Рабочая программа по географии для 5 х классов

Рабочая программа по географии для 5 х классов

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа линии УМК «География. Сферы»

для основной школы составлена на основе:

  1. Федерального  образовательного стандарта общего образования

  2.  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  3. Фундаментального ядра содержания общего образования,

  4. На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П.Дронова, Л. Е. Савельевой.

  5.  В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  6. Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

  7. Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Главная цель  географии  в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических  процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать
у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;  
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

 

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.

 Мишняева Е.Ю. Котляр О.Г. Тетрадь-практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

  Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь  — тренажер в 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.

  Барабанов В. В. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь — экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

  Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

   Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.


Место географии в учебном плане.

Рабочая программа  линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа)  в 5 классе. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует  курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» (издательство «Просвещение», автор   А.А. Плешаков) данный курс является пропедевтическим.

Результаты обучения географии

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Программа имеет 5 содержательных разделов.


Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Введение

2


Развитие географических знаний о Земле

7

1

Изображение земной поверхности и их использование

12

4

Земля – планета Солнечной системы

5

Литосфера – каменная оболочка Земли

8

2

Итого

34

7



Содержание курса

     География. Планета Земля

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

 План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

ВВЕДЕНИЕ — 2 ч.
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.

Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ  8 ч


Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян.  Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского   купца

А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки.  Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.

Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ   И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 12 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
 Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.

Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 5 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.


Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
 Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися   7 практических работ в тетради — практикуме:

  1. Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники»

        2.Определение на местности направлений и расстояний

        3.Полярная съемка местности

       4.Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

       5.Составление маршрута путешествия

       6.Определение горных пород по их свойствам

      7. Построение профиля рельефа

Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

6 класс

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.




урока

Дата

проведения

Тема урока


Проблема,

решаемая учеником

Понятия

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

География. Планета Земля. 5 класс (35ч)

Введение (2ч)


Урок 1

География: древняя и современная наука.

Ресурс урока:

Учебник, с. 5-9; атлас; контурные карты; тетрадь-тренажер с. 3. с. 4 (№1), с. 12 (№1), тетрадь-практикум,с.3, тетрадь-экзаменатор,с.3; электронное приложение к учебнику.

Зарождение науки о Земле. Система географических наук.

Система географических наук

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлениюнауки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы.


Урок 2

География в современном мире.

Ресурсы урока: учебник, с. 10-11; атлас с. 2, 22, 28, 32; тетрадь-тренажёр, с.4 (№2), с.7 (№1,2); электронное приложение к учебнику

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией.


Зачем человеку нужна география.

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р.Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Различать природные и антропогенные и географические объекты

  1. Развитие географических знаний о Земле (8ч)


1.


География в древности.

Ресурсы урока: учебник, с. 14-15; атлас, с. 12-13; электронное приложение к учебнику

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Территория древних государств Востока.

Показывать по картам территории древних государств Востока.

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока.


2.



Географические знания о древней Европе.

Ресурсы урока: учебник, с. 16-17; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 4-5 (№3,4), с.15 (№6); электронное приложение к учебнику;

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.


Территория древних государств Востока.

Показывать по картам территории древних государств Европы.

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме.


3.



География в эпоху Средневековья: Азия, Европа.

Ресурсы урока: учебник, с.18 -21; атлас, с 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 5 (№5), с. 16 (№1); электронное приложение к учебнику

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели.


Арабских мореходов, А. Никитин, викинги, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги.

4.



Открытие Нового Света.

Ресурсы урока: учебник, с 22-23; атлас с.12-13; тетрадь-тренажёр, с.5 (№6,8), с.7 (№3), с.13 (№3, с. 14 (№5), с. 16 (№2); электронное приложение к учебнику

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба. А. Веспуччи история названия открытых Х. Колумбом континентов.

Значение открытия Нового света.

Новый Свет. Х. Колумб. А. Веспуччи.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов.

5.



Эпоха Великих географических открытий.

Ресурсы урока:

учебник, с. 24-25, атлас с.12-13; тетрадь-тренажёр, с.5 (№7,9,10), с.8 (№4), с.10-11 (№2), с. 11 (№3), с. 17 (№5); электронное приложение к учебнику

Новый морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение ВГО.

ВГО.

Васко да Гама.

Ф. Магеллан, Ф. Дрейк.




Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи ВГО.

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях в эпохи ВГО.

6.



Открытие Австралии и Антарктиды.

Ресурсы урока: учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13; тетрадь- тренажёр, с. 9 (№6,7), с. 14 (№4), с.16. (№3); тетрадь-практикум, с. 4-5; электронное приложение к учебнику

Практическая работа

по составлению презентации о великих путешественниках.

Карта маршрутов путешественников.

Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен,

М.П. Лазарев,

И.Ф. Крузенштерн,

Ю.Ф. Лисянский

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

П. Вычитывать все уровни текстовой информации.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.


7.



Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле».

Ресурсы урока: учебник, с. 28-30; атлас, с. 12-13, 2-3,22-23, 28-29, 32-35; тетрадь- тренажёр, с. 6 (№11-15), с.10 (№ 1), с. 11 (№ 3,4), с.12 (№4), с.17 (№4), тетрадь-экзаменатор, с. 4-13; электронное приложение к учебнику

Исследования полярных областей Земли. Покорение Антарктиды. Исследования океанов, труднодоступных территорий. Вклад России в географические исследования. Изучение верхних слоёв атмосферы.

Географические знания о Земле, ВГО.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя)

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 30;

— выполнение вариантов контрольной работы в тетради-экзаменаторе, с. 4-13.






  1. Земля – планета солнечной системы.(5 ч)



1.


Ресурсы урока. Учебникс.56-57;атлас с14-15; тренажер с.34(№1-5),с.36(№1-2)с.40-42(№1-6).с.44(«2) Электронное приложение к учебнику.


Земля в солнечной системе.



Состав солнечно системы. Уникальность


Солнечная система. Млечный Путь. Система «Земля – Луна».

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Предметные

Анализировать иллюстративно-справочный материал и Сравнивать планеты солнечной системы по разным параметрам.

Составлять космический «адрес» планеты Земля.

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Личностные


Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир. Становление основных взглядов

2

Ресурсы урока: учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с. 34 (№6-10), с. 36 (№3), с. 38-39 (№ 1-3), с. 44 (№1), с. 45 (№3,4); электронное приложение к учебнику


Осевое вращение Земли

Движение Земли. Их географические следствия

Осевое вращение. Сутки. Часовые пояса.

Наблюдать действующую модельеллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг оси.


П. Уметь производить поиск информации.

К. приводить аргументы, подтверждать их фактами.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Первоначальное представление о строении солнечной системы.

Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир

3.

Ресурсы урока: учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 35 (№11-13), с. 37-38 (№4-7), с.39-40 (№ 4-8), с. 43 (№7,8), с. 45 (№5,6); электронное приложение к учебнику

Орбитальное движение Земли.

Каковы следствия вращения Земли? Что означают линии тропиков и полярных кругов? На какие пояса они делят поверхность Земли?

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.


Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К. Кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.

Р.Подтверждать аргументы фактами.

Понимание роли и значения географических знаний.


4.

Ресурсы урока: учебник, с. 62-63; атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 35 (№ 14), с. 36 (№15),с 38 (№8); электронное приложение к учебнику


Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Чем кометы отличаются от метеоритов и метеоров? Существуют ли проблемы при освоении космического пространства?

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.


Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.


П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. участвовать в совместном диалоге.

Уметь вести дискуссию.

Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Понимание роли и значения географических знаний.

Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах

5.

Ресурсы урока.

Тетрадь-тренажер с.30-37. Электронное приложение к учебнику.

Подведем итоги.

Практическая работа. «Сравнительная характеристика планет солнечной системы».

Строение и состав планет.

Чему научились?

Что новое узнали?


Все понятия темы «Планеты солнечной системы».

Умение применять теоретические знания на практике

К.. Отстаивать свою точку зрения фактами и аргументами.

Р. Осознавать конечный результат.

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты

Умение контролировать и оценивать свои действия




урока

Дата

проведения

Тема урока


Проблема,

решаемая учеником

Понятия

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

  1. Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)


Изображения земной поверхности.

Ресурсы урока: Учебник, с. 32-33-Атлас; Тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 1,2), с.28 (№ 1),электронное приложение к учебнику


Наука о создании карт. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки


Формы земной поверхности.

Глобус как объемная модель Земли.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы


Масштаб

Ресурсы урока: учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);тетрадь-тренажёр, с. 18 (№3), с.21 (№1),с. 25(№6 частично), с.26 (№7 частично));электронное приложение к учебнику

Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.


Что показывает масштаб.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р.Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач


Условные знаки

Ресурсы урока: учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 18- (№4); электронное приложение к учебнику

Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные.

Что такое условные знаки и легенда.

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Представлять информацию в разных формах



Способы изображения неровностей земной поверхности

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

Ресурсы урока: учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 18-19 (№5-7), с.32 (1,2); электронное приложение к учебнику; тетрадь- практикум, с. 6-7

Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.


Абсолютная, относитель —

ная высота.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели



Стороны горизонта. Ориентирование.

Ресурсы урока: учебник, с. 40-41; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№9), с. 21 (№2), с. 29 (№5); электронное приложение к учебнику

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу Измерение углов с помощью транспортира.


Что такое компас? Для чего он нужен.

Стороны горизонта

Понятие «азимут».

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.


Съёмка местности.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. Ресурсы урока: учебник, с 42-43; атлас с.2-3; тетрадь-тренажёр, с.19 (№8), с.22 (№4), с.23 (№1); тетрадь- практикум, с. 8- 9 практическая работа «Определение на местности направлении и расстояний»; электронное приложение к учебнику

Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.


Что такое глазомерная съёмка.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.


Составление плана местности.

Ресурсы урока: учебник, с. 44-45; тетрадь-практикум, с.10-11,14-15,

практическая работа «Построение схемы маршрута»


Составлять простейший план небольшого участка местности.

П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Представлять информацию в разных формах


Географические карты

Ресурсы урока: учебник, с. 46-47; атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь- тренажёр, с. 19 (№10,11), с. 23 (№5), с.28. (№3), с.29 (№6), с.30 (№7), с.31 (№9); электронное приложение к учебнику

Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.


Чем отличается карта от плана.

Читать карты различных видов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты.

П. Вычитывать все уровни текстовой информации.

различные виды планов.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Сравнивать объекты, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач


Параллели и меридианы

Ресурсы урока: учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь- тренажёр, с. 20 (№12-14), с.21 (№ 3), с. 23 (№ 2), с.24-26 (№3-7), с.28 (№2), с. 29 (№4), с.30 (№8); электронное приложение к учебнику

Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Что такое «параллель» и «меридиан». Экватор и начальный меридиан.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки


Географические координаты.

Ресурсы, урока: учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); тетрадь- тренажёр, с.20 (№15-17), с. 26-27 (№8-12), с. 33 (№10); электронное приложение к учебнику, тетрадь- практикум, с. 12-13

Измерение расстояний с помощью градусной сетки.


Что такое географическая широта и географическая долгота

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.


Географические информационные системы

Ресурсы урока: учебник, с. 52-53. Тетрадь- тренажер, с.20 (№18), тетрадь- практикум, с. 14-15

Возможности современных ГИС и их практическое применение.

Понятие о ГИС.

Овладение основами картографической грамотности.

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах


Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Ресурсы урока: учебник, с. 54; атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 14-29; тетрадь- практикум, с. 12-13;

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме.

Глобус, географическая карта

Умение применения картографической грамотности

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Понимание роли и значения географических знаний.





урока

Дата проведения

Ресурс урока

Тема урока


ПРОБЛЕМА, РЕШАЕМАЯ УЧЕНИКОМ

ПОНЯТИЯ

Планируемые результаты






предметные

УУД

Личностные


  1. ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

1.

Ресурсы урока: учебник, с.66-67, атлас, с.20-21,24-25; тетрадь- тренажер, с. 46 (1-3); тетрадь практикум, с. 16-19, практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»; электронное приложение к учебнику

Строение Земли

Горные породы.

Определение горных пород по их свойствам.

Можно ли узнать о внутреннем строении Земли? Каким образом?

Почему на Земле встречаются различные минералы и горные породы

Мантия. Ядро. Горные породы. Минералы.

Описывать свойства горных пород, уметь сравнивать разные виды.


К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Р. Подтверждать аргументы фактами.

П. Классифицировать факты и явления.

Первоначальное представление о внутреннем строении Земли.

2.

Ресурсы урока: учебник, с. 68-69; атлас, с. 20-21; тетрадь- тренажёр, с. 47 (№4,5), с. 50 (№1), с.58 (№1),с. (№62); электронное приложение


Земная кора в литосфере

Что расположено под земной корой? Как земная кора образуется?

Внутренние оболочки земных недр

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.


К. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Р. Сверять свои действия с целью.

П. Строить логически обоснованное рассуждение.

Готовность и способность к самообразованию

3.

Ресурсы урока: учебник, с. 70-71; атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); тетрадь- тренажёр, с. 47- 48 (№6-9),с. 51 (№ 5,6), с. 53-56 (№1-11), с. 58 (№2,3), с. 62 (№1), с. 63 (№ 3,4); электронное приложение к учебнику


Рельеф Земли.


Какие формы рельефа бывают? Их различия по высоте. Как определять по картам крупные формы рельефа.


Рельеф дна и суши.

Выполнять практические работы по определению на картах крупных форм рельефа

Определять по географическим картам географического положения. Гор и равнин.

Показывать их.

К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Умение ясно и четко излагать свои мысли в устной форме.

4.

Ресурсы урока: учебник, с. 72-77; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.48 (№10-12), с. 50-51 (№2-4), с. 56-57 (№ 12-16), с. 59 (№ 4,5); электронное приложение к учебнику


Внутренние силы Земли.

Внешние силы, создающие рельеф

Какие силы разрушают и создают рельеф Земли?


Вулканизм. Землетрясения.

Выветривание .

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.


Ответственное отношение к учению

5.

Ресурсы урока: учебник, с. 78-80; атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); тетрадь-тренажёр, с. 49 (№ 15,16), с. 52 (№17), . 60-61 (№8-10); с. 24—31; электронное приложение к учебнику


Человек и мир камня

Какая существует связь между хозяйственной деятельностью человека и изменениями рельефа

Добыча полезных ископаемых

Устанавливать причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и изменениями рельефа

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о пользе полезных ископаемых

К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

П. Составлять различные виды планов.

Умение четко и грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи.

6.

тетрадь-практикум, практическая работа «Построение профиля рельефа»; тетрадь-экзаменатор

Подведем итоги

1 вариант. Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги»

Чему научились?

Что новое узнали?

2 вариант Построение профиля рельефа

Все понятия темы «Литосфера – каменная оболочка Земли».

Умение применять теоретические знания на практике

К.. Отстаивать свою точку зрения фактами и аргументами.

Р. Осознавать конечный результат.

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты

Умение контролировать и оценивать свои действия







Свежие документы:  Рабочая программа по географии России 8 класс Алексеева

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: