Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №1
Городской конкурс «Умники и умницы»
Номинация: естественные науки и
современный мир (география)
«От изучения школьного населения
к познанию населения страны»
Мурманская область
г. Мончегорск
Фёдорова Виолетта Николаевна
МОУ Гимназия №1
7 «А» класс
Научный руководитель:
Пичугина Ирина Викторовна
учитель географии высшей категории
МОУ Гимназия №1
Мончегорск
2011
«От изучения школьного населения
к познанию населения страны»
Автор: Федорова Виолетта Николаевна,
Россия, Мурманская область, г. Мончегорск
МОУ гимназия № 1
7 «А» класс
Краткая аннотация
Используя методы сравнения, анкетирования, анализа и обобщения, опираясь на теоретические знания по выбранной теме, проведено исследование по изучению населения школы. Проанализированы демографические, социальные и экономические данные на примере учащихся гимназии и сделан вывод о том, что используя результаты социологического опроса в отдельно взятой школе, можно спрогнозировать результаты Всероссийской переписи.
Результаты исследования, оформленные в виде графиков, диаграмм и сводной таблицы,
представляют собой ценную информацию, полученную впервые.
Актуальность работы заключается в том, что без подобной информации ни одно общество или отдельно взятая школа не может успешно строить свою жизнь.
«От изучения школьного населения
к познанию населения страны»
Автор: Федорова Виолетта Николаевна,
Россия, Мурманская область, г. Мончегорск
МОУ гимназия № 1
7 «А» класс
Аннотация
Перепись населения представляет собой основной источник сведений о населении, в том числе и таких, которые иначе, как при переписи, получить невозможно. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации. Поэтому данная тема будет актуальна всегда, и поэтому она вызвала у меня интерес.
Перепись населения школы – это перепись населения страны, только в миниатюре, поэтому она также может отражать и демографические, и социальные, и экономические сведения.
Я решила провести собственное исследование по изучению населения школы – учащихся гимназии, используя методы сравнения, анкетирования, анализа и обобщения.
Подобное исследование в гимназии ещё не проводилось.
Цель данной работы — проанализировать демографические, социальные и экономические данные на примере учащихся гимназии.
Задачи:
Познакомиться с понятием «перепись населения» и историей её возникновения.
Разработать параметры для опроса и провести анкетирование учащихся 5-11 классов гимназии.
Проанализировать полученные результаты и оформить их.
Определить предпочтения учащихся.
Анализируя полученные в результате анкетирования данные, я сделала вывод о том, что
результаты школьного исследования могут быть близки к результатам всероссийской переписи населения.
Содержание
1. План исследования…………………………………………………………………………..5
2. Научная статья …………………………………………………………………………7
2.1. Перепись населения..……………………………………………………………………7
2.1.1. Основные понятия переписи населения…………………………………………..8
2.1.2. Возникновение переписи в мире..…………………………………………………10
2.1.3. История переписи на Руси.………………………………………………………..10
2.1.4. Последняя перепись населения в России и ее предварительные итоги………..11
2.2..Перепись школьного населения……………………………………………………….12
2.2.1. Анкета……………………………………………………………………………….12
2.2.2. Результаты школьного анкетирования …………………………………………..13
3. Заключение……………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы..…………………………………………………………18
Приложение……………………………………………………………………………………..19
«От изучения школьного населения
к познанию населения страны»
Автор: Федорова Виолетта Николаевна,
Россия, Мурманская область, г. Мончегорск
МОУ гимназия № 1
7 «А» класс
План исследования.
Перепись населения — это сбор сведений о нас с вами — обо всех людях, находящихся в определенное время в нашей стране, для получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.
Главной задачей переписи населения является управление и планирование экономической жизни общества. При переписи населения выясняются множество разных сведений о всех сторонах общественной жизни людей. Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.
«Для общества, — писал Л.Н. Толстой о переписи населения Москвы 1882 г., в которой он принимал участие, — интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». «Цифры и выводы, — писал Толстой, — будут зеркало». Можно не читать их, как можно отвернуться от зеркала. Можно мельком взглянуть в цифры и в зеркало, можно поглядеться и близко. Походить по переписи, как теперь делают тысячи людей, это — близко поглядеться в зеркало». И дальше: перепись… «если это не лечение, то это, по крайней мере, попытка исследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которой нам надо хоть немножко оздоровить себя».
Данная тема вызвала у меня интерес, так как мне не безразлично будущее страны. А будущее нашей страны – это мы, дети. Только мы можем изменить в лучшую сторону социально-экономическую ситуацию в стране. От нас зависит процветание России и благосостояние её граждан.
Перепись населения школы – это перепись населения страны, только в миниатюре, поэтому она также может отражать и демографические, и социальные, и экономические сведения.
Я решила провести собственное исследование по изучению населения школы – учащихся гимназии. Подобное исследование в гимназии ещё не проводилось.
Таким образом, цель моей работы — проанализировать демографические, социальные и экономические данные на примере учащихся гимназии.
Задачи:
Познакомиться с понятием «перепись населения» и историей её возникновения.
Разработать параметры для опроса и провести анкетирование учащихся 5-11 классов гимназии.
Проанализировать полученные результаты и оформить их.
Определить предпочтения учащихся.
Объектом моего исследования является процедура реализации «переписи населения».
Предметом – демографические, социальные и экономические данные учащихся 5-11 классов гимназии.
Следуя законам научного исследования и опираясь на изученные источники информации, можно сформулировать гипотезу: Если определить основные параметры для проведения социологического опроса (анкетирования) в отдельно взятой школы (гимназии №1), то возможно спрогнозировать результаты переписи населения в стране.
Этапы исследования:
I этап – изучение и анализ литературы по теме;
II этап – разработка анкеты и анкетирование учащихся 5-11 классов гимназии;
III этап — анализ полученных данных и их оформление.
Мною были использованы следующие методы:
Эмпирические методы:
изучение литературы по теме;
анкетирование;
метод измерения (получение количественных данных).
Теоретические методы:
— логические методы познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
— метод формирования гипотезы.
— метод прогнозирования.
Практические методы:
— составление рекомендаций для использования материалов в практической деятельности.
Выбранная мною тема актуальна, т. к., во-первых, результаты любой переписи представляют собой основной источник сведений о населении, и это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества; во-вторых, до сих пор не опубликованы официальные результаты Переписи-2010. А новизна работы заключается в том, что подобное исследование в гимназии проводится впервые.
«От изучения школьного населения
к познанию населения страны»
Автор: Федорова Виолетта Николаевна,
Россия, Мурманская область, г. Мончегорск
МОУ гимназия № 1
7 «А» класс
2. Научная статья
2.1. Перепись населения.
Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенный момент времени каждого жителя страны или территории.
Во многих странах, как и в России, он проходит приблизительно один раз в десять лет.
Почему именно раз в десять лет?
Дело в том, что десять лет — это как раз тот период, за который успевает подрасти и выйти во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных программ развития страны рассчитано на десять лет, и перепись дает возможность увидеть их результаты, исходя из беспристрастных статистических выкладок.
Перепись, во-первых, позволяет узнать точную цифру численности населения, сведения о его составе и об условиях жизни. Во-вторых, она дает возможность оценить изменения за время, прошедшее с момента предыдущей переписи. В-третьих, информация о таких изменениях служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.
Главной задачей переписи населения является управление и планирование экономической жизни общества. При переписи населения выясняются множество разных сведений о всех сторонах общественной жизни людей.
Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.
Цель переписи:
1. Позволяет узнать точную цифру численности населения, сведения о его составе и об условиях жизни.
2. Дает возможность оценить изменения за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.
3. Информация о таких изменениях служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.
2.1.1. Основные понятия переписи населения.
Программа переписи населения — перечень сведений собираемых при переписи. В переписной лист включается ряд вопросов, позволяющих получить необходимую информацию. Например, адрес, демографические признаки — (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики, религия, образование и т.д.
Перепись срочная — перепись, организованная в короткие сроки (от 2 до 11 дней). Для нее характерны централизованное руководство сбором и разработкой данных, строго ограниченная цель и краткая программа наблюдения (1-5 вопросов), а также оперативный способ передачи данных.
Категории населения, учитываемые при переписи
При проведении переписей различают три основных категории населения: постоянное, наличное и юридическое.
Наличное население — всё население, на критический момент переписи находящееся на обследуемой территории, включая временное население.
Постоянное население — население, проживающее на обследуемой территории — более 6 месяцев или 1 года
Юридическое население — население, юридически закрепленное на данной территории.
Основные принципы проведения переписи населения
Всеобщность.
Одномоментность.
Единая программа переписи.
Поимённость.
Самоопределение.
Конфиденциальность.
Строгая централизация управления переписи.
Регулярность проведения переписи.
Методы проведения переписи
опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;
самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;
смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) — при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет остается невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.
Программа переписи населения
адресная часть (имя и адрес переписываемого, его отношение к главе семейства/домохозяйства);
собственно программа переписи (личные демографические (пол, возраст, брачное состояние), социально-экономические (уровень образования, профессия, занятия, источники дохода, социальное положение), этнические (этническая принадлежность, родной язык, владение языками, вероисповедание/конфессиональная принадлежность) характеристики; вопросы, связанные с изучением воспроизводства населения; вопросы о миграции);
вопросы, связанные с другими обследованиями (определяются задачами данной конкретной переписи).
Кроме переписи населения, существуют и другие переписи, например:
Перепись животного населения в национальных парках (Ежегодно в марте-апреле на всех заповедных территориях происходит учет животных.)
Сельскохозяйственная перепись
Поземельные переписи в России (Поземельная перепись — сплошное статистические обследование землевладения и землепользования на определенный момент.)
Военно-конские переписи (учёт конского поголовья путём проведения переписи. Переписи проводились для определения числа годных лошадей. Впервые военно-конская перепись была произведена в 1876 году сокращённым способом в 33 губерниях западной полосы России и дала не вполне удовлетворительные результаты.)
В 2011 г. пройдёт перепись предпринимателей.
Перепись библиотек
«Перепись морской жизни» (проекте по исследованию океана, который длился десять лет, включающий в себя перепись глубоководных рыб)
2.1.2.. Возникновение переписи в мире
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи древнего царства (2800—2250 лет до нашей эры). Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это же время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.
Результаты учётов населения использовались в военных и фискальных целях. По своему характеру к таким учётам населения были близки и проведенные незадолго до колонизации европейцами учёты населения в раннефеодальных государствах Америки.
Известны учеты населения в Древней Греции, в Аттике, где в конце 4 в. до н. э. был проведен учёт всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 до н. э. регулярно проводились цензы.
Эпизодические учеты населения, вызванные фискальными целями или особыми обстоятельствами, проводились и в раннем Средневековье. Например, в 1086, в Англии по приказу Вильгельма Завоевателя был проведен учёт населения жителей 34 графств, результаты которого получили название «Книга страшного суда». В ряде городов Европы проведены учёты домохозяйств: в Нюрнберге в 1449, Страсбурге (1473), Цюрихе (и во всём кантоне) (1567), во Флоренции (1427—1430).
C середины XVIII в. предпринимаются попытки учёта населения в европейских странах (Австрия, Бавария, Голландия, Дания, Испания), в Азии (Япония), в Америке.
Первая полноценная перепись прошла в 1790 в США.
2.1.3.. История переписи на Руси
На Руси перепись населения велась с XIII века (первая перепись населения – в 1245 году), с целью учета населения монголами для определения размеров дани. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Киевская Русь, Новгород) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. Результаты переписи хранились в «писцовых книгах». В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола…». Тяга императора к «сказкам» носила сугубо экономический характер — при пересмотре налоговой системы перешли к более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого была мужская душа. Эти списки были собраны только через три года. После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В основном эти переписи проводились в столичных, крупных губерниях и некоторых уездных городах. В организации и методике местных переписей не было единства, порядок и сроки их проведения, формы бланков, программы опроса и программы разработки сильно различались, и не были совершенными. Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 года. Следующие всеобщие переписи проводились во время существования СССР в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. В Российской Федерации – в 2002, 2010 годах.
2.1.4. Последняя перепись населения в России и ее предварительные итоги.
Всероссийская перепись населения 2010 года завершилась 4 месяца назад. Сейчас вся переписная документация находится в Комстате, где заполненные бланки (а их более 1200 тысяч) проверяются специальной бригадой кодировщиков, чтобы потом быть отсканированными в компьютер и стать сводной базой данных переписи.
Девизом переписи населения 2002 года был — «Впиши себя в историю России» (Приложение 1). Глубину смысла этих слов постигаешь, когда просматриваешь заполненные бланки переписи. В них не указаны имена и фамилии, нет адресов, но сами собой возникают образы людей, семейные «портреты». И понимаешь, что из этих отдельных образов и судеб складывается история нашей республики, летопись огромной страны. В этих переписных листах — ее прошлое, настоящее и будущее. У каждого из нас свой жизненный путь, но их сумма определяет судьбу государства. Именно поэтому девизом переписи населения 2010 года стал — «России важен каждый!» (Приложение 1).
По заказу Росстата «Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург» провело массовый опрос общественного мнения, посвященный выяснению позиции россиян по отношению к Всероссийской переписи населения-2010. Изучались различные аспекты отношения граждан РФ к Переписи.
Анализируя результаты опроса, исследователи сделали следующие выводы.
Подавляющее большинство населения считает перепись нужным мероприятием (так ответили около 84% опрошенных). 7% опрошенных не имеют четкого мнения на эту тему, Только 9% респондентов считают перепись «ненужной». Очевидно, что именно эти 9% станут одной из наиболее сложно доступных групп с точки зрения обеспечения 100%-го охвата переписью всего населения.
Вопрос: В целом, как вы считаете, перепись населения – это нужное или не нужное мероприятие?
Вопрос: какие недостатки в организации переписи населения в октябре 2010 года Вы бы отметили?
Росстат огласил предварительные итоги переписи населения: численность населения России составляет 141 миллион 183 тысячи 200 человек. В Росстате подчеркивают, что цифры будут еще меняться, поскольку данные дополнят информацией о количестве граждан России, которые во время переписи находились в длительных загранкомандировках.
Предыдущая перепись проводилась в октябре 2002 года. Тогда Росстат насчитал 145,2 млн россиян, что было на 1,8 млн человек меньше, чем в 1989 году. Таким образом, данные переписи свидетельствуют, что за последние восемь лет численность населения России в последние восемь лет сокращалась быстрее, чем в 1990-е годы. (приложение 2)
Перепись школьного населения
Периодически, во многих школах проводятся переписи населения. Учащиеся анкетируются по разным вопросам, от цвета глаз и волос до национальности и вероисповедания. Такие переписи помогают в дальнейшем с лёгкостью определить кого в школе больше девочек или мальчиков, какие мужские и женские имена самые популярные. Узнав об этом, меня заинтересовало, почему же в нашей школе не проводится подобных переписей, и я решила взяться за это дело сама. В свою анкету я включила как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, во взрослой жизни относящиеся, скорее, к сфере социологических анкетирований и опросов.
Анкета. (Приложение 3).
В свою анкету я включила 20 вопросов, характеризующих:
демографические показатели (пол, возраст, национальность, вероисповедание, количество детей в семье);
социологические (место рождения, любимое занятие, любимый и нелюбимый школьный предмет, о питании в школьной столовой);
экономические показатели (где хотели бы работать и кем, какой заработок хотели бы получать).арактеризующих демографические (щихсяных данных).иикого опроса нго опроса (анкетирования) на примере отдельно взятой школы (гим
2.2.2. Результаты школьного анкетирования.
В анкетировании участвовали 278 человек с 5 по 11 класс. Мной было обобщено и проанализировано 5560 ответов. Первый блок вопросов (1-9) затрагивал демографические данные.
Ответы на первый вопрос показали, что самими распространёнными женскими именами являются Анастасия, Полина, Валерия, Дарья, Екатерина, Мария,; мужскими – Илья, Роман, Александр, Максим, Владислав, Данил
Среди девочек самыми редкими оказались Снежана, Карина, Станислава, Виталия, Равана, Саманта, Лаура, Камила, Виолетта, Кира, Ульяна, Сабина, Варвара, Алана; у мальчиков – Лука, Марк, Савелий, Никон, Артемий, Лев, Мхитар, Тимур,
По результатам анкет оказалось что девочек на 46 человек (16%) больше чем мальчиков.
Среди учеников гимназии преобладают дети с карим цветом глаз и русым цветом волос. Меньше всего блондинов и учащихся с серо-зелёными глазами (Приложение 3).
Большинство учеников нашей школы – русские. Однако есть и представители других национальностей, такие как осетинка, кореянка, полячка, армяне, молдованка, грузин, кумычка и др.
Почти все учащиеся родились в Мончегорске и являются его коренными жителями.
Но с другой стороны есть дети, чьей родиной являются города, такие как Оленегорск, Апатиты, Мурманск, Кировск, Петрозаводск, Архангельск, Ковдор, Балхаш, Белгород, Рыбинск, Тамбов, Норильск, Херсон (Украина), Сасово (Рязанская обл.), Крестцы, Волгоград, Псков, Армавир, Брянск, Великий Новгород,
В семьях учащихся по 1- 2 ребёнка. И лишь только 8% семей – многодетные, где трое детей и более.
Оказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточно хорошо понимают, что такое религия. Анализ статистических данных показал, что многие не знают, что христианство делится на несколько течений. 83% учеников называют себя христианами. 1% причисляют себя к мусульманам. Остальные 16% — атеисты или не ответили на данный вопрос.
Анализ следующих вопросов анкеты позволил мне составить характеристику социальных данных учащихся.
Любимым занятием гимназистов оказался спорт. Многие учащиеся увлекаются музыкой, рисованием, компьютером, танцами, фотографией и театром. Но присутствуют и необычные увлечения, например рыбалка и изучение традиций и народов в разных странах.
Любимыми предметами учеников в школе оказались физкультура и труд. Важную роль в жизни многих играет математика, география, русский язык и др. Меньше любят черчение и ОБЖ (приложение 4).
По мнению учащихся, из школьной программы можно исключить предметы, такие как ИЗО (33 чел.), английский язык(28 чел.), физкультура (26 чел.), химия (23чел.), физика (19 чел.), история (14 чел.), Самое частое объяснение этому — предмет либо не интересен, либо не пригодится в дальнейшей жизни. Одиннадцатикласники считают, что самым ненужным предметом является культурология.
Ответы на вопрос «нравится ли питание в школьной столовой?» разделились примерно одинаково. 40% учеников ответили «да» и столько же – «нет».
Я решила узнать нравится ли школьникам питание в столовой.
Работникам столовой надо готовить полезную, питательную и не очень дорогую еду, что они и делают. Но для того чтобы ученики ели эту еду, надо, чтобы она им нравилась.
Что же хотят есть ученики? По данным нашей переписи, из всех блюд в меню 48% предпочитают выпечку, 29% -вторые блюда, 10% — салаты. Исходя из этого, можно составить меню только из любимых блюд учеников. По мнению учащихся, надо дополнительно включить в их рацион больше разных фруктов (Приложение 4).
Почему ученики любят и не любят ходить в школу? Выяснилось, что 46 % ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными людьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время. Радует то, что есть такие ученики, которые полагают, что нужно ходить в школу для получения новых знаний и хороших оценок (приложение 5).
Многие дети просто не знают, как они относятся к обучению в школе, некоторые меняют свое отношение в процессе обучения. Иногда не хочется идти в школу (33%). Ученики жалуются на скучные, длинные уроки, короткие перемены, холодные кабинеты и питание в столовой. А некоторым просто надоело учиться (Приложение 5).
В целом, 21% учащихся не любят ходить в школу по разным причинам.
В ребятах с раннего детства нужно воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, тогда и появится интерес к школе, исчезнут прогулы.
Из всех опрашиваемых честно признались, что курят только 14 человек. И хотя в школе реализуются мероприятия по здоровому образу жизни, эти ученики не прислушиваются к советам взрослых (приложение 5).
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?» Оказалось, что дети хотят овладеть 25 различными профессиями. Самые популярные: врач, юрист, программист, журналист, переводчик.
Однако многие не определились, с каким родом деятельности хотят связать свою дальнейшую жизнь. Были несуразные ответы, такие как танкист, президент, космонавт.
Перепись показала, что 51% учеников, несмотря на низкую заработную плату, хотят работать в нашей стране. Все эти ребята патриоты, они очень любят свою родину, хотят, чтобы она не отставала в развитии от других стран, хотят реализовать свои идеи именно в России. 49% опрошенных предпочтут работу за границей, (приложение 5).
Мной был задан вопрос: «Какой заработок вы считаете достаточным для себя?»
27% школьников считают, что достаточный заработок должен быть не менее 100 тыс. руб. в месяц, 33% считают для себя приемлемой зарплату от 50 до 100тыс. руб. и 40% согласны на 25-50 тыс. руб. Из этого следует, что материальные запросы современной молодежи намного выше, чем у представителей предыдущего поколения, и это может вызвать новые проблемы для России.
3. Заключение.
При переписи населения выясняются множество разных сведений обо всех сторонах общественной жизни людей. Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.
При переписи населения отдельно взятой школы тоже можно получить много разных сведений. Например, кого больше: мальчиков или девочек; как проводят свободное время учащиеся гимназии; любимое блюдо в школьной столовой; любимый предмет и т.д. Зная все это, можно тоже прогнозировать развитие школы.
Я считаю, что цель, поставленная в начале работы, мною достигнута: я проанализировала демографические, социальные и экономические данные учащихся гимназии.
В ходе данного исследования, изучив специальную литературу, я познакомилась с понятием «перепись». Разработала параметры опроса и провела анкетирование 278 учащихся 5-11 классов гимназии, обработав 5560 вопросов.
Анализируя полученные в результате анкетирования сведения, удалось составить сводную таблицу демографических, социальных и экономических данных. (Приложение 4). Оказалось, что в гимназии девочек больше, чем мальчиков, большинство детей с карими глазами и русым цветом волос, преобладают русские, большинство являются православными христианами, в семьях по 1-2 ребенка, любят заниматься спортом, планируют стать врачами, юристами, программистами. Сожалею, что половина всех анкетируемых хотят жить и работать за границей и это может отразиться в будущем на нехватке трудовых ресурсов в стране. А получать достойную зарплату – это желание любого человека.
Можно предположить, что результаты школьного исследования будут близки к результатам всероссийской переписи, по таким параметрам, как:
Половой состав;
Национальный состав;
Религиозный состав;
Количество детей в семье;
Популярные профессии.
На мой взгляд, погрешность допустима в таких параметрах, как: цвет волос и глаз, занятость в свободное время, интересы, особенности питания, размер заработной платы. Это можно объяснить особенностями экономико-географического положения и климатом нашего региона, его промышленной специализацией.
Данная информация может быть интересна самим учащимся, их родителям и педагогам.
Список литературы:
Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. М., 1999.
Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.
Демография: современное состояние и перспективы развития: Учеб.пособие/ Под ред. Д.И. Валентея. М., 1997.
Медков В.М. Демография: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005.
Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции. / Отв. ред. П.М. Полян, О.Б. Глезер. М.: ОГИ, 2004.
Современная демография/ Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М., 1995.
Энциклопедия для детей. Т.3 (География). – сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1994. – стр. 521-523.
Интернет-ресурсы:
https://wikipedia.org/wiki/Перепись
https://www.park-kosa.ru/site_news/260.html
Приложение 1 .
Перепись-2002 «Впиши себя в историю России»
Перепись-2010 «России важен каждый»
Приложение 2.
Численность населения России
Приложение 3.
Анкета
Имя
Класс
пол
Цвет глаз
Цвет волос
Национальность
Место рождения (город)
Количество детей в семье
Вероисповедание
Любимое занятие (хобби)
Любимый предмет в школе
Какие учебные предметы можно было бы исключить из школьной программы и почему?
Нравится ли питание в школьной столовой?
Любимое блюдо в школьной столовой
Любите или нет ходить в школу?
Что не нравится в школе и почему?
Курите ли вы?
Кем вы хотите стать?
Где хотели бы работать – в России или за границей?
Какой заработок считаете достаточным для себя?
Приложение 4.
Цвет волос Цвет глаз
Любимые предметы
Нравится ли питание Любимое блюдо в
в столовой? школьной столовой
Приложение 5.
Любите ли Вы ходить в школу?
Курите ли Вы?
Что Вам не нравится в школе?
Где бы вы хотели работать?
Приложение 6.
Таблица результатов анкетирования
ответы | 5ые | 6ые | 7ые | 8ые | 9ые | 10ые | 11ые | Всего | |
Кол-во анкетируемых | 60 | 41 | 40 | 40 | 42 | 21 | 34 | 278 | |
Пол | Девочки | 35 | 21 | 23 | 24 | 22 | 12 | 25 | 162 |
Мальчики | 25 | 20 | 17 | 16 | 20 | 9 | 9 | 116 | |
Цвет глаз | Карие | 34 | 16 | 12 | 15 | 17 | 9 | 10 | 113 |
Голубые | 9 | 6 | 5 | 7 | 3 | 5 | 4 | 39 | |
Серо-голубые | 3 | 9 | 5 | 8 | 6 | 1 | 4 | 36 | |
Зелёные | 4 | 7 | 6 | 5 | 8 | 7 | 37 | ||
Серо-зелёные | 4 | 1 | 8 | 3 | 4 | 3 | 3 | 26 | |
Серые | 6 | 2 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 29 | |
Цвет волос | Русые | 41 | 29 | 27 | 31 | 29 | 12 | 20 | 189 |
Брюнеты | 8 | 2 | 3 | 3 | 6 | 2 | 4 | 28 | |
Блондины | 7 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 17 | |
Шатены | 5 | 7 | 9 | 5 | 6 | 5 | 7 | 44 | |
Нацио-наль-ность | Русские | 58 | 39 | 39 | 40 | 41 | 20 | 32 | 269 |
Другие | 3 | 3 | 1 | 1 | 8 | ||||
Место рожде-ния | Г. Мончегорск | 55 | 39 | 39 | 38 | 38 | 20 | 29 | 258 |
Другие города | 5 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 20 | |
Кол-во детей в семье | 1 ребёнок | 27 | 20 | 22 | 20 | 16 | 6 | 10 | 121 |
2 ребёнка | 30 | 16 | 16 | 15 | 23 | 12 | 21 | 133 | |
3 ребёнка | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 | 3 | 23 | |
Веро-испове-дание | Христиане | 38 | 37 | 36 | 33 | 40 | 12 | 23 | 219 |
Атеисты | 10 | 3 | 4 | 6 | 2 | 8 | 11 | 44 | |
Мусульмане | 2 | 1 | 1 | 4 | |||||
Хобби | Компьютер | 7 | 9 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 35 |
Спорт | 22 | 15 | 24 | 10 | 11 | 6 | 8 | 96 | |
Рисование | 6 | 15 | 6 | 5 | 2 | 3 | 1 | 38 | |
Фотография | 1 | 2 | 3 | 6 | |||||
Музыка | 14 | 7 | 3 | 7 | 7 | 4 | 9 | 51 | |
Чтение | 1 | 3 | 5 | 3 | 12 | ||||
Танцы | 5 | 8 | 8 | 1 | 4 | 26 | |||
Театр | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||
Люби-мый предмет в школе | Математика | 8 | 13 | 11 | 4 | 5 | 2 | 3 | 46 |
Русский язык | 20 | 4 | 7 | 2 | 3 | 1 | 1 | 38 | |
Литература | 6 | 9 | 12 | 4 | 3 | 46 | |||
Английский | 3 | 6 | 9 | 6 | 6 | 2 | 32 | ||
Физика | — | — | 4 | 7 | 5 | 2 | 6 | 24 | |
Химия | — | — | — | 1 | 3 | 1 | 4 | 9 | |
География | — | 13 | 13 | 7 | 2 | 5 | 3 | 43 | |
История | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 | |
Обществознан. | — | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | 13 | ||
Информатика | — | — | 1 | 3 | 2 | 1 | 7 | ||
Биология | — | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9 | ||
Черчение | — | — | — | — | 1 | — | — | 1 | |
Музыка | 3 | 5 | 1 | 4 | 2 | — | — | 15 | |
Труд | 23 | 13 | 11 | 5 | 4 | — | — | 56 | |
Физкультура | 22 | 8 | 11 | 6 | 1 | 7 | 5 | 60 | |
ИЗО | 3 | 10 | 2 | 3 | — | — | — | 18 | |
Природоведен. | 3 | — | — | — | — | — | — | 3 | |
ОБЖ | — | — | — | 2 | 1 | 3 | |||
Flash | — | — | — | — | — | 1 | 3 | 4 | |
Можно исклю-чить | Английский | 18 | 4 | 6 | 2 | 30 | |||
Биология | — | 1 | 2 | 3 | 6 | ||||
Музыка | 3 | 3 | 1 | 1 | — | 8 | |||
ИЗО | 2 | 6 | 18 | 7 | — | — | — | 33 | |
История | 5 | 2 | 3 | 3 | 1 | 14 | |||
Обществознан. | — | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 | ||
Физкультура | 4 | 5 | 14 | 1 | 2 | 26 | |||
Труд | 2 | 2 | 2 | — | — | 6 | |||
Физика | — | — | 2 | 3 | 2 | 8 | 4 | 19 | |
Химия | — | — | — | 10 | 2 | 7 | 4 | 23 | |
Черчение | — | — | — | — | 7 | — | — | 7 | |
Культурология | — | — | — | — | — | — | 6 | 6 | |
Пита-ние в столов. | Нравится | 29 | 19 | 22 | 19 | 7 | 4 | 13 | 113 |
Не нравится | 13 | 22 | 8 | 24 | 16 | 11 | 19 | 113 | |
Не всегда | 19 | 10 | 18 | 6 | 2 | 55 | |||
Любим. блюдо в столов. | Выпечка | 16 | 20 | 16 | 5 | 2 | 3 | 27 | 89 |
Салаты | 1 | 7 | 5 | 3 | 2 | 18 | |||
Втор. блюда | 20 | 11 | 6 | 8 | 3 | 2 | 3 | 53 | |
Другое | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 11 | 23 | ||
Любите ходить в школу | Да | 42 | 17 | 11 | 6 | 17 | 13 | 20 | 126 |
Нет | 9 | 15 | 10 | 6 | 10 | 2 | 7 | 59 | |
По настроен. | 9 | 9 | 19 | 22 | 18 | 6 | 7 | 90 | |
Что не нравит-ся в школе | Длин. уроки | 4 | 4 | ||||||
Холодные каб. | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||
Столовая | 4 | 4 | 7 | 2 | 3 | 3 | 5 | 28 | |
Форма | 5 | 10 | 2 | 4 | 5 | 26 | |||
Дежурство | — | — | — | 3 | 3 | ||||
Много д.з. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 11 | ||
Бейджики | 2 | 3 | 4 | 2 | 11 | ||||
Коротк. перем. | 1 | 2 | 3 | ||||||
Курите ли вы? | Да | 1 | 2 | 7 | 4 | 14 | |||
Нет | 60 | 41 | 39 | 38 | 35 | 21 | 30 | 264 | |
Кем хотите стать? | Не опред. | 34 | 2 | 12 | 12 | 15 | 7 | 10 | 92 |
Юрист | 2 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 17 | |
Врач | 4 | 5 | 5 | 2 | 5 | 2 | 4 | 27 | |
Программист | 2 | 5 | 2 | 2 | 11 | ||||
Футболист | 1 | 1 | 2 | ||||||
Архитектор | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||
Фотограф | 1 | 2 | 2 | 6 | |||||
Журналист | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | ||||
Экономист | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||
Бизнесмен | 4 | 1 | 1 | 6 | |||||
Дизайнер | 2 | 2 | |||||||
Актёр | 1 | 1 | 2 | ||||||
Переводчик | 4 | 3 | 7 | ||||||
Психолог | 2 | 1 | 1 | 4 | |||||
Где ра-ботать | В России | 35 | 28 | 19 | 24 | 22 | 8 | 10 | 143 |
За границей | 25 | 13 | 21 | 19 | 20 | 13 | 24 | 135 | |
Зара-боток | Менее 50 тыс. | 46 | 16 | 15 | 5 | 12 | 5 | 5 | 104 |
50-100 тысяч | 19 | 10 | 17 | 13 | 16 | 5 | 7 | 87 | |
Более 100 тыс. | 9 | 6 | 7 | 14 | 12 | 17 | 7 | 72 |