Технологическая карта по географии «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли» 6 класс

Технологическая карта урока

1. ФИО: Козлова Е.А..

2. Предмет: география

3. Класс: 6

4. Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли».

5. Учебник «Начальный курс географии» Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова

6. Цели:

— обучающая: познакомить учащихся с формой и размерами Земли, формировать умение работать с моделью Земли – глобусом, углубить знания о планете Земля;

— развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, работать в паре, с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

— воспитательная: формировать культуру общения при работе в парах, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность.

7. Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.

8. Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

9. Тип урока: изучения нового материала.

10. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.

11. Оборудование: глобусы, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

12. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

Деятельность


учителя

ученика

Организационный момент



Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Какую форму имеют планеты, Солнце?

Что нам неизвестно о Земле?

Как представляли Землю в древности?

Когда появились первые предположения о том, что Земля – это шар?

Кто и как впервые доказал, что Земля имеет форму шара?

Кто и когда окончательно и практически доказал шарообразность Земли?

Кто впервые рассчитал размеры Земли?

Приветствие учителя, готовность к уроку. ( Л, К )

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Формулирование темы урока

Подводящий диалог для формулирования учениками темы урока.

Объявление темы урока.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.


Объясняют и формулируют цели урока (К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой — сначала появляется мачта, а потом корпус?

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации ( доп. материал Т.Н.Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой» (стр.25-26))

Знакомит с новыми понятиями: эллипсоид и геоид.

Предлагает задания на «новое» знание,

побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— определить по рис.24 учебника размеры Земли

Можем ли мы по этим данным доказать, что земля — не идеальный шар, а сплюснута у полюсов?

Загадка:

Шар не велик,

Ленится не велит,

Если знаешь предмет

То покажет весь свет (глобус)

Форма Земли показана на ее уменьшенной модели — шаре, которая называется глобусом.

Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе?

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к практической деятельности.

Работа с глобусом. Что на нем изображено?



Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание при помощи мерной линейки, сделанной из бумаги (по рядам):

1 ряд — определить расстояние (в километрах) от Москвы до Северного полюса;

2 ряд — определить расстояние от Москвы до экватора;

3 ряд — определить расстояние от Москвы до Северного полюса.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Далее рассматриваем глобус. Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор? (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие= родовое слово+существенные признаки)

Какие линии еще мы видим на глобусе? Что такое меридианы и параллели? Даем определение. Как они показаны на глобусе? (в виде каких линий?). Через сколько градусов проведены?

Загадка:

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

Во многих строчках

Лишь «о» ты вставишь,

Зная как,

Как я географическая точка (плюс — полюс)

Найти эти точки на глобусе. Дать определение.

К какому месту можно подойти только с юга, только с севера?

Анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).

















Записывают в тетрадь новые понятия

Учащиеся рассматривают рис 24 в учебнике, данные на экране, находят и узнают информацию, выписывают в тетрадь размеры Земли(Р,П)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)









Ребята отгадывают загадку, делают вывод (П, К)





Применяют изученные ранее знания







Рассматривают глобус, вступают в диалог (П, К)



Практикум: работа по рядам (3) делают расчеты, ответы записывают в тетради (П,Р,К.)













Обсуждают полученные результаты, доказывают правильность выполнения своего задания (Р, К , Л)

Обсуждают, формулируют определения , записывают в тетрадь(П, Р,К)



















Ребята отгадывают загадку, находят на глобусе данные точки (П, К, Р)










Физ. минутка



Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Учащиеся решают задачу в парах(Р.К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)




Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §9

Записывают домашнее задание

Свежие документы:  Внекассное мероприятие по географии для 5-7 классов "Путешествие в страну естествознания"

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: