Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погромская средняя общеобразовательная школа»
Волоконовского района Белгородской области
Статья
по теме « Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и обучающегося»
подготовила
учитель географии
Дворниченко Елена Анатольевна
с. Погромец
2012
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. И чтобы не отставать от времени педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Что делать? Как повысить свой профессиональный уровень? Чему и где можно сегодня научиться? Как строить свою самообразовательную деятельность? Вокруг нас все изменилось, в том числе и само информационно-образовательное пространство, и самое главное – изменились те, с кем мы работаем, их запросы и требования
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока
учится, приобретает особое значение в условиях развития профессионального
российского образования.
Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории, посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами.
Самообразование педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе моего самообразования является ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания; изучение учебной и научно-методической литературы; изучение новых программ и педагогических технологий; ознакомление с передовой практикой учреждений образования; повышение общекультурного уровня.
Я думаю, что не самообразовываться нам просто нельзя, ежедневно мы готовимся к урокам, выступлениям, родительским собраниям, классным часам, общешкольным мероприятиям, олимпиадам и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Как классный руководитель я имею план по самообразованию, работая над которым я использую различные источники получения нужной мне информации. Это и телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.), большие возможности сегодня нам предоставляет Интернет, а также всевозможные семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации и т.д.
“Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейся действительностью и попытки объяснить её в рамках своего предмета.
Самовоспитание многогранно: например, физическое, этическое.
Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого, можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка, но многие не знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья.
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество.
Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания.
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.
Нам известен случай, когда ученик VI класса поставил перед собой цель — преодолеть неграмотность по русскому языку и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все, так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей.
Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой. Через классные часы ( беседы об известных людях, пионерах –героях) я стремлюсь помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, — значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему — проявлять больше уважения к товарищам и т.д. А мы прекрасно знаем своих учеников.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является вовлечение их в работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием. И если мы добьемся, что ребенок понял, что есть у него какая- то плохая черта, то это уже хорошо, значит мы чего- то добились.
Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подаем мы сами учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь работой и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. И чтобы не угасла в самовоспитании потребность, необходимо с учащимися проводить целенаправленную работу. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: прежде чем сказать – подумай, не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени». Важными методами самовоспитания являются: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea — сопереживание) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. По вопросам самовоспитания я провожу этические беседы, вопросы которой выношу на обсуждение и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др.
В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.
И свою статью я хочу закончить такими словами:
Стать выше себя не просто, и всем по плечу едва ли,
Но все мы такого роста, какой потолок избрали.
Т.Смирнова
Используемые источники информации:
1. Л. В. Николенко, координатор по вопросам электронного образования пилотной инициативы “School Goes Digital” Интернет-проекта UNDP https://www.edunet.uz/
2. И.В. Жакулина «Организация процесса самообразования» https://ivzh5809.wmsite.ru/files/samoobrazovanie-7?catoffset=10
3. Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе» – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
4. Л.В. Николенко «Самообразование учителя» – https://pedsovet.org/forum/topic302.html