МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР (СМР) МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» _______________ ФИО «____»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» ___________ Шатило В.В Приказ _____ от «___»____________20__ г |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ МО ИН РФ от 17.12.2010 №1897), на основе рабочей программы основного общего образования по географии. 5—9 классы Авторы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Основными целями курса 5 класса являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи
(например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Изменения, внесённые в программу:
Примерная программа по географии в 5 классе рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 5 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева отводят на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этих противоречий, считаю необходимым добавить изучение курса еще один учебный час. Этот час войдет в резервное время по предмету для итогового контроля. Согласно локальному акту школы в рабочую программу включены три контрольные работы: вводный контроль, рубежный контроль, итоговый контроль.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 35 ч (1 ч в неделю), из них 6 – на выполнение практических работ.
География –единственный предмет, который охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет сформировать у учащихся знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей , об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределение растительного и животного мира, влияние природы на жизнь и деятельность людей. Здесь происходит развитие базовых знаний о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференцировки.
Количество часов:
в неделю – 1 час;
в год – 35 часов;
в том числе:
практических работ – 6
из них:
итоговых – 1
обучающих –4
тренировочных -1 итоговых – 3
обучающих –1
тренировочных -1
Формы организации учебного процесса:
Внеурочная | |
Урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок – практикум, урок обобщения знаний и умений). Общественный смотр знаний. Учебная экскурсия Подготовка сообщений, презентаций | Индивидуальные консультации Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками Подготовка к олимпиад |
Формы текущего контроля:
вводная беседа;
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос; практическая работа;
работа с картами атласа;
индивидуальные задания;
тестирование.
Школа работает по эксперименту: «Создание педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся».
Здоровьесберегающие технологии в организации и проведении уроков:
1) Различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
2) Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
3) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
4 ) В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
5)Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
Ценностные ориентиры при изучении географии
Отражающие индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном (житель планеты Земля), региональном (гражданин российской Федерации), локальном (житель своего региона) уровнях; осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих её народов ;осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы , населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; отражающие гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к своему Отечеству, Родине, местности, своему Региону; уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования..
2. Результаты изучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно -коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
3. Планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
Понимать основные географические понятия, термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними их изменение в результате деятельности человека. Выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния. Направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете география. С географическими приборами; ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков; чтение карт различного содержания; наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.
4. Содержание программы
Введение (1 ч)
Что изучает география. География как наука.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы. 1. «Работа с электронными картами.»
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы.
2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы.
3. «Составление плана местности способом глазомерной съемки».
4. «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.»
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих
вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы.
5. «Определение горных пород и описание их свойств»
6.«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа» .
5. Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||||||||||||||||
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||||||||||||||||
5 А | 5 Б | 5 В | 5 Г
| 5 Д | 5 А | 5 Б
| 5 В
| 5 Г
| 5 Д | |||||||||||
| Введение |
|
1час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
1 | Что изучает география. География как наука. | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты «география» |
1 | 03-09 | 04-09
| 05-09 | 06-09 | 07 — 09 |
|
|
|
|
|
| ||||||
| Раздел I. Накопление знаний о Земле
|
|
5час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
2 | Познание Земли в древности. Древняя география и географы. | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги |
1 | 10-09 | 11-09 | 12-09 | 13-09 | 14 — 09 |
|
|
|
|
| |||||||
3 | География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба. Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. |
1 | 17-09 | 18-09 | 19-09 | 20-09 | 21 — 09 |
|
|
|
|
| |||||||
4 | Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды.
Вводный контроль. | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания |
1 | 24-09 | 25-09 | 26-09 | 27-09 | 28 — 09 |
|
|
|
|
| |||||||
5 | Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии.
| Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить на контурную карту маршруты путешествий |
1 | 01-10 | 02-10 | 03-10 | 04-10 | 05 — 10 |
|
|
|
|
| |||||||
6 | Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практическая работа. № 1 О « Работа с электронными картами.» | Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований. |
1 | 08-10 | 09-10 | 10-10 | 11-10 | 12-10 |
|
|
|
|
| |||||||
| Раздел II. Земля во Вселенной .
|
|
7час. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
7 | Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета. | Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
1 | 15-10 | 16-10 | 17-10 | 18-10 | 19-10 |
|
|
|
|
| |||||||
8 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. | Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли. |
1 | 22-10 | 23-10 | 24-10 | 25-10 | 26-10 |
|
|
|
|
| |||||||
9 | Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» |
1 | 29-10 | 30-10 | 31-10 | 01-11 | 02-11 |
|
|
|
|
| |||||||
10 | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.
|
1 | 12-11 | 13-11 | 14-11 | 15-11 | 16-11 |
|
|
|
|
| |||||||
11 | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле | Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач |
1 | 19-11 | 20-11 | 21-11 | 22-11 | 23-11 |
|
|
|
|
| |||||||
12 | Движение Земли. Практическая работа № 2. О «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.» | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» |
1 | 26-11 | 27-11 | 28-11 | 29-11 | 30-11 |
|
|
|
|
| |||||||
13 | Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
| Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»
|
1 | 03-12 | 04-12 | 05-12 | 06-12 | 07-12 |
|
|
|
|
| |||||||
| Раздел III. Географические модели Земли
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
14 | Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о том, как люди ориентируются. |
1 | 10-12 | 11-12 | 12-12 | 13-12 | 14-12 |
|
|
|
|
| |||||||
15 | Определение направлений по компасу. Азимут. | Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира |
1 | 17-12 | 18-12 | 19-12 | 20-12 | 21-12 |
|
|
|
|
| |||||||
16 | Изображение земной поверхности. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. |
1 | 24-12 | 25-12 | 26-12 | 27-12 | 28-12 |
|
|
|
|
| |||||||
17 | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно |
1 | 14-01 | 15-01 | 16-01 | 17-01 | 18-01 |
|
|
|
|
| |||||||
18 | Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов
|
1 | 21-01 | 22-01 | 23-01 | 24-01 | 25-01 |
|
|
|
|
|
| ||||||
19 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга |
1 |
28-01 | 29-01 | 30-01 | 31-01 | 01-02 |
|
|
|
|
|
| ||||||
20 | Практическая работа №3. Т «Составление плана местности способом глазомерной съемки». | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перенос на 3 триместр |
| ||||||
21 | Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов |
1 |
04-02 |
05-02 |
06-02 |
07-02 |
08-02 |
|
|
|
|
|
| ||||||
22 | Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки |
1 |
11-02 |
12-02 |
13-02 |
14-02 |
15-02 |
|
|
|
|
|
| ||||||
23 | Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Рубежный контроль | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков
|
1 |
18-02 |
19-02 |
20-02 |
21-02 |
22-02 |
|
|
|
|
|
| ||||||
24 | Итоговая практическая работа. №4. «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».
| Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам |
1 | 25-02 | 26-02 | 27-02 | 28-02 | 01-03 |
|
|
|
|
|
| ||||||
| Раздел IV. Земная кора
|
| 11час |
|
| |||||||||||||||
25 | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород
|
1 | 04-03 | 05-03 | 06-03 | 07-03 | 10-03 |
|
|
|
|
|
| ||||||
26 | Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практическая работа №5. О «Определение горных пород и описание их свойств». | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. |
1 | 11-03 | 12-03 | 13-03 | 14-03 | 15-03 |
|
|
|
|
|
| ||||||
27 | Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосферы | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. |
1 | 18-03
| 19-03 | 20-03 | 21-03 | 22-03 |
|
|
|
|
|
| ||||||
28 | Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит |
1 | 08-04 | 09-04 | 10-04 | 11-04 | 12-04 |
|
|
|
|
|
| ||||||
29 | Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли |
1 | 15-04 | 16-04 | 17-04 | 18-04 | 19-04 |
|
|
|
|
|
| ||||||
30 | Землетрясения Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
| Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений |
1 | 22-04 | 23-04 | 25-04 | 26-04 | 27-04 |
|
|
|
|
|
| ||||||
31 | Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм
Итоговый контроль.
| Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. |
1 | 29-04 | 30-04 | 06-05 | 07-05 | 07-05 |
|
|
|
|
|
| ||||||
32 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
| Составлять и анализировать схему, Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием |
1 | 06-05 | 07-05 | 07-05 | 07-05 | 06-05 |
|
|
|
|
|
| ||||||
33 | Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира |
1 | 13-05 | 14-05 | 15-05 | 16-05 | 17-05 |
|
|
|
|
|
| ||||||
34
| Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Практическая работа №6 О «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.»
| Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит |
1
| 20-05
| 21-05 | 22-05 | 23-05 | 24-05 |
|
|
|
|
|
| ||||||
35
| Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
| Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность.
|
1
| 27-05
| 28-05 | 29-05 | 30-05 | 30-05 |
|
|
|
|
|
|
6. Формы и средства контроля
Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения | |
1 | Вводный контроль |
| 24-09;25-09;26-09;27-09 |
2 | Рубежный контроль |
| 18-02;19-02;20-02;21-02 |
3 | Итоговый контроль |
| 29-04;30-04;06-05;07-05. |
4 | Практическая работа №4 И | «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».
| 25-02; 26-02; 27-02; 28-02. |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). | 100 | 100 | 100 |
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). | 100 | 100 | 100 |
Атлас по географии 5 класс , Дрофа 2013 | 100
| 100
| 100 |
Контурная карта по географии 5 класс , Дрофа 2013 | 100 | 100 | 100 |
Программа основного общего образования по географии . V– IX классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
И.И. Баринова География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс-М.: « Экзамен», 2013. | 1 | 1 | 100 |
Н.Л. Галеева, Н. Л. Мельничук Сто приёмов для учебного процесса на уроке географии М.: « 5 за знания», 2007.-128 с. | 1 | 1 | 100 |
А. М. Берлянт, Э. М. Раковская, И. В.Душина, Н. П. Неклюкова Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся- 2-е изд.-М.: « Просвещение», 1995.-288 с. | 1 | 1 | 100 |
В. И. Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах-2-е изд.-М.: « Московский лицей»,2004, 312 с. | 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
МФУ | 1 | 1 | 100 |
Экран | 1 | 1 | 100 |
Учебные кинофрагменты | + | + | 100 |
Учебные звукозаписи | + | + | 100 |
Коллекция полезных ископаемых и горных пород | 8 | 8 | 100 |
Гербарий по курсу география | 1 | 1 | 100 |
Карты: |
|
|
|
Физическая карта Мира | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта России | 1 | 1 | 100 |
Политическая карта Мира | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта полушарий | 1 | 1 | 100 |
Топографическая карта | 1 | 1 | 100 |
Глобус | 1 | 1 | 100 |
Глобус( внутреннее строение Земли) | 1 | 1 | 100 |
Теллурий | 1 | 1 | 100 |
Барометр | 1 | 1 | 100 |
компасы | 25 | 25 | 100 |
Портреты первооткрывателей | + | + | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
| 1 | 1 | 100 |
Электронное приложение к учебнику География Землеведение 5класс В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. | 1 | 1 | 100 |
География слайд-альбом «Минералы и горные породы», « Стихии Земли», НО Центр « Планитариум»- 2007. | 1 | 1 | 100 |
История географических открытий. Центрнаучфильм Видеостудия « Кварт» ,2010. | 1 | 1 | 100 |
« Остров на экваторе», Алиев О П. Неизвестная планета, 2008. | 1 | 1 | 100 |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по географии . – «Кирилл и Мефодий», 2004-2009 г. | 1 | 1 | 100 |
Цифровые образовательные ресурсы по географии | + | + |
|
8. Приложение
Вводный контроль
1 вариант
1. Укажите объект живой природы
1) горы 3) вьюга
2) паук 4) Луна
2. Какую часть Земного шара занимает суша?
1) одна вторая 3) одна четвёртая
2) одна третья 4) две четвёртых
3. Какое животное не характерно для зоны Арктики ( Крайнего Севера)
1) бурый медведь 3) белый медведь
2) тюлень 4) морж
4. Найди правильное и полное определение понятия ГОРИЗОНТ
1) линия 3) линия горизонта
2) видимое вокруг нас пространство 4) всё, что видно из окна
5. Что такое полезные ископаемые?
1) всё, что люди добывают из-под земли
2) все полезные для человека минералы и горные породы
3) все древние вещества, хранящиеся в земле.
4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.
6. Укажите самое правильное значение воды.
1) вода- источник жизни на Земле
2) вода нужна всем животным
3) вода нужна всем растениям
4) вода нужна каждому человеку
7. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?
1) отсутствие запаха 3) упругость
2) прозрачность 4) бесцветность
8. Какое животное не встретишь в зоне степей?
1) суслика 3) мышь
2) бегемота 4) ящерицу
9. Спутником какой планеты является Луна?
1) Меркурия 2) Земли
3) Нептуна 4) Сатурна
10. Укажите основные стороны горизонта
1) север 3) северо-запад
2) юг 4) восток
11. Укажите природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?
1) поле 3) лес
2) луг 4) водоём
12. Чем является глобус?
1) шаром 3) Землёй
2) мячом 4) моделью Земли
13. Что на Земле очищает воздух?
1) растения 3) горы
2) метеостанции 4) вода
14. Укажи прибор, который служит для определения сторон горизонта
1)флюгер 3) компас
2) будильник 4) уличный термометр
15. 1 В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
а) землепользование в) землеустройство
б) землеописание г) землевладение
16. Наука география возникла
а ) более 2 тыс. Лет назад в) 100 лет назад
б) более 1 тыс. Лет назад г) 500 лет назад
17. Основателем науки географии был
а ) Птолемей в) Эратосфен
б) Гомер г) Страбон
18. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью
а) рисунки земной поверхности в) фото с поверхности Земли
б) космических снимков г) аэрокосмических снимков
19. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки
а) Х. Колумба в) Ф. Магеллан
б) Васко да Гама г) А. Веспуччи
20. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к
географическим антропогенным объектам :
острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа
21. Какое основное занятие характерно для жителей тундры?
1) Овцеводство 3) коневодство
2) рыболовство 4) оленеводство
22. О чём идёт речь в тексте?
Это полезное ископаемое узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее—мох –сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
Ответ: ______________________.
2 вариант.
1. Укажите объект живой природы:
1) камень 3) ветер
2) птицы 4) Солнце
2. Укажите полное определение понятия линии горизонта
1) всё, что видно вокруг
2) где поверхность Земли как бы сходится с небом
3) линия горизонта
4) далёкая даль
3. Из чего состоит воздух?
1) из смеси жидких и твёрдых веществ
2) из смеси жидких веществ
3) из смеси твёрдых веществ
4) из смеси газов
4. Какое полезное ископаемое используют для производства кирпичей?
1) глина 3) торф
2) известняк 4) мрамор
5. На каком материке расположена наша страна?
1) Африка 2) Евразия
3) Австралия 4) Северная Америка
6. Укажите прибор для определения температуры воздуха за окном
1) медицинский термометр 3) уличный термометр
2) микроскоп 4) водный термометр
7. Какое растение не встретишь в зоне лесов?
1) орешник 3) сосна
2) верблюжья колючка 4) осина
8. На какой стороне стволов деревьев вырастет мох?
1) на южной 2) на северной
3) на западной 4) на восточной
9. Какое основное занятие характерно для жителей тундры?
1) Овцеводство 3) коневодство
2) рыболовство 4) оленеводство
10. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к
географическим природным объектам :
острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа
11. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью
а) рисунки земной поверхности в) фото с поверхности Земли
б) космических снимков г) аэрокосмических снимков
12. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки
а) Х. Колумба в) Ф. Магеллан
б) Васко да Гама г) А. Веспуччи
13. 1 В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
а) землепользование в) землеустройство
б) землеописание г) землевладение
14. Наука география возникла
а ) более 2 тыс. Лет назад в) 100 лет назад
б) более 1 тыс. Лет назад г) 500 лет назад
15. Основателем науки географии был
а ) Птолемей в) Эратосфен
б) Гомер г) Страбон
16. Укажите природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?
1) поле 3) лес
2) луг 4) водоём
17. Чем является глобус?
1) шаром 3) Землёй
2) мячом 4) моделью Земли
18Что такое полезные ископаемые?
1) всё, что люди добывают из-под земли
2) все полезные для человека минералы и горные породы
3) все древние вещества, хранящиеся в земле.
4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.
19. Какое природное явление характерно для Крайнего Севера?
1) дождь 3) северное сияние
2) снег 4) барханы
20. Какой океан самый большой?
1) Тихий океан 3) Северный Ледовитый океан
2) Атлантический океан 4) Индийский океан
21. Вода является хорошим…..
1) напитком 2) льдом
3) растворителем 4) пресным напитком
22. О чём идёт речь в тексте?
Это дерево, хоть и известно всем, но имеет свои секреты.
Каждый лист составлен из многих (от9 до 21) небольших листочков. А плоды, вовсе не ягоды, а маленькие яблочки, собранные в гроздья. Зимой эти гроздь плодов красного цвета- прекрасное лакомство для птиц.
Ответ:_________________ .
Рубежный контроль
1 вариант
А1 Как переводится слово «география» с греческого?
1) описание Земли 3)Земля 2)природоведение 4) Вселенная
А2 Чем является Земля?
Планетой-гигантом 3) планетой
астероидом 4) кометой
А3 За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
за сутки 3) за 1 год
за месяц 4) за 1 час
А4 Какие объекты обозначают на плане синим цветом?
Леса 3) овраги
огороды 4) реки
А5 Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000
именованный 3) линейный
численный 4) дробный
А6 Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находится Запад?
Справа 3) слева
сзади 4) впереди
А7 Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
Масштаб 3) компас
азимут 4) горизонт
А8 Какой стороне горизонта соответствует азимут 90?
северу 3) западу
востоку 4) югу
А9 Форму какой геометрической фигуры имеет Земля?
Шара 3) геоида
эллипса 4) круга
А10 Чему равна длина окружности Земли?
40 000 км 3) 4000 00 км
20 000 км 4) 13 000 км
А11 Чему равна ось Земли?
1)54,6 3) 55,6
2)66,5 4) 120
А12 Какой бывает географическая широта?
северной и южной 3) северной и западной
западной и восточной 4) южной и восточной
А13 Какое максимальное значение имеет географическая долгота?
90 3) 100
180 4) 360
А14 За какой период Земля совершает один оборот вокруг Солнца?
за 1 сутки 3) за 30 дней
за 365 дней 4) за 360 дней
А15 Какого масштаба не существует?
Именованного 3) численного
линейного 4) квадратного
А 16 Первое кругосветное путешествие совершил:
1) Х. Колумб 3) Дж. Кук
2) Бартоломео Диаш 4) Ф. Магеллан
А 17 Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?
1) А. Тасман 3) В. Баренц
2) Васко да Гама 4) Ф. Беллинсгаузен
А 18 Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:
1) Африки 3) Северной Азии
2) Южной Америки 4) Австралии
А 19 Кто из путешественников открыл Антарктиду?
1) Р. Скотт и Р. Пири 3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв 4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
А20 С какой стороны ствола дерева гуще растут лишайники?
с северной 3) с западной
с восточной 4) с южной
В1 Как называется умение находить стороны света?
В2 Что такое Румбы?
В3 Какие вулканы считаются потухшими?
В4 Что такое Гринвичский меридиан?
В5 Кто открыл Америку?
С1 Из именованного масштаба перевести в численный в 1 см — 1 00 000000 км
С2 Напишите дни равноденствия
С3 Начертите условные знаки : школы, фруктового сада, смешанного леса.
2 вариант
А1 Что означает с греческого слово «гео»?
Луна 3) Солнце
Земля 4) природа
А2 За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?
за 24 часа 3) за месяц
за 365 дней 4) за сезон
А3 К какой группе относится планета Земля?
Планеты-гиганты 3) газовые — гиганты
земная группа 4) твёрдые планеты
А4 Как называются все неровности земной поверхности?
Высоты 3) рельеф
горизонтали 4) холмы
А5 Какой стороне горизонта соответствует азимут 0?
востоку 3) югу
западу 4) северу
А6 Какую форму имеет Земля?
идеального шара 3) эллипса
геоида 4) круга
А 7 Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?
1) А. Тасман 3) В. Баренц
2) Васко да Гама 4) Ф. Беллинсгаузен
А 8 Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:
1) Африки 3) Северной Азии
2) Южной Америки 4) Австралии
А 9 Кто из путешественников открыл Антарктиду?
1) Р. Скотт и Р. Пири 3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв 4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
А 10 Какой бывает географическая долгота?
западной и северной 3) западной и восточной
южной и северной 4) восточной и южной
А 11 Чему равна ось Земли?
56,5 3) 180
66,5 4) 360
А12 Какого масштаба не существует?
Именованного 3) численного
линейного 4) квадратного
А13 Какие утверждения верны?
Луна -единственный спутник Земли
2) У Земли нет спутника
3)У Земли 3 спутника
4От притяжении Луны на Земле бывают приливы и отливы
А14 Какое максимальное значение имеет географическая широта?
180 3) 360
66,5 4) 90
А15 Если встать лицом к северу , то в какой стороне от вас будет находиться запад?
Справа 3) сзади
слева 4) впереди
А16 Какое число имеет день зимнего солнцестояния?
21 марта 3) 22 декабря
22 июня 4) 23 сентября
А17 Если в северном полушарии зима, то в южном будет:
лето 3) весна
осень 4) ничего не будет
А18 Чему равен полярный день?
5 лет 3) 1 год
пол года 4) 24 часа
А19 Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет
масштаб 3) компас
азимут 4) горизонт
А20 От какой стороны горизонта ведётся отсчёт азимута?
от направлением на север 3) от направлением на юг
от направлением на запад 4) от направлением на восток
В1 Чем относительная высота отличается от абсолютной?
В2 Как называется умение находить стороны горизонта?
В3 Что такое Румбы?
В4 Что такое Гринвичский меридиан?
В5 какие вулканы называются действующими?
С1 Переведите из именованного масштаба в численный: в 1 см- 10 тыс. км.
С2 Начертите следующие условные знаки: деревянный мост, школа, фруктовый сад..
С3 Напишите все дни солнцестояния
Итоговый контроль за курс 5 класса.
1 вариант.
1. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей
2. Как переводится слово « география» с греческого языка?
1) описание Земли 3) природоведение
2) Земля 4) Вселенная
3. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?
1) именованный 3) численный
2) линейный 4) дробный
4. Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?
1) в 300 раз 3) в 30 раз
2) в 30 000 раз 4) в 3 раза
5. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?
1) справа 3) слева
2) сзади 4) впереди
6. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
1) масштаб 3) азимут
2) компас 4) горизонт
7. Как называется превышение вершины горы над её подножием?
1) абсолютная высота 3) относительная высота
2) склон 4) горизонталь
8. Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?
1) 0 2) 45 3) 135 4) 180
9. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:
1) 90 2) 45 3) 66,5 4) 55,5
10. Географическая карта-это
1) рисунок участка земной поверхности
2) схема, с указанием маршрута движения
3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков
4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты
11. Что в географии называют « легендой карты»?
1) название карты
2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты
3) система условных знаков, применённых при составлении карты
4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров
12. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:
1) Полярной 3) Малой Медведицей
2) Солнцем 4) Большой Медведицей
13. Земля вращается вокруг своей оси:
1) с востока на запад 3) с севера на юг
2) с запада на восток 4) с юга на север
14. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
1) Юпитер 2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун
15. Что представляет собой хвост кометы?
1) скопление газов и мелкой пыли
2) скопление частичек льда
3) скопление плазмы
4) скопление капель воды
16. Что называется Литосферой?
1) твёрдое ядро Земли
2) все горные породы и минералы
3) вещество между ядром и земной корой
4) верхняя твёрдая оболочка Земли
17. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:
1) перепады температуры воздуха 3) высота гор
2) атмосферное давление 4) вес воздуха
18. Литосфера включает в себя:
1) наружную часть ядра и земную кору
2) верхнюю часть ядра и мантию
3) только земную кору
4) земную кору и верхнюю часть мантии.
19. Наука, изучающая землетрясения, называется
1) геология 2) минералогия 3) сейсмология 4) почвоведение
20. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) эпицентр А) районы, где чаще всего происходит землетрясение
2) сейсмический Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных
пояс пород с выделением энергии
3) очаг земле- В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания
трясения земной коры по результатом прошлого раза.
21. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) физическое А) разрушение горных пород, связанных с
выветривание деятельностью растений и животных
2) химическое Б) разрушение горных пород под действием
выветривание воды, ветра, температуры.
3) биогенное В) разрушение горных пород, связанных с
выветривание действием воды.
22. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород
Процесс Вид горной породы
1) превращение горных пород и минералов А) магматическая
под воздействием на них высоких температур Б) осадочная
и давления. В) метаморфическая
2) образование горных пород при застывании
Вещества мантии
3) образование горных пород в результате
накопления обломков, выпавших в осадок веществ
и остатков живых растений и животных.
23. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:
Способ образования горные породы
А) магматические 1) базальт 2) песчаник 3) мел
Б) осадочные 4) мрамор 5) гранит 6) торф
В) метаморфические
24. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря
Вид равнины высота над уровнем моря
плоскогорье А) 0- 200м
низменность Б) 200-500м
Возвышенность В) выше 500м
25. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов
Численный масштаб Именованный масштаб
1) 1: 750 000 А) в 1см-75 км
2) 1: 75 000 000 Б) в 1см- 750 км
3) 1: 7 500 000 В) в 1 см- 75 000км
Г) в 1 см-7,5 км
26. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования
Форма рельефа основной фактор образования
Карьеры и терриконы А) ледники
барханы и дюны Б) текучие поверхностные воды
холмы и грады В) ветер
овраги и речные долины Г) человек
Д) подземные воды
27. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?
1) кратер 2) жерло 3) труба 4) конус
28. Выпишите номера планет земной группы:
1) Уран 2) Сатурн 3) Земля 4) Венера 5) Нептун 6) Меркурий
29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:
1) 30 ю. ш. 45 в.д. 2) 52 с. ш. 108 з.д. 3) 55 ю. ш 65 в.д
30. С помощью условных знаков напишите географический диктант.
Ученики собрались в сад за яблоками. Они вышли из школы и тропинки направились вперёд к речке. Через металлический мост ребята перешли мост и увидели большой сад. Насобирав яблоки, они вернулись в школу.
2 вариант.
1. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?
1) кратер 2) жерло 3) труба 4) конус
2. Выпишите номера планет-гигантов:
1) Уран 2) Сатурн 3) Земля 4) Венера 5) Нептун 6) Меркурий
3. Что называется Литосферой?
1) твёрдое ядро Земли
2) все горные породы и минералы
3) вещество между ядром и земной корой
4) верхняя твёрдая оболочка Земли
4. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:
1) перепады температуры воздуха 3) высота гор
2) атмосферное давление 4) вес воздуха
5. Литосфера включает в себя:
1) наружную часть ядра и земную кору
2) верхнюю часть ядра и мантию
3) только земную кору
4) земную кору и верхнюю часть мантии.
6. Наука, изучающая землетрясения, называется
1) геология 2) минералогия 3) сейсмология 4) почвоведение
7. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:
1) Полярной 3) Малой Медведицей
2) Солнцем 4) Большой Медведицей
8. Земля вращается вокруг своей оси:
1) с востока на запад 3) с севера на юг
2) с запада на восток 4) с юга на север
9. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
1) Юпитер 2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун
10. Что представляет собой хвост кометы?
1) скопление газов и мелкой пыли
2) скопление частичек льда
3) скопление плазмы
4) скопление капель воды
11 . Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?
1) 0 2) 45 3) 135 4) 180
12. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:
1) 90 2) 45 3) 66,5 4) 55,5
13. Географическая карта-это
1) рисунок участка земной поверхности
2) схема, с указанием маршрута движения
3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков
4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты
14. Что в географии называют « легендой карты»?
1) название карты
2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты
3) система условных знаков, применённых при составлении карты
4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров
15. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?
1) именованный 3) численный
2) линейный 4) дробный
16. Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?
1) в 300 раз 3) в 30 раз
2) в 30 000 раз 4) в 3 раза
17. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?
1) справа 3) слева
2) сзади 4) впереди
18. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
1) масштаб 3) азимут
2) компас 4) горизонт
19. Как называется превышение вершины горы над её подножием?
1) абсолютная высота 3) относительная высота
2) склон 4) горизонталь
20. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования
Форма рельефа основной фактор образования
Карьеры и терриконы А) ледники
барханы и дюны Б) текучие поверхностные воды
холмы и грады В) ветер
овраги и речные долины Г) человек
Д) подземные воды
21. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря
Вид равнины высота над уровнем моря
плоскогорье А) 0- 200м
низменность Б) 200-500м
Возвышенность В) выше 500м
22. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов
Численный масштаб Именованный масштаб
1) 1: 750 000 А) в 1см-75 км
2) 1: 75 000 000 Б) в 1см- 750 км
3) 1: 7 500 000 В) в 1 см- 75 000км
Г) в 1 см-7,5 км
23. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород
Процесс Вид горной породы
1) превращение горных пород и минералов А) магматическая
под воздействием на них высоких температур Б) осадочная
и давления. В) метаморфическая
2) образование горных пород при застывании
Вещества мантии
3) образование горных пород в результате
накопления обломков, выпавших в осадок веществ
и остатков живых растений и животных.
24. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:
Способ образования горные породы
А) магматические 1) базальт 2) песчаник 3) мел
Б) осадочные 4) мрамор 5) гранит 6) торф
В) метаморфические
25. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) эпицентр А) районы, где чаще всего происходит землетрясение
2) сейсмический Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных
пояс пород с выделением энергии
3) очаг земле- В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания
трясения земной коры по результатом прошлого раза.
26. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) физическое А) разрушение горных пород, связанных с
выветривание деятельностью растений и животных
2) химическое Б) разрушение горных пород под действием
выветривание воды, ветра, температуры.
3) биогенное В) разрушение горных пород, связанных с
выветривание действием воды.
27. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей
28. Как переводится слово « география» с греческого языка?
1) описание Земли 3) природоведение
2) Земля 4) Вселенная
29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:
28 ю. ш. и 109 з.д. 2 с. ш. и 87 в. д. 18 ю.ш. и 16 в. д.
30. С помощью условных знаков напишите географический диктант.
От школы путь к нашему лагерю шёл через смешанный лес, который переходил в фруктовый сад. Чтобы сократить путь, мы шли по деревянному мосту через печку, далее по лугу и пашню, от него мы подошли к лагерю.
Практическая работа № 2
«Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.»
Цель:
Выяснить причины и географические следствия вращения Земли вокруг солнца и вокруг своей оси.
Оборудование:
Теллурий, глобус, учебник, атлас.
Ход работы
1 Открыть учебник на стр. 33-38, и исследовать по плану абзац на стр. 34, результаты исследования занести в таблицу.
План исследования:
А) Что такое ось Земли?
б ) Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли?
в ) Что такое географические полюса?
г) За какой промежуток времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
д ) Какую форму имеет планета Земля?
е ) Выяснить причину направления движения и отклонения тел в полушариях;
ж) обозначить причину смены дня и ночи;
2 Открыть учебник на стр. 36-38, и исследовать по плану абзац на стр. 36 ( Движение земли вокруг Солнца), результаты исследования занести в таблицу.
План исследования:
а ) с какой скоростью Земля движется вокруг Солнца?
б ) За какой промежуток времени земля совершает оборот вокруг Солнца?
в ) Что такое високосный год и чему он равен?
г ) Выявить причину смены времён года;
д ) какие дни считаются астрономическим началом сезонов года на Земле?
3 Исследуя рисунок 28 и абзац ( Времена года Земли) на стр. 37 выявить географические следствия вращения Земли вокруг Солнца.
4 Сделать общий вывод о видах движения Земли и каковы географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Исследования | Результаты исследования | |
1 | Ось Земли |
|
2 | Географические полюса |
|
3 | Промежуток времени осевого вращения Земли |
|
4 | Форма планеты Земля |
|
5 | Северное полушарие |
|
6 | Южное полушарие |
|
7 | Смена дня и ночи |
|
8 | Скорость Земли |
|
9 | Промежуток времени орбитального вращения Земли |
|
10 | Високосный год |
|
11 | Смена времён года |
|
12 | Дни равноденствия |
|
13 | Дни солнцестояния |
|
14 | Вывод |
|
Практическая работа №3
«Составление плана местности способом глазомерной съемки».
Цель:
выработать практические навыки
составлять план участка местности в окрестности школы.
Оборудование:
Планшет (лист картона), компас, линейка, карандаш, ластик, транспортир, циркуль-измеритель.
Ход работы:
1 Выбрать масштаб, учитывая размер участка местности и величину листа бумаги на планшете.
2 Провести ориентирование планшета ( планшет повернуть так, чтобы буква С( север) на шкале компаса совпала с северным концом его магнитной стрелки, при этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета).
3 Измерить длину шага.
4 Выбрать точку отсчёта и объекты.
5 Установить точку отсчёта и наблюдения в центре прикреплённой к планшету бумаги.
6 Прошагать от заданной точки к объектам и отметить расстояние до объектов в соответствие с выбранным масштабом, учитывая длину шага.
7 Определить азимут направления на имеющиеся объекты и обозначить на планшете.
8 Нанести выбранные объекты с помощью условных знаков на планшет.
9 Сделать вывод о проделанной работе.
Итоговая практическая работа №4
«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».
Цель: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте.
Оборудование:
Карты атласа, физическая карта полушарий.
Ход работы:
Задание 1
Определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Заполните таблицу:
Географические координаты
| ||
широта |
долгота | |
Гора Джомолунгма ( Эверест) |
|
|
Вулкан Везувий |
|
|
Город Бразилия |
|
|
Гора Мак-Кинли |
|
|
Город Москва |
|
|
Оз. Виктория |
|
|
О. Шри-Ланка |
|
|
| 36 ю.ш. | 150 в. д. |
| 56 с. ш . | 38 в . д . |
| 62 с . ш . | 130 в. д. |
| 19 ю . ш . | 99 з. д . |
| 16 ю . ш. | 69 з. д . |
Задание 2
На контурной карте подпишите названия государств, где находятся точки с географическими координатами:
8 с.ш. 15 с. ш. 40 с. ш. 25 ю. ш. 38 ю. ш .
65 з.д. 12 в . д. 140 в. д. 136 в. д . 70 з. д.
Задание 3
Определите расстояние между столицами африканских государств Марокко и Мали.
Столица Марокко-______________ географические координаты:_________
Столица Мали-_________________ географические координаты:_________
Решение:
Вывод о проделанной работе.
Практическая работа №5.
«Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: Сформировать навыки определения горных пород, описания их свойств.
Оборудование:
Коллекция горных пород, шкала Мосса, лупа.
Задание 1
Рассмотреть коллекцию горных пород, определить их свойства.
Данные записать в таблицу.
Происхождение |
цвет |
блеск |
прозрачность |
вкрапление |
твердость | |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2
Напиши, какие горные породы встречаются в твоей местности.
Вывод.
Практическая работа № 6
«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.»
Цель: сформировать навыки описания крупных форм рельефа ( горы, равнины) по карте.
Оборудование:
Карты атласа , физическая карта полушарий, контурная карта.
Задание1
Используя физическую карту мира, строение земной коры (атлас), проанализируйте следующие объекты: Уральские горы, горы Анды; амазонская низменность , Западно-Сибирская равнина.
по плану характеристики форм рельефа (гор и равнин), который дан в таблице, данные исследования занесите в таблицу:
Географический объект
| ||
1 вариант Уральские горы
2 вариант г. Анды | 1 вариант: Амазонская низменность 2 вариант: Западно-Сибирская равнина | |
На каком материке расположен |
|
|
В какой части материка |
|
|
Положение по отношению к другим объектам ( горам, равнинам, океанам, морям, рекам) |
|
|
Направление (для гор) |
|
|
Протяжённость, км |
|
|
Имеет ли отношение к сжатию литосферных плит. |
|
|
Высота: Максимальная ( название вершины, географические координаты) для гор Высота для равнин |
|
|
Вывод.
Шенцева Елена Александровна, учитель географии. 9