Рабочая программа по географии (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №28













Рабочая программа

по географии

для 8-9 класса











Автор: Рекуть Алла Станиславовна,

учитель географии













г. Калининград,

2013 г.



ГЕОГРАФИЯ 8 – 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в 8 классе и 68 учебных часов в 9 классе. В ней пре­дусмотрено практических работ.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Баринова И.И. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2011год.

2. Дронов В.П., Ром В.Я., География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2010 год.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.





Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны в ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Структура курса

п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Практических работ

Контроль

8 класс




1

Введение.

1




Географичесое положение, история исследования

6

2

1 контр. р-та

3

Природа России.

45



Рельеф, геология

6

1

1 тест

4

Климат

7

4


5

Внутренние воды

4

1


6

Почвы

3

1


7

Растительный и животный мир

3


1контр.р-та за полуг

8

Природные комплексы

5

1


9

Природа регионов России

17

2

зачет

10

Калининградская область

10

3


11

Рациональное прирродопользование

5



12

Резерв

3




итого

70

15



9 класс

1

Введение.

3

1


2

Население

6

2


3

Общая характеристика хозяйства России

5



4

Межотраслевые комплексы

20

5

1(тест)

5

Регионы России

20

7

2 (комбиниров)

6

Новое Зарубежье

6



7

Россия на мировом рынке

4



8

Повторение, резерв

4


1 (комбиниров)


итого

68

15






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс –70 часов в год (2 часа в неделю)

Введение

Что изучает география России. Источники географических знаний.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


Практические работы:

  • Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  • Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы:

  • Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  • Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

  • Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы:

  • Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

  • Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.



Региональная часть России.

Восточно-Европейская равнина

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы

Урал. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части реги­она: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологиче­ское строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических усло­вий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Восточная Сибирь. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, ка­менный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние клима­та и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергети­ческие и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высот­ная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в ре­гионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в поло­се гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспорт­ные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Ка­захстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Ал­тай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полу­шария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Текто­ническая подвижность территории: частые землетрясения и вулка­низм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источни­ки.

Калининградская область

Географическое положение Калининградской области. Определение физико- географического положения. Исторические особенности заселения области. Геология и рельеф. Климат и связанные с ним стихийные явления. Внутренние воды: реки, озёра. Почвы и почвенные ресурсы. Выявление по картам природных ресурсов. Растительный мир. Животный мир. Выявление по картам чрезвычайных ситуаций.


9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)


Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы:

  • Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

  • Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.



Общая характеристика хозяйства России.

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Межотраслевые комплексы


Научный комплекс

Роль, значение, состав, география научного комплекса. Технополис.

Машиностроительный комплекс

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Военно-промышленный комплекс России. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.


Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа. Составление характерис­тики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Комплекс конструкционных материалов и химических веществ

Классификация конструкционных материалов, проблемы про­порциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы:

  • Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.

  • Определение по кар­там главных факторов размещения металлургических предприятий по произ­водству меди и алюминия.

  • Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности.


Агропромышленный комплекс

Состав, значение АПК. Земледелие, животноводство.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.


Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы:

  • Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.

  • Составление типовой схемы АПК.

  • Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства.


Инфраструктурный комплекс

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


Региональная часть курса

Тема 1. Районирование России

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономи­ческое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. По­лезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресур­сов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие ре­ки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской наци­ональной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение юж­ной части региона. Высокая численность и плотность населения. Ко­личество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и про­блемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Аг­ропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топлив­но-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональ­ные различия. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгоро­да, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы:

  • Сравнение географического положения и плани­ровки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледо­витому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влияние географиче­ского положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, река­ми, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и сред­няя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Населе­ние: национальный состав, традиции и культура. Города региона. От­ток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, хи­мической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Коль­ско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в горо­де Мирном.

Практические работы:

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменнос­тей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древ­него заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, со­циальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Геополитическое положение района.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского насе­ления. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основ­ные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район суб­тропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сель­скохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности вод­ными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабаты­вающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энер­гетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фо­кусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района.. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Рус­ское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агро­промышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощ­ная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы рес­публик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основ­ные географические фокусы экономических, социальных и экологи­ческих проблем региона

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобываю­щая промышленность, металлургия, химическая и лесная промыш­ленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидов­ские города-заводы и современная система расселения в районе. Про­блемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупней­шие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного по­крова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологиче­ские проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практическая работа. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.

Западная Сибирь. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лес­ные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Трансси­бирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих от­раслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Запад­но-Сибирского района для жизни и быта человека.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положе­ние к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследова­тели северных морей.

Коренные на­роды, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Откры­тие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства террито­рии. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития про­мышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспорт­ных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-истори­ческие, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практические работы:

  • Составление характеристики Норильского про­мышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

  • Оценка осо­бенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Юг Сибири. Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Со­здание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новоси­бирск — научный центр.

Канско-Ачинский бассейн. Гид­роресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселе­ние территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красно­ярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Горные системы, землетрясения, бай­кальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземель­ные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перс­пективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики под­районов Южной Сибири.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китайской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной се­ти. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние примор­ского положения на смещение границ природных зон к югу. Гиган­тизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлю­лозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоре­сурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перс­пективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке ре­гиона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработ­ка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транс­портная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агрокли­матические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интег­рация со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, про­мышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основ­ные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы:

  • Выделение на карте индустриальных, транспорт­ных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

Калининградская область

Гео. положение, Определение ЭГП Калининградской области.Природные условия и ресурсы.История заселения Отрасли промышленности и территориальная структура хозяйства. Агропромышленный комплекс. Транспортный комплекс. Роль и место в экономике России.

Практические работы:

  • Составление картосхемы внешних связей

  • Приоритетные отрасли развития

  • «Разработка маршрутов путешествий с целью изучения культурно-исторических достопримечательностей.




Тема 4. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.









































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

8 класс

Всего часов 70

Практических работ: 15

п/п

Раздел,

тема урока

Дата

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Метапредметные навыки

Формы контроля

Практические

работы

Где смотреть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение 1ч I четверть

1

Ввведение. Что изучает физическая география

сентябрь

2-7.09

Изучение нового материала

Знакомство со структурой учебника, требованиями

Работа с различными источниками информации

Вводная беседа.


1

Гео. положение 6ч


2

Гео. положение, границы, крайние точки. «Определение гео. положения, границ, крайних точек»т


Изучение нового материала, 3практикум

Ближайшие соседи, границы, крайние точки.

Работа в группах, составление схемы и представление на карте

Индивидуальный, каждому

1

2

3

Моря, омывающие Россию

9-14


Моря у берегов России, экологические проблемы морей, ресурсы морей

Перевод текстовой информации в табличную на карту

Индивилуально, каждому


2

4

Разница во времени, часовые пояса




Индивилуально, каждому

2

5

История освоения территории России

16-21


Открытия новгородцев, поморов, походы Ермака, выход к Тихому океану

Перевод информации в табличный вариант

индивидуально


4

6

История исследования территории России в 18 – 19 в.



I и II Камчатские экспедиции, их роль , знчение

Перевод информации в табличный вариант


1 (контор. р-та )


7.

Изучение территории Россиив в 19 – 20 в.



Советские экспедиции, достижения советских первоооткрывателей

Работа в маых группах




Рельеф, геология – 7 ч

8

Главные особенности рельефа России


23 — 26

Изучение нового материала

Основные формы рельефа России.

Умение использовать знаково-символические средства

Р-та на конт. карте



9

Геологическое строение России


Изучение нового материала

Складчатая и платформенная область, соответствующие им форы рельефа

Составление схемы по тексту учебника

Самостоятельная работа. (отм. выборочно)


5

10

Геологическое летоисчисление

октябрь


1-5.10

Изучение нового материала

Геохронологическая таблица, эрыы, периоды, области складчатости их обозначение на карте

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Самостоятельная работа. (отм. выборочно


6

11

Взимосвязь рельефа и внутреннего строения Земли «Сопоставление тектонической и физической карты»


Практикум

Практические навыки работы с артой

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Практикум. Отметки всем

3

7

12

Минеральные ресурсы

7-12

практикум

Знакомство с видами природных ресурсов

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Практикум. Отметки выборочно



13

Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы, влияющие на рельеф.


Изучение нового материала

Понятия, связанные с деятельностью эндогенных и экзогенных процесссов.

Понимать основные гео. термины уметь применять их в нужной ситуации

Индивидуальный, фронтальный опрос


7

14

Урок обобщения и контроля знаний

14-19


Основные понятия темы, их применение в конкретной ситуации

Умение планировать и организовывать своё время

тест


7

Климат – 7ч

15

Факторы, влмияющие на климат, Солнечная радиация. «Определение по картам R суммарной, и поглощённой»


Изучение нового материала

R суммарная , и поглощённая,её изменения и причины

Работа и с различными источниками информации

Всем

4

10

16

Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

21- 26


Понятия циркуляция, циклоны и антициклоны и погода, приносимая ими.

Умение составлятьб прогноз погоды

Индивидуальный, фронтальный опрос


9

17

Распределение t° воздуха по территории. «Определение закономерностей распределения t°»


Изучение нового материала

Изменение t° зимой и летом

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Всем

5

9

18

Распределение О , коэффициент увлажнения,

28-02.11

Изучение нового материала

коэффициент увлажнения, достаточное, избыточное, недостаточное увлажнение

Необходимость расчёта коэффициента при ведении с/х

Всем


13

19

Климатические пояса и типы климата «Определение к увлажнения»

ноябрь

11 -16

Практикум

Климатические пояса и типы климата, их отличие

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.


6

20

Неблагоприятные явления, связанные с климатом. «Определение по картам особенностей погоды в различных частях страны»


Изучение нового материала

Типы явлений, их характеристики

Классификация явлений

Индивидуально

7

11

21

Обобщение и повторение по теме «Климат»

18-23

Урок-проект


Составление прогноза погоды по данным

Индивидуально



Внутренние воды — 4ч

22

Разнообразие внутренних вод. Режим, источники питания

Изучение нового материала

Главные реки Росси, бассейны океанов, направления течения.

Влияние на реки рельефа и климата

Индивидуальный, фронтальный опрос


12

23

«Характеристика по картам реки»


Практикум

Применение знаний в новой ситуации

Составление характеристики по разным источникам информации.

всем

8

12

24

Озёра, болота, водохранилища

25 -30

Изучение нового материала

Типы котловин, крупнейшие озёра .


Индивидуально


13


25

Водные ресурсы


Обобщения


Работа в группах



14


Почвы 3 ч

26


Факторы почвообразования, строение почв.


декабрь

2 -7

Актуализация знаний.

Понятие почва, почвенный профиль, его влияние на плодородие.


Составление схемы текста, составление профиля

Индивидуальный, фронтальный опрос,

практикум, выборочно.


15

27

Главные типы почв

«Определение факторов почвообразования»


Изучение нового материала

Типы почв, их размещение

Составление таблиц по тексту

Индивидуально, каждому

9

16

28

Почвенные ресурсы.

9-14

практикум

Применение полученных знаний в новой ситуации

Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст

индивидуально



Растительный и животный мир — 3ч

29

Типичные представители растительного мира


Актуализация знаний.

Взаимосвязь растительного мира с другими компонентами природы

Составить схему текста

индивидуально

9

18

30

Типичные представители животного мира

16-21

Актуализация знаний.

Элементы рельефа дна океана.

Составление схемы по тексту

Индивидуальный, фронтальный опрос


27

Охрана и восстановление биологических ресурсов


обобщение

Контроль знаний по теме с использованием знаний


Комбинированная контрольная работа №2


32

Обобщение и повторение по теме Основные компоненты природы»

23- 28

проект


Презентация любой темы по выбору




Природные комплексы – III четверть

33

Разнообразие ПТК России. Природное районирование

13 — 18

Изучение нового материала

Принципы районирования, ПТК природные и антропогенные

Умение составлять схему по тексту, выделять главное

Индивидуальный, фронтальный опрос


21

34

Природные зоны «Выявление зависимости м-ду ПК арктических пустнь и тундры»


Изучение нового материала

Характерные представители северных природных зон.

Составление таблицы, работа с атласом

Всем

10

23, подписать на карте

35

Лесные зоны России

20-25

Изучение нового материала

Типы лесов по преобладающим видам растений

Нахождение в тексте нужной информации

Фронтальный опрос


24

36

Безлесные зоны России


Изучение нового материала

Причины изменения растительности

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Индивидуально, каждому


25

37

Высотная поясность

27 -2.02

Обобщения

Балтийское море сточки зрения специалистов разных профессий.

Развитие монологической речи, умение донести тему до аудитории

Индивидуально, каждому


26

Природа регионов России — 16 ч


38

Русская (Восточно-Европейская равнина)


Изучение нового материала

Основные объекты природы равнины

Умение составлять схему по тексту, выделять главное

Индивидуальный, фронтальный опрос


§27

39

Природные комплексы и уникумы природы Русской равнины

февраль


3 — 9

Комбинированный

Характеристика природных зон равнины, униикумов

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

Группам


§28,29

40

Кавказ: особенности гео. положения, рельефа.


Изучение нового материала

Хребты Кавказа, влияние рельефа на другие компоненты природы.

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуальный, фронтальный опрос


§30

41

Особенности климата, природных комплексов, Уникумы природы

10 — 16

Изучение нового материала

Характеристика высотных поясов, униикумов

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

Индивидуальный, фронтальный опрос


§29

42

Урал – особенности природных компонентов


Изучение нового материала

Изменение природы с севера на юг и с запада на восток

Составление схемы по тексту

Индивидуальный, фронтальный опрос


§30

43

Урал: природные комплексы и уникумы природы

17 — 22

Изучение нового материала

Характеристика природных зон равнины, униикумов.

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуальный, фронтальный опрос



§31, инд. задания

44

Западная Сибирь: природные компоненты



практикум

Заболоченность, её причины

Умение делать краткую запись по подготовленным картам

Всем

11

§35

45

Западная Сибирь

«Выявление по картам природных ресурсов и условий их освоения»

24 — 1.03

Урок контроля знаний

Знание понятий, причинно-следственных связей

Умение делать краткую запись по подготовленным картам

Индивидуально, каждому


§36

46

Восточная Сибирь: особенности гео. положения, рельефа.


Изучение нового материала

Причины суровости природы

Составление схемы по данным

Индивидуально, каждому


§36

47

Природные комплексы Восточной Сибири: Якутия, Минусинская котловина

Март

3 -7

Изучение нового материала

Причины суровости природы

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуально, каждому


§37

48

Природные комплексы Восточной Сибири: Алтай,


Изучение нового материала

Вчем своеобразие природы Алтая, его уникальность

Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст составление рассказа

Индивидуально, каждому


§38

49

Озеро Байкал

10- 15

Проект

Уникальность Байкала

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуально, каждому


§39

50

Дальний Восток: компоненты природы



Характеристика природных зон, климата

Составление схемы по тексту

Индивидуально, каждому


§40

51

Природные комплексы и уникумы природы Д.Востока

17 — 21


Изменение природы с севера на юг и с запада на восток

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

Индивидуально, каждому


§41

52

Итоговый урок «Природные районы России»


Обобщения знаний и контроль (зач)



Всем




Калининградская область 10 ч IV четверть

53

Гео положение К/о «Определение физико-географического положения К/о

апрель

1-5.04

Изучение нового материала

Специфика гео.положения

Схема

Всем


12

Атлас, записи, схемы

54

Исторические особенности заселения области

8-13

Изучение нового материала

История формирования населения

Сомставление рассказа по различным источникам

Индивидуальный, фронтальный опрос



Атлас, записи, схемы

55

Геология и рельеф


Изучение нового материала

Основные формы рельефа

Влияние рельефа на заселение и занятия населения

Индивидуально, каждому


Атлас, записи, схемы

56

Климат и связанные с ним стихийные явления

7 – 12

практикум

Определение средней t°, амплитуды.

Умение прочитать готовый график и составить свой

Индивидуально, выборочно


Атлас, записи, схемы

57

Внутренние воды: реки, озёра


Комбинированный

Реки, озёра области

Перевод информации в схему

Индивидуально, каждому


Атлас, записи, схемы

58

Почвы и почвенные ресурсы

14 — 19

Комбинированный

Типы почв, их распространение

Сравнение почв области и России.

Индивидуальный, фронтальный опрос



Атлас, записи, схемы

59

«Выявление по картам природных ресурсов»


Комбинированный

Прирдные пресурсы, их классификацию

Умение составвить схему тексту и объяснить

Индивидуально, каждому

13

Атлас, записи, схемы

60

Растительный мир К/о

21 -26

Актуализация знаний.

Основные представители флоры и фауны

Влияние человека на изменение

Индивидуальный, фронтальный опрос



Атлас, записи, схемы

61

Животный мир К/о

май

28 – 3.05

Актуализация знаний.

Основные представители флоры и фауны

Влияние человека на из+ние

Индивидуально, каждому


Атлас, записи, схемы

62

Итоговый урок по теме «Выявление по картам чрезвычайных ситуаций»


Урок-конференция

Работа с атласами К/о

Умение сделать вывод на основе просмотренного материала.

Индивидуальный.


14

Атлас, записи, схемы

Рациональное природопользование

63

Влияние п/у на жизнь и здоровье людей

5 – 10.05

Актуализация знаний.

Экстремальные и оптимальные п/у

Влияние на занятия населения, примеры этих занятий

Индивидуальный


§44

64

Стихийные природные явления


Актуализация знаний.

Стихийные явления

Классификация стихийных явлений

Индивидуальный


§45

65

Изменение человеком природы

12 — 17


Примеры положительного и отрицательного изменения природы




§46

66

Сохранение и улучшение природы – задача человека







§47

67

Роль гео. науки в решении проблем взаимодействия

19 — 24






§48


Резерв — 3ч










Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 9 класса «Турнир географов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: