Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №28
Рабочая программа
по географии
для 8-9 класса
Автор: Рекуть Алла Станиславовна,
учитель географии
г. Калининград,
2013 г.
ГЕОГРАФИЯ 8 – 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в 8 классе и 68 учебных часов в 9 классе. В ней предусмотрено практических работ.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Баринова И.И. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2011год.
2. Дронов В.П., Ром В.Я., География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2010 год.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Структура курса
Наименование раздела | Количество часов | Практических работ | Контроль | |
8 класс |
|
|
| |
1 | Введение. | 1 | | |
| Географичесое положение, история исследования | 6 | 2 | 1 контр. р-та |
3 | Природа России. | 45 |
|
|
Рельеф, геология | 6 | 1 | 1 тест | |
4 | Климат | 7 | 4 |
|
5 | Внутренние воды | 4 | 1 |
|
6 | Почвы | 3 | 1 |
|
7 | Растительный и животный мир | 3 |
| 1контр.р-та за полуг |
8 | Природные комплексы | 5 | 1 |
|
9 | Природа регионов России | 17 | 2 | зачет |
10 | Калининградская область | 10 | 3 |
|
11 | Рациональное прирродопользование | 5 |
|
|
12 | Резерв | 3 |
|
|
| итого | 70 | 15 |
|
9 класс | ||||
1 | Введение. | 3 | 1 |
|
2 | Население | 6 | 2 |
|
3 | Общая характеристика хозяйства России | 5 |
|
|
4 | Межотраслевые комплексы | 20 | 5 | 1(тест) |
5 | Регионы России | 20 | 7 | 2 (комбиниров) |
6 | Новое Зарубежье | 6 |
|
|
7 | Россия на мировом рынке | 4 |
|
|
8 | Повторение, резерв | 4 |
| 1 (комбиниров) |
| итого | 68 | 15 |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс –70 часов в год (2 часа в неделю)
Введение
Что изучает география России. Источники географических знаний.
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Практические работы:
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы:
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы:
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Региональная часть России.
Восточно-Европейская равнина
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы
Урал. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Восточная Сибирь. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.
Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.
Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники.
Калининградская область
Географическое положение Калининградской области. Определение физико- географического положения. Исторические особенности заселения области. Геология и рельеф. Климат и связанные с ним стихийные явления. Внутренние воды: реки, озёра. Почвы и почвенные ресурсы. Выявление по картам природных ресурсов. Растительный мир. Животный мир. Выявление по картам чрезвычайных ситуаций.
9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)
Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы:
Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.
Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
Общая характеристика хозяйства России.
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Межотраслевые комплексы
Научный комплекс
Роль, значение, состав, география научного комплекса. Технополис.
Машиностроительный комплекс
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Военно-промышленный комплекс России. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практическая работа. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Комплекс конструкционных материалов и химических веществ
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы:
Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.
Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности.
Агропромышленный комплекс
Состав, значение АПК. Земледелие, животноводство.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практические работы:
Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.
Составление типовой схемы АПК.
Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства.
Инфраструктурный комплекс
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Региональная часть курса
Тема 1. Районирование России
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)
.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Практические работы:
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практические работы:
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района.
Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье. Состав района.. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практическая работа. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.
Якутские алмазы, город Мирный.
Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Практические работы:
Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).
Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Юг Сибири. Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.
Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практическая работа. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы:
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
Калининградская область
Гео. положение, Определение ЭГП Калининградской области.Природные условия и ресурсы.История заселения Отрасли промышленности и территориальная структура хозяйства. Агропромышленный комплекс. Транспортный комплекс. Роль и место в экономике России.
Практические работы:
Составление картосхемы внешних связей
Приоритетные отрасли развития
«Разработка маршрутов путешествий с целью изучения культурно-исторических достопримечательностей.
Тема 4. Россия в современном мире
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ
8 класс
Всего часов 70
Практических работ: 15
Раздел, тема урока | Дата | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Метапредметные навыки | Формы контроля | Практические работы | Где смотреть | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Введение 1ч I четверть | ||||||||||||||
1 | Ввведение. Что изучает физическая география | сентябрь 2-7.09 | Изучение нового материала | Знакомство со структурой учебника, требованиями | Работа с различными источниками информации | Вводная беседа. |
| 1 | ||||||
Гео. положение 6ч
| ||||||||||||||
2 | Гео. положение, границы, крайние точки. «Определение гео. положения, границ, крайних точек»т |
| Изучение нового материала, 3практикум | Ближайшие соседи, границы, крайние точки. | Работа в группах, составление схемы и представление на карте | Индивидуальный, каждому | №1 | 2 | ||||||
3 | Моря, омывающие Россию | 9-14 |
| Моря у берегов России, экологические проблемы морей, ресурсы морей | Перевод текстовой информации в табличную на карту | Индивилуально, каждому |
| 2 | ||||||
4 | Разница во времени, часовые пояса |
|
|
| Индивилуально, каждому | №2 | ||||||||
5 | История освоения территории России | 16-21 |
| Открытия новгородцев, поморов, походы Ермака, выход к Тихому океану | Перевод информации в табличный вариант | индивидуально |
| 4 | ||||||
6 | История исследования территории России в 18 – 19 в. |
|
| I и II Камчатские экспедиции, их роль , знчение | Перевод информации в табличный вариант |
| 1 (контор. р-та ) |
| ||||||
7. | Изучение территории Россиив в 19 – 20 в. |
|
| Советские экспедиции, достижения советских первоооткрывателей | Работа в маых группах |
|
|
| ||||||
Рельеф, геология – 7 ч | ||||||||||||||
8 | Главные особенности рельефа России
| 23 — 26 | Изучение нового материала | Основные формы рельефа России. | Умение использовать знаково-символические средства | Р-та на конт. карте |
|
| ||||||
9 | Геологическое строение России |
| Изучение нового материала | Складчатая и платформенная область, соответствующие им форы рельефа | Составление схемы по тексту учебника | Самостоятельная работа. (отм. выборочно) |
| 5 | ||||||
10 | Геологическое летоисчисление | октябрь
1-5.10 | Изучение нового материала | Геохронологическая таблица, эрыы, периоды, области складчатости их обозначение на карте | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. | Самостоятельная работа. (отм. выборочно |
| 6 | ||||||
11 | Взимосвязь рельефа и внутреннего строения Земли «Сопоставление тектонической и физической карты» |
| Практикум | Практические навыки работы с артой | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. | Практикум. Отметки всем | № 3 | 7 | ||||||
12 | Минеральные ресурсы | 7-12 | практикум | Знакомство с видами природных ресурсов | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. | Практикум. Отметки выборочно |
|
| ||||||
13 | Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы, влияющие на рельеф. |
| Изучение нового материала | Понятия, связанные с деятельностью эндогенных и экзогенных процесссов. | Понимать основные гео. термины уметь применять их в нужной ситуации | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 7 | ||||||
14 | Урок обобщения и контроля знаний | 14-19 |
| Основные понятия темы, их применение в конкретной ситуации | Умение планировать и организовывать своё время | тест |
| 7 | ||||||
Климат – 7ч | ||||||||||||||
15 | Факторы, влмияющие на климат, Солнечная радиация. «Определение по картам R суммарной, и поглощённой» |
| Изучение нового материала | R суммарная , и поглощённая,её изменения и причины | Работа и с различными источниками информации | Всем | №4 | 10 | ||||||
16 | Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны | 21- 26 |
| Понятия циркуляция, циклоны и антициклоны и погода, приносимая ими. | Умение составлятьб прогноз погоды | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 9 | ||||||
17 | Распределение t° воздуха по территории. «Определение закономерностей распределения t°» |
| Изучение нового материала | Изменение t° зимой и летом | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. | Всем | №5 | 9 | ||||||
18 | Распределение О , коэффициент увлажнения, | 28-02.11 | Изучение нового материала | коэффициент увлажнения, достаточное, избыточное, недостаточное увлажнение | Необходимость расчёта коэффициента при ведении с/х | Всем |
| 13 | ||||||
19 | Климатические пояса и типы климата «Определение к увлажнения» | ноябрь 11 -16 | Практикум | Климатические пояса и типы климата, их отличие | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. |
| № 6 | |||||||
20 | Неблагоприятные явления, связанные с климатом. «Определение по картам особенностей погоды в различных частях страны» |
| Изучение нового материала | Типы явлений, их характеристики | Классификация явлений | Индивидуально | №7 | 11 | ||||||
21 | Обобщение и повторение по теме «Климат» | 18-23 | Урок-проект |
| Составление прогноза погоды по данным | Индивидуально |
|
| ||||||
Внутренние воды — 4ч | ||||||||||||||
22 | Разнообразие внутренних вод. Режим, источники питания |
| Изучение нового материала | Главные реки Росси, бассейны океанов, направления течения. | Влияние на реки рельефа и климата | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 12 | ||||||
23 | «Характеристика по картам реки» |
| Практикум | Применение знаний в новой ситуации | Составление характеристики по разным источникам информации. | всем | №8 | 12 | ||||||
24 | Озёра, болота, водохранилища | 25 -30 | Изучение нового материала | Типы котловин, крупнейшие озёра . |
| Индивидуально |
| 13
| ||||||
25 | Водные ресурсы |
| Обобщения |
| Работа в группах |
|
| 14
| ||||||
Почвы 3 ч | ||||||||||||||
26
| Факторы почвообразования, строение почв.
| декабрь 2 -7 | Актуализация знаний. | Понятие почва, почвенный профиль, его влияние на плодородие.
| Составление схемы текста, составление профиля | Индивидуальный, фронтальный опрос, практикум, выборочно. |
| 15 | ||||||
27 | Главные типы почв «Определение факторов почвообразования» |
| Изучение нового материала | Типы почв, их размещение | Составление таблиц по тексту | Индивидуально, каждому | №9 | 16 | ||||||
28 | Почвенные ресурсы. | 9-14 | практикум | Применение полученных знаний в новой ситуации | Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст | индивидуально |
|
| ||||||
Растительный и животный мир — 3ч | ||||||||||||||
29 | Типичные представители растительного мира |
| Актуализация знаний. | Взаимосвязь растительного мира с другими компонентами природы | Составить схему текста | индивидуально | № 9 | 18 | ||||||
30 | Типичные представители животного мира | 16-21 | Актуализация знаний. | Элементы рельефа дна океана. | Составление схемы по тексту | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| |||||||
27 | Охрана и восстановление биологических ресурсов |
| обобщение | Контроль знаний по теме с использованием знаний |
| Комбинированная контрольная работа №2 |
| |||||||
32 | Обобщение и повторение по теме Основные компоненты природы» | 23- 28 | проект |
| Презентация любой темы по выбору |
|
|
| ||||||
Природные комплексы – 5ч III четверть | ||||||||||||||
33 | Разнообразие ПТК России. Природное районирование | 13 — 18 | Изучение нового материала | Принципы районирования, ПТК природные и антропогенные | Умение составлять схему по тексту, выделять главное | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| 21 | ||||||
34 | Природные зоны «Выявление зависимости м-ду ПК арктических пустнь и тундры» |
| Изучение нового материала | Характерные представители северных природных зон. | Составление таблицы, работа с атласом | Всем | №10 | 23, подписать на карте | ||||||
35 | Лесные зоны России | 20-25 | Изучение нового материала | Типы лесов по преобладающим видам растений | Нахождение в тексте нужной информации | Фронтальный опрос |
| 24 | ||||||
36 | Безлесные зоны России |
| Изучение нового материала | Причины изменения растительности | Логические операции: сравнение, синтез, обобщение. | Индивидуально, каждому |
| 25 | ||||||
37 | Высотная поясность | 27 -2.02 | Обобщения | Балтийское море сточки зрения специалистов разных профессий. | Развитие монологической речи, умение донести тему до аудитории | Индивидуально, каждому |
| 26 | ||||||
Природа регионов России — 16 ч
| ||||||||||||||
38 | Русская (Восточно-Европейская равнина) |
| Изучение нового материала | Основные объекты природы равнины | Умение составлять схему по тексту, выделять главное | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §27 | ||||||
39 | Природные комплексы и уникумы природы Русской равнины | февраль
3 — 9 | Комбинированный | Характеристика природных зон равнины, униикумов | Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия | Группам |
| §28,29 | ||||||
40 | Кавказ: особенности гео. положения, рельефа. |
| Изучение нового материала | Хребты Кавказа, влияние рельефа на другие компоненты природы. | Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §30 | ||||||
41 | Особенности климата, природных комплексов, Уникумы природы | 10 — 16 | Изучение нового материала | Характеристика высотных поясов, униикумов | Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §29 | ||||||
42 | Урал – особенности природных компонентов |
| Изучение нового материала | Изменение природы с севера на юг и с запада на восток | Составление схемы по тексту | Индивидуальный, фронтальный опрос |
| §30 | ||||||
43 | Урал: природные комплексы и уникумы природы | 17 — 22 | Изучение нового материала | Характеристика природных зон равнины, униикумов. | Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| §31, инд. задания | ||||||
44 | Западная Сибирь: природные компоненты
|
| практикум | Заболоченность, её причины | Умение делать краткую запись по подготовленным картам | Всем | №11 | §35 | ||||||
45 | Западная Сибирь «Выявление по картам природных ресурсов и условий их освоения» | 24 — 1.03 | Урок контроля знаний | Знание понятий, причинно-следственных связей | Умение делать краткую запись по подготовленным картам | Индивидуально, каждому |
| §36 | ||||||
46 | Восточная Сибирь: особенности гео. положения, рельефа. |
| Изучение нового материала | Причины суровости природы | Составление схемы по данным | Индивидуально, каждому |
| §36 | ||||||
47 | Природные комплексы Восточной Сибири: Якутия, Минусинская котловина | Март 3 -7 | Изучение нового материала | Причины суровости природы | Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа | Индивидуально, каждому |
| §37 | ||||||
48 | Природные комплексы Восточной Сибири: Алтай, |
| Изучение нового материала | Вчем своеобразие природы Алтая, его уникальность | Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст составление рассказа | Индивидуально, каждому |
| §38 | ||||||
49 | Озеро Байкал | 10- 15 | Проект | Уникальность Байкала | Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа | Индивидуально, каждому |
| §39 | ||||||
50 | Дальний Восток: компоненты природы |
|
| Характеристика природных зон, климата | Составление схемы по тексту | Индивидуально, каждому |
| §40 | ||||||
51 | Природные комплексы и уникумы природы Д.Востока | 17 — 21 |
| Изменение природы с севера на юг и с запада на восток | Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия | Индивидуально, каждому |
| §41 | ||||||
52 | Итоговый урок «Природные районы России» |
| Обобщения знаний и контроль (зач) |
|
| Всем |
|
| ||||||
| Калининградская область 10 ч IV четверть | |||||||||||||
53 | Гео положение К/о «Определение физико-географического положения К/о | апрель 1-5.04 | Изучение нового материала | Специфика гео.положения | Схема | Всем
| №12 | Атлас, записи, схемы | ||||||
54 | Исторические особенности заселения области | 8-13 | Изучение нового материала | История формирования населения | Сомставление рассказа по различным источникам | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| Атлас, записи, схемы | ||||||
55 | Геология и рельеф |
| Изучение нового материала | Основные формы рельефа | Влияние рельефа на заселение и занятия населения | Индивидуально, каждому |
| Атлас, записи, схемы | ||||||
56 | Климат и связанные с ним стихийные явления | 7 – 12 | практикум | Определение средней t°, амплитуды. | Умение прочитать готовый график и составить свой | Индивидуально, выборочно |
| Атлас, записи, схемы | ||||||
57 | Внутренние воды: реки, озёра |
| Комбинированный | Реки, озёра области | Перевод информации в схему | Индивидуально, каждому |
| Атлас, записи, схемы | ||||||
58 | Почвы и почвенные ресурсы | 14 — 19 | Комбинированный | Типы почв, их распространение | Сравнение почв области и России. | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| Атлас, записи, схемы | ||||||
59 | «Выявление по картам природных ресурсов» |
| Комбинированный | Прирдные пресурсы, их классификацию | Умение составвить схему тексту и объяснить | Индивидуально, каждому | №13 | Атлас, записи, схемы | ||||||
60 | Растительный мир К/о | 21 -26 | Актуализация знаний. | Основные представители флоры и фауны | Влияние человека на изменение | Индивидуальный, фронтальный опрос
|
| Атлас, записи, схемы | ||||||
61 | Животный мир К/о | май 28 – 3.05 | Актуализация знаний. | Основные представители флоры и фауны | Индивидуально, каждому |
| Атлас, записи, схемы | |||||||
62 | Итоговый урок по теме «Выявление по картам чрезвычайных ситуаций» |
| Урок-конференция | Работа с атласами К/о | Умение сделать вывод на основе просмотренного материала. | Индивидуальный.
| №14 | Атлас, записи, схемы | ||||||
Рациональное природопользование | ||||||||||||||
63 | Влияние п/у на жизнь и здоровье людей | 5 – 10.05 | Актуализация знаний. | Экстремальные и оптимальные п/у | Влияние на занятия населения, примеры этих занятий | Индивидуальный |
| §44 | ||||||
64 | Стихийные природные явления |
| Актуализация знаний. | Стихийные явления | Классификация стихийных явлений | Индивидуальный |
| §45 | ||||||
65 | Изменение человеком природы | 12 — 17 |
| Примеры положительного и отрицательного изменения природы |
|
|
| §46 | ||||||
66 | Сохранение и улучшение природы – задача человека |
|
|
|
|
|
| §47 | ||||||
67 | Роль гео. науки в решении проблем взаимодействия | 19 — 24 |
|
|
|
|
| §48 | ||||||
| Резерв — 3ч |
|
|
|
|
|
|
|