Рабочая программа по географии для 5 х классов
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа линии УМК «География. Сферы»
для основной школы составлена на основе:
Федерального образовательного стандарта общего образования
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования,
На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П.Дронова, Л. Е. Савельевой.
В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.
Мишняева Е.Ю. Котляр О.Г. Тетрадь-практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь — тренажер в 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.
Барабанов В. В. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь — экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.
Место географии в учебном плане.
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа) в 5 классе. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» (издательство «Просвещение», автор А.А. Плешаков) данный курс является пропедевтическим.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Программа имеет 5 содержательных разделов.
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Практические работы | |
Введение | 2 |
|
Развитие географических знаний о Земле | 7 | 1 |
Изображение земной поверхности и их использование | 12 | 4 |
Земля – планета Солнечной системы | 5 | — |
Литосфера – каменная оболочка Земли | 8 | 2 |
Итого | 34 | 7 |
Содержание курса
География. Планета Земля
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
ВВЕДЕНИЕ — 2 ч.
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ 8 ч
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца
А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 12 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 5 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 7 практических работ в тетради — практикуме:
Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники»
2.Определение на местности направлений и расстояний
3.Полярная съемка местности
4.Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов
5.Составление маршрута путешествия
6.Определение горных пород по их свойствам
7. Построение профиля рельефа
Перечень обязательной географической номенклатуры
5 класс
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
6 класс
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Дата проведения | Тема урока
| Проблема, решаемая учеником | Понятия | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | |||||||||
Предметные | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные | |||||||||||
География. Планета Земля. 5 класс (35ч) | |||||||||||||
Введение (2ч) | |||||||||||||
|
| Урок 1 География: древняя и современная наука. Ресурс урока: Учебник, с. 5-9; атлас; контурные карты; тетрадь-тренажер с. 3. с. 4 (№1), с. 12 (№1), тетрадь-практикум,с.3, тетрадь-экзаменатор,с.3; электронное приложение к учебнику. | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. | Система географических наук | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлениюнауки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. | П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы. | ||||||
|
| Урок 2 География в современном мире. Ресурсы урока: учебник, с. 10-11; атлас с. 2, 22, 28, 32; тетрадь-тренажёр, с.4 (№2), с.7 (№1,2); электронное приложение к учебнику | Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией.
| Зачем человеку нужна география. | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р.Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Различать природные и антропогенные и географические объекты | ||||||
| |||||||||||||
1. |
| География в древности. Ресурсы урока: учебник, с. 14-15; атлас, с. 12-13; электронное приложение к учебнику | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. | Территория древних государств Востока. | Показывать по картам территории древних государств Востока. | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
| Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока.
| ||||||
2. |
|
Географические знания о древней Европе. Ресурсы урока: учебник, с. 16-17; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 4-5 (№3,4), с.15 (№6); электронное приложение к учебнику; | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.
| Территория древних государств Востока. | Показывать по картам территории древних государств Европы. | П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме.
| ||||||
3. |
|
География в эпоху Средневековья: Азия, Европа. Ресурсы урока: учебник, с.18 -21; атлас, с 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 5 (№5), с. 16 (№1); электронное приложение к учебнику | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели.
| Арабских мореходов, А. Никитин, викинги, Марко Поло. | Наносить маршруты путешествий на контурную карту. | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги. | ||||||
4. |
|
Открытие Нового Света. Ресурсы урока: учебник, с 22-23; атлас с.12-13; тетрадь-тренажёр, с.5 (№6,8), с.7 (№3), с.13 (№3, с. 14 (№5), с. 16 (№2); электронное приложение к учебнику | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба. А. Веспуччи история названия открытых Х. Колумбом континентов. Значение открытия Нового света. | Новый Свет. Х. Колумб. А. Веспуччи. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов. | ||||||
5. |
|
Эпоха Великих географических открытий. Ресурсы урока: учебник, с. 24-25, атлас с.12-13; тетрадь-тренажёр, с.5 (№7,9,10), с.8 (№4), с.10-11 (№2), с. 11 (№3), с. 17 (№5); электронное приложение к учебнику | Новый морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение ВГО. | ВГО. Васко да Гама. Ф. Магеллан, Ф. Дрейк.
| Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи ВГО. | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях в эпохи ВГО. | ||||||
6. |
| Открытие Австралии и Антарктиды. Ресурсы урока: учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13; тетрадь- тренажёр, с. 9 (№6,7), с. 14 (№4), с.16. (№3); тетрадь-практикум, с. 4-5; электронное приложение к учебнику | Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках. | Карта маршрутов путешественников. Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский | Наносить маршруты путешествий на контурную карту. | П. Вычитывать все уровни текстовой информации. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | ||||||
7. |
| Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле». Ресурсы урока: учебник, с. 28-30; атлас, с. 12-13, 2-3,22-23, 28-29, 32-35; тетрадь- тренажёр, с. 6 (№11-15), с.10 (№ 1), с. 11 (№ 3,4), с.12 (№4), с.17 (№4), тетрадь-экзаменатор, с. 4-13; электронное приложение к учебнику | Исследования полярных областей Земли. Покорение Антарктиды. Исследования океанов, труднодоступных территорий. Вклад России в географические исследования. Изучение верхних слоёв атмосферы. | Географические знания о Земле, ВГО. | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. | П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя) — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 30; — выполнение вариантов контрольной работы в тетради-экзаменаторе, с. 4-13. |
1. |
Ресурсы урока. Учебникс.56-57;атлас с14-15; тренажер с.34(№1-5),с.36(№1-2)с.40-42(№1-6).с.44(«2) Электронное приложение к учебнику. |
Земля в солнечной системе.
|
Состав солнечно системы. Уникальность |
Солнечная система. Млечный Путь. Система «Земля – Луна». | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные Анализировать иллюстративно-справочный материал и Сравнивать планеты солнечной системы по разным параметрам. Составлять космический «адрес» планеты Земля. | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные
П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Личностные
Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир. Становление основных взглядов | |||||
2 | Ресурсы урока: учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с. 34 (№6-10), с. 36 (№3), с. 38-39 (№ 1-3), с. 44 (№1), с. 45 (№3,4); электронное приложение к учебнику
| Осевое вращение Земли | Движение Земли. Их географические следствия | Осевое вращение. Сутки. Часовые пояса. | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг оси.
| П. Уметь производить поиск информации. К. приводить аргументы, подтверждать их фактами. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Первоначальное представление о строении солнечной системы. Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир |
3. | Ресурсы урока: учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 35 (№11-13), с. 37-38 (№4-7), с.39-40 (№ 4-8), с. 43 (№7,8), с. 45 (№5,6); электронное приложение к учебнику | Орбитальное движение Земли. | Каковы следствия вращения Земли? Что означают линии тропиков и полярных кругов? На какие пояса они делят поверхность Земли? | Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.
| Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги. | П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме. Р.Подтверждать аргументы фактами. | Понимание роли и значения географических знаний.
|
4. | Ресурсы урока: учебник, с. 62-63; атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 35 (№ 14), с. 36 (№15),с 38 (№8); электронное приложение к учебнику | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Чем кометы отличаются от метеоритов и метеоров? Существуют ли проблемы при освоении космического пространства? | Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. | Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. участвовать в совместном диалоге. Уметь вести дискуссию. Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Понимание роли и значения географических знаний. Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах |
5. | Ресурсы урока. Тетрадь-тренажер с.30-37. Электронное приложение к учебнику. | Подведем итоги. Практическая работа. «Сравнительная характеристика планет солнечной системы». | Строение и состав планет. Чему научились? Что новое узнали? | Все понятия темы «Планеты солнечной системы». | Умение применять теоретические знания на практике | К.. Отстаивать свою точку зрения фактами и аргументами. Р. Осознавать конечный результат. П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты | Умение контролировать и оценивать свои действия |
Дата проведения | Тема урока
| Проблема, решаемая учеником | Понятия | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | |||
Предметные | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные | |||||
| |||||||
|
| Изображения земной поверхности. Ресурсы урока: Учебник, с. 32-33-Атлас; Тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 1,2), с.28 (№ 1),электронное приложение к учебнику
| Наука о создании карт. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки | Формы земной поверхности. Глобус как объемная модель Земли. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике | П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы |
|
| Масштаб Ресурсы урока: учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);тетрадь-тренажёр, с. 18 (№3), с.21 (№1),с. 25(№6 частично), с.26 (№7 частично));электронное приложение к учебнику | Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.
| Что показывает масштаб. | Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р.Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
|
| Условные знаки Ресурсы урока: учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 18- (№4); электронное приложение к учебнику | Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. | Что такое условные знаки и легенда. | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
| Представлять информацию в разных формах
|
|
| Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа «Построение профиля рельефа» Ресурсы урока: учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 18-19 (№5-7), с.32 (1,2); электронное приложение к учебнику; тетрадь- практикум, с. 6-7 | Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.
| Абсолютная, относитель — ная высота. | Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины | П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели
|
|
| Стороны горизонта. Ориентирование. Ресурсы урока: учебник, с. 40-41; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№9), с. 21 (№2), с. 29 (№5); электронное приложение к учебнику | Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу Измерение углов с помощью транспортира.
| Что такое компас? Для чего он нужен. Стороны горизонта Понятие «азимут». | Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. |
|
| Съёмка местности. Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. Ресурсы урока: учебник, с 42-43; атлас с.2-3; тетрадь-тренажёр, с.19 (№8), с.22 (№4), с.23 (№1); тетрадь- практикум, с. 8- 9 практическая работа «Определение на местности направлении и расстояний»; электронное приложение к учебнику | Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.
| Что такое глазомерная съёмка. | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. |
|
| Составление плана местности. Ресурсы урока: учебник, с. 44-45; тетрадь-практикум, с.10-11,14-15, | практическая работа «Построение схемы маршрута» |
| Составлять простейший план небольшого участка местности. | П. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Представлять информацию в разных формах |
|
| Географические карты Ресурсы урока: учебник, с. 46-47; атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь- тренажёр, с. 19 (№10,11), с. 23 (№5), с.28. (№3), с.29 (№6), с.30 (№7), с.31 (№9); электронное приложение к учебнику | Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.
| Чем отличается карта от плана. | Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. | П. Вычитывать все уровни текстовой информации. различные виды планов. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | Сравнивать объекты, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач |
|
| Параллели и меридианы Ресурсы урока: учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь- тренажёр, с. 20 (№12-14), с.21 (№ 3), с. 23 (№ 2), с.24-26 (№3-7), с.28 (№2), с. 29 (№4), с.30 (№8); электронное приложение к учебнику | Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Что такое «параллель» и «меридиан». Экватор и начальный меридиан. | Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов | П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки |
|
| Географические координаты. Ресурсы, урока: учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); тетрадь- тренажёр, с.20 (№15-17), с. 26-27 (№8-12), с. 33 (№10); электронное приложение к учебнику, тетрадь- практикум, с. 12-13 | Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
| Что такое географическая широта и географическая долгота | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач. |
|
| Географические информационные системы Ресурсы урока: учебник, с. 52-53. Тетрадь- тренажер, с.20 (№18), тетрадь- практикум, с. 14-15 | Возможности современных ГИС и их практическое применение. | Понятие о ГИС. | Овладение основами картографической грамотности. | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах |
|
| Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» Ресурсы урока: учебник, с. 54; атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 14-29; тетрадь- практикум, с. 12-13; | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. | Глобус, географическая карта | Умение применения картографической грамотности | П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Понимание роли и значения географических знаний.
|
Дата проведения Ресурс урока | Тема урока
| ПРОБЛЕМА, РЕШАЕМАЯ УЧЕНИКОМ | ПОНЯТИЯ | Планируемые результаты | |||
|
|
|
|
| предметные | УУД | Личностные |
|
| ||||||
1. | Ресурсы урока: учебник, с.66-67, атлас, с.20-21,24-25; тетрадь- тренажер, с. 46 (1-3); тетрадь практикум, с. 16-19, практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»; электронное приложение к учебнику | Строение Земли Горные породы. Определение горных пород по их свойствам. | Можно ли узнать о внутреннем строении Земли? Каким образом? Почему на Земле встречаются различные минералы и горные породы | Мантия. Ядро. Горные породы. Минералы. | Описывать свойства горных пород, уметь сравнивать разные виды.
| К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Р. Подтверждать аргументы фактами. П. Классифицировать факты и явления. | Первоначальное представление о внутреннем строении Земли. |
2. | Ресурсы урока: учебник, с. 68-69; атлас, с. 20-21; тетрадь- тренажёр, с. 47 (№4,5), с. 50 (№1), с.58 (№1),с. (№62); электронное приложение
| Земная кора в литосфере | Что расположено под земной корой? Как земная кора образуется? | Внутренние оболочки земных недр | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.
| К. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. Р. Сверять свои действия с целью. П. Строить логически обоснованное рассуждение. | Готовность и способность к самообразованию |
3. | Ресурсы урока: учебник, с. 70-71; атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); тетрадь- тренажёр, с. 47- 48 (№6-9),с. 51 (№ 5,6), с. 53-56 (№1-11), с. 58 (№2,3), с. 62 (№1), с. 63 (№ 3,4); электронное приложение к учебнику
| Рельеф Земли.
| Какие формы рельефа бывают? Их различия по высоте. Как определять по картам крупные формы рельефа.
| Рельеф дна и суши. | Выполнять практические работы по определению на картах крупных форм рельефа Определять по географическим картам географического положения. Гор и равнин. Показывать их. | К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. | Умение ясно и четко излагать свои мысли в устной форме. |
4. | Ресурсы урока: учебник, с. 72-77; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.48 (№10-12), с. 50-51 (№2-4), с. 56-57 (№ 12-16), с. 59 (№ 4,5); электронное приложение к учебнику
| Внутренние силы Земли. Внешние силы, создающие рельеф | Какие силы разрушают и создают рельеф Земли?
| Вулканизм. Землетрясения. Выветривание . | Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием | К. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
| Ответственное отношение к учению |
5. | Ресурсы урока: учебник, с. 78-80; атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); тетрадь-тренажёр, с. 49 (№ 15,16), с. 52 (№17), . 60-61 (№8-10); с. 24—31; электронное приложение к учебнику
| Человек и мир камня | Какая существует связь между хозяйственной деятельностью человека и изменениями рельефа | Добыча полезных ископаемых | Устанавливать причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и изменениями рельефа Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о пользе полезных ископаемых | К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П. Составлять различные виды планов. | Умение четко и грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи. |
6. | тетрадь-практикум, практическая работа «Построение профиля рельефа»; тетрадь-экзаменатор | Подведем итоги | 1 вариант. Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги» Чему научились? Что новое узнали? 2 вариант Построение профиля рельефа | Все понятия темы «Литосфера – каменная оболочка Земли». | Умение применять теоретические знания на практике | К.. Отстаивать свою точку зрения фактами и аргументами. Р. Осознавать конечный результат. П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты | Умение контролировать и оценивать свои действия |