учебную проблему, обмениваются мнениями и суждениями, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль.
Поэтому я часто использую такие приемы как: групповая работа – исследование или описание; работа в парах – как правило, сильный учащийся в такой работе помогает слабому; индивидуальная работа – на закрепление определенных навыков и умений.
При выполнении ряда практических работ у учащихся возникает необходимость использовать несколько тематических карт, с целью характеристики рельефа, климата, почв и растительности различных территорий. Эти задания можно выполнять в группе.
Многие практические работы ориентированы на сравнение географических особенностей отдельных территорий, материков. Такие работы можно выполнять в парах: сильный — слабый.
В целом практические работы по курсу «Физическая география», 6 класс и «География материков и океанов», 7 класс при условии их тщательного и систематического выполнения готовят учащихся к самостоятельной работе в 8 классе. Многие знания и практические умения конкретизируются при изучении природы нашей страны.
Кроме программных практических работ по курсу физической географии я использую различные практические задания, как элементы урока. Например, нанесение на контурную карту географических объектов, изучаемых в теме, отдельных показателей характеристики географических объектов и территорий.
Отслеживание результатов обучения чтению географической карты я веду через практические работы. Практические работы представляют собой усложняющуюся систему. В 6 классе используется физическая карта полушарий и физическая карта России. В 7-8 классах учащиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт атласа, их сопоставления, анализа. Уровень самостоятельности учащихся увеличивается от класса к классу.
В своей работе я активно использую рабочие тетради по географии под редакцией Сиротина В. И., которые оказывают существенную помощь в организации работы с картой и контроля усвоения навыков, разнообразят приемы учебной деятельности учащихся, стимулируют познавательный интерес учащихся к предмету.
Главным итогом своей деятельности считаю факт, что у школьников значительно повысился интерес к науке, объясняющей процессы и явления того мира, в котором живет каждый из нас, являясь его неотделимой частью.
Школьники учатся видеть географию целостно, определять разнообразие видов деятельности при изучение географических объектов и описания их с помощью карты, получают навыки самостоятельного добывания знаний.
В области развития моей собственной педагогической техники, важным считаю то, что, выйдя на противоречия в обучении школьников чтению карты, я начала разработку дидактического материала, поиски новых методов и приемов обучения работы с географической картой.
На основе анализа результативности своей педагогической деятельности мною были сформулированы следующие выводы:
1. Методы творческого обучения и приемы работы с географической картой вызывают неподдельный интерес у учащихся и являются более результативной формой усвоения учебного материала.
2. Методы творческого обучения и приемы работы с географической картой могут быть использованы как для решения небольших частных проблемных задач, так и для поиска решения проблем общетеоретического характера.
3. Систематическое использование этих методов обучения в преподавании географии способствует положительной динамике общего качества образования по предмету и развитию творческих способностей учащихся.
4.Огромное значение для достижения стабильных результатов у учащихся при изучении географии имеет постоянная работа по повышению результативности обучения.
Список литературы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. .Закон РФ «Об образовании».
4.ФГОС ООО
5. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.:Флинта – Наука, 1986. 150 с.
6.Бабанский Ю.С. Педагогика-М.,1992.
7.Баранский Н.Н. Методика преподавания географии-М.,1999.
8. Барков А. С. Вопросы истории и методики географии
9. Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. – М.: Мысль,1986.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. Просвещение, 1995. 38 с.
11. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. Центр «Педагогический поиск»-М.,2000.
12. Вахрамеева Л.А. Картография. – М. 1981.
13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /Психологическая наука в СССР т 1.М.,1956.
14. Герасимова Т.П. Приёмы учебной работы, связанные с изучением физической географии.- В кн.: Методика формирования приёмов учебной работы по географии: Сборник научных трудов.-М., НИИ СиМО, 1976, с.6
15. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
16. Государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент.
17. Государственный образовательный стандарт (Национально-региональный компонент образования в период детства, основного общего и среднего(полного) общего образования Свердловской области).
18. Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1982.
19.Долженко Ю. Планирование методической работы /Народное образование.1999.№7-8.
20.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии-М.,1996.
21. Заславский И. И. Карты на уроках географии
22.Интегрированные основы педагогического мастерства. СПб.,1996.
23. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7.
24.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Издательский центр «Академия»,1999.
25.Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л.,1983.
26.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. — М.,1997.
27.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.:Знание.1989.
28.Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков,1996.
29. Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просвещение, 1996.
30.Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.,1997.
31.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1976.
32.Методика обучения географии в школе /Под ред. Л.М. Панчешниковой М.,1997.
33.Образование в 21 веке: эксперимент и инновации: Сборник научно-практических материалов /Сост. и науч. ред. А.С. Сидоренко.-М.:АПКиПРО,2004.
34.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М.,1994.
35. Онищук В.А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 1986. 218 с.
35.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М., 1998.
36.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова-Москва: Поиск.1984.
37.Петти Д. Современное обучение-Москва «ЛомоносовЪ»,2010.
38.Петрова Н.Н. Методике преподавания географии в дифференцированной школе.-М.,2000.
39.Подласый И.П. Педагогика.-Киев.1996.
40.Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова-М.: Просвещение,1990.
41. Полуянов Д. Воображение и способности. — М., 1985.
42. Пономарев Я.В. Тенденции развития психологии творчества/Психология творчества-М.,1990.
43.Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы. Программы для основной и средней школы. — М., «Дрофа»,2010.
44. Прохорова Л. Развиваем творческую активность.1996 стр. 21-27.
45. Салищев К.А. Картоведение. – М., 1976.
46. Салищев К.А. Картография. – М., 1982
47.Селевко М.Т. Современные образовательные технологии. — Ярославль,1998.
48.Симонов В.П. Оценка уровня обучаемости и обученности учащихся — М, 1999.
49.Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.,1994.
50.Современный урок географии: методические разработки уроков. М :Школа-пресс 2001.
51.Справочник по прикладной статистике: В 2 т./Под ред. Э. Ллойда, У.Ледермана.М.,1989.
52.Справочник учителя географии / авторы-составители Ступникова А.Д., Бражникова Л.В. издательство «Учитель», Волгоград, 2012.
53. Субботина Л. Ю. «Развитие воображения у детей».
54. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.,1984.
55.Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. СПб.: Каро,2005.
56. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
57.Тимощук Е.И. Развитие творческой личности – новый взгляд на классическое гимназическое образование. Образование. 2006. Выпуск № 9 стр.
58 . Туник Е.Е. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб: Иматон, 1989.
59.Туник Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников. СПб: Речь,2005.
60.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. СПб: Дидактика плюс 2002.
61.Управление познавательной деятельностью учащихся. /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Издательство Московского университета,1972.
62.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974.
63.Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать.СПб.,2000.
64.Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1992.
65.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников- М.: Владос 2001.
66. Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.
67. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
68.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М,2000..
Приложение 1
Оценка качества практических и самостоятельных работ
При оценивании работ учащихся не целесообразно отделять знания от умений, нужно проводить комплексную оценку работы школьников. Необходимо оценивать умения учащихся применять свои теоретические знания при выполнении практических и самостоятельных работ. Я использую такой вариант оценки качества работ учащихся:
Отметка «5»
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения работы карты атласа, показывают необходимые для выполнения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Отметка «4»
Практическая работа выполнена в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющей на правильность конечного результата (перестановка пунктов плана при характеристики отдельных территорий, стран и т. д.). учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы в приложении к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание основного теоретического материала и владение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполняется и оформляется при помощи учителя или хорошо подготовленных или уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнении работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащийся показывает знание теоретического материала, но испытывает затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильные выводы и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовленности самого школьника.
Приложение 2
Третий лишний
Волга, Обь, Амазонка
Ягуар, Пиранья, Тигр
Камчатка, Мадагаскар, Гренландия
Польша, Франция, Аргентина
Немцы, Итальянцы, Японцы
Чум, Иглу, Секвойя
Аллигатор, Кайман, Ирбис
Распределить объекты
I.
Баренцево море Берингово море Охотское море Черное море Азовское море Японское море Балтийское море Чукотское море Карское море Восточно-Сибирское море море Лаптевых Белое море |
II.
Кенгуру Бегемот Лев Ягуар Жираф Пума Собака Динго Муха Це-це Броненосец Ехидна
|
Немая карта
План описания реки
В какой части материка течет?
Где берет начало? Куда впадает?
В каком направлении течет?
Объясните зависимость характера течения от рельефа
Определите источники питания реки
Каков режим реки и как он зависит от климата?
План описания климата
В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?
Средние температуры января и июля. В каком направлении они изменяютчя и почему?
Господствующие ветры (по сезонам)
Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?
27