Технологическая карта урока
1. ФИО: Козлова Е.А..
2. Предмет: география
3. Класс: 6
4. Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли».
5. Учебник «Начальный курс географии» Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова
6. Цели:
— обучающая: познакомить учащихся с формой и размерами Земли, формировать умение работать с моделью Земли – глобусом, углубить знания о планете Земля;
— развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, работать в паре, с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
— воспитательная: формировать культуру общения при работе в парах, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность.
7. Планируемые результаты:
— личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении;
— метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
— предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
8. Универсальные учебные действия:
— личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
— коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: изучения нового материала.
10. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
11. Оборудование: глобусы, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
12. Структура и ход урока
Деятельность | Деятельность | |
| учителя | ученика |
Организационный момент
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Какую форму имеют планеты, Солнце? Что нам неизвестно о Земле? Как представляли Землю в древности? Когда появились первые предположения о том, что Земля – это шар? Кто и как впервые доказал, что Земля имеет форму шара? Кто и когда окончательно и практически доказал шарообразность Земли? Кто впервые рассчитал размеры Земли? | Приветствие учителя, готовность к уроку. ( Л, К ) Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Формулирование темы урока | Подводящий диалог для формулирования учениками темы урока. Объявление темы урока. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания | Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
| Объясняют и формулируют цели урока (К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой — сначала появляется мачта, а потом корпус? Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации ( доп. материал Т.Н.Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой» (стр.25-26)) Знакомит с новыми понятиями: эллипсоид и геоид. Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. — определить по рис.24 учебника размеры Земли Можем ли мы по этим данным доказать, что земля — не идеальный шар, а сплюснута у полюсов? Загадка: Шар не велик, Ленится не велит, Если знаешь предмет То покажет весь свет (глобус) Форма Земли показана на ее уменьшенной модели — шаре, которая называется глобусом. Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе? Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к практической деятельности. Работа с глобусом. Что на нем изображено?
Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание при помощи мерной линейки, сделанной из бумаги (по рядам): 1 ряд — определить расстояние (в километрах) от Москвы до Северного полюса; 2 ряд — определить расстояние от Москвы до экватора; 3 ряд — определить расстояние от Москвы до Северного полюса. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Далее рассматриваем глобус. Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор? (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие= родовое слово+существенные признаки) Какие линии еще мы видим на глобусе? Что такое меридианы и параллели? Даем определение. Как они показаны на глобусе? (в виде каких линий?). Через сколько градусов проведены? Загадка: Арифметический я знак, В задачнике меня найдешь Во многих строчках Лишь «о» ты вставишь, Зная как, Как я географическая точка (плюс — полюс) Найти эти точки на глобусе. Дать определение. К какому месту можно подойти только с юга, только с севера? | Анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).
Записывают в тетрадь новые понятия Учащиеся рассматривают рис 24 в учебнике, данные на экране, находят и узнают информацию, выписывают в тетрадь размеры Земли(Р,П) Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)
Ребята отгадывают загадку, делают вывод (П, К)
Применяют изученные ранее знания
Рассматривают глобус, вступают в диалог (П, К)
Практикум: работа по рядам (3) делают расчеты, ответы записывают в тетради (П,Р,К.)
Обсуждают полученные результаты, доказывают правильность выполнения своего задания (Р, К , Л) Обсуждают, формулируют определения , записывают в тетрадь(П, Р,К)
Ребята отгадывают загадку, находят на глобусе данные точки (П, К, Р)
|
Физ. минутка |
|
|
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания | Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? | Учащиеся решают задачу в парах(Р.К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
|
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П) |
Этап 6. Домашнее задание | Комментирует д/з : §9 | Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.