Урок-экспедиция проводится при изучении темы «Южная Америка» в курсе «География материков и океанов » (7 класс)

Тема урока: «Природные зоны Южной Америки».

Урок-экспедиция проводится при изучении темы «Южная Америка» в курсе «География материков и океанов » (7 класс).

Цель – создать условия по формированию представления о растительном и животном мире Южной Америки, познакомить с характерными для материка природными зонами.

Образовательная задача – расширение и углубление знаний о широтной зональности на примере Южной Америки.

Развивающая задача – продолжение работы по совершенствованию умения анализировать тематические карты, по формированию навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.

Воспитательная задача – воспитание у обучающихся доброжелательности друг к другу, уважения мнения других, умения слушать, формирование навыков коллективной работы, умения выступать перед аудиторией.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: карта природных зон Южной Америки, видеофрагмент, презентация, пакеты заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета.

Оснащение урока: мультимедийный проектор.

Методы: частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Форма урока: урок-экспедиция.

Новые понятия: Сельва, кампос, льянос, пампа, Патагония.


Урок проводится в форме ролевой игры. Класс делится на группы – «экспедиции», число которых соответствует числу изучаемых зон. Работая в группах, школьники распределяют обязанности в соответствии с интересами каждого члена группы, выбирают лидера – начальника экспедиции, который организует работу всей группы, ведет рабочее обсуждение итогов «исследования». Результаты работы отражают в листах отчета.

Каждая экспедиция получает от учителя в конверте задания, где указаны задания для разных специалистов – участников экспедиции. Каждый участник экспедиции, используя дополнительный материал (карты, иллюстрации, текст и т.д.) отвечает на вопросы, а затем проговаривает это руководителю. В результате совместной деятельности, материал обобщается, вносится в предложенный алгоритм (алгоритм применяется с целью экономии времени, одновременно создается щадящий эффект выступающему).

Каждая группа составляет отчет: описание природной зоны по плану.

Таким образом, реализуется дифференцированный подход (руководитель – лидер, более сильный ученик, выполняет более сложное задание, берет на себя в некоторой степени роль учителя) и в конечном итоге достигается мотивация каждого ребенка на успех.

В результате у детей складывается яркое представление об органическом мире материка. В ходе урока развивается мыслительная деятельность, способность к самостоятельному принятию решений на основе имеющихся знаний и новой информации.

Четко определяются критерии оценки в созданных листах отчета. Руководитель выставляет оценки участникам, а работа руководителя оценивается учителем.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы урока и формулировка цели и задач урока.


Тема урока формулируется и доводится до учащихся после небольшого вступления с показом видеофрагмента, который носит эмоциональный характер.

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по материку Южная Америка.

-Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка?

Назовите тему нашего урока?

Учитель пишет на доске словосочетание “природная зона”.

-Назовите ассоциации, которые возникли у вас с этим словосочетанием.

-Ребята, скажите, что же такое природная зона?

Зная, что такое “ природная зона”, давайте сформулируем цель урока?

Формулируют цели и задачи урока. (Предполагаемый ответ – мы должны узнать, как располагаются природные зоны на материке Южная Америка, какие произрастают растения и какие обитают животные и т.д.)


Работа с атласом.

-По карте атласа (с.31) определите, в каких природных зонах расположен материк Южная Америка?

-Какие из них наибольшие по площади? Чем это объяснить?


3. Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя.

Как и Австралия, Ю.Америка выделяется среди материков своебразием органического мира. Длительная изоляция от других материков способствовала формированию в Ю.Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного дерева, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка-капибара, шиншиллы).


Изучение нового материала базируется на знаниях учащихся, полученных на уроках изучения природных зон материков Африка и Австралия. Они уже могут свободно применять понятие «природная зона», владеют приемами описания зон и приемами установления связей между компонентами природной зоны.


Главный этап урока — создание игровой ситуации, работа в группах.

Познакомиться со своеобразием органического мира континента — это задача нашего урока. Давайте вместе пройдем путь исследования и изучения природных зон Южной Америки, отправившись в экспедицию:

1 экспедиция «Влажные экваториальные леса».

2 экспедиция «Саванны».

3 экспедиция «Степи».

4 экспедиция «Полупустыни».

Перед отправлением в экспедицию выберите руководителей. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и заполнив алгоритм отчета рапортовать об ее окончании выбросив зеленый флажок. В случае затруднения вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок.

Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки-задания каждому участнику и материал, который поможет в работе: фотографии, дополнительная литература, газетные статьи. Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая после работу участников.

Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И в путь! Удачи вам.

Пакет заданий экспедиции «Влажные экваториальные леса».

Вопросы на карточках.

1.Географическое положение.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Физическая карта» стр 30; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 1, ответьте на вопросы:

А. Какую площадь занимает зона влажных экваториальных лесов в Южной Америке по сравнению с Африкой?

Б. В какой части материка расположена эта природная зона?

В. Как называются влажные экваториальные леса в Южной Америке?


2.Климат.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Климатическая карта» стр31; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 2, ответьте на вопросы:

А. В каких климатических поясах расположена природная зона влажные экваториальные леса?

Б. Определите средние температуры января и июля характерные для этой зоны?

В. Какое количество осадков выпадает в течение года?


3.Почвы.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; «Почвы мира» стр13; дополнительный текст приложения 3, ответьте на вопросы:

А. Какие почвы преобладают в лесах Амазонии?

Б. Почему почвы лесов не плодородные?


4.Растительный мир.

Используя дополнительный текст приложения 4, ответьте на вопросы:

А. Разнообразен ли растительный мир влажных экваториальных лесов?

Б. Какой высоты достигают деревья?

В. Почему в лесах даже днем царит мягкий полумрак?

Г. Назовите характерных представителей растительного мира.


5.Животный мир.

Используя дополнительный текст приложения 5, ответьте на вопросы:

А. Почему в экваториальном лесу нет крупных животных?

Б. Какие приспособления есть у животных для жизни в лесу?

В. Перечислите животных, обитающих во влажных экваториальных лесах.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Накануне Рождества»


Задание руководителю.

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу слова.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции «Влажные

экваториальные леса».

1.Зона влажных экваториальных лесов занимает на материке намного………………..

(большую или меньшую) площадь, чем в Африке.

Она расположена…………………………………………………………………………….

В Ю.Америке экваториальные леса называют …………………………………….., что в

переводе с португальского означает «леса».

2.Леса лежат в области………………………………………………….климатического пояса.

Для влажного экваториального климата Амазонии характерны постоянно высокие

температуры года (средние месячные температуры …………….*С) и обильное

выпадение осадков ……………….мм.

3.Растут леса на …………………………………………………………………………почвах

Почвы не плодородные. Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются …………………………………….., а не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро…………… ………………………………………

4.Растительный мир бассейна реки Амазонки очень ………………………..

Деревья здесь достигают высоты от …………………………….. м. Огромные стволы и ветви густо оплетены лианами. Даже в полдень в таком лесу царит мягкий полумрак и сквозь ………………………………не видно голубого неба.

Из растений наиболее характерны ……………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

5. Во влажном экваториальном лесу Ю.Америки почти нет крупных животных. Кто же может жить в этих дебрях? На земле…………………………………… Надо приспосабливаться либо к……………………………………………… на деревьях, либо к длительному пребыванию в ………………………………….. Поэтому для Амазонии очень характерно обилие цепкохвостых животных, обитающих на деревьях.

В лесах обитают………………………………………………………………………………

Оценка работы участников экспедиции.

1………………………………. 4………………………………

2………………………………… 5……………………………….

Приложение 1. Географическое положение.

Зона влажных экваториальных лесов занимает на материке намного большую площадь, чем в Африке. Она расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья, в области экваториального климатического пояса. В Ю. Америке экваториальные леса называют «сельвас», что в переводе с португальского означает «леса». Сельвас – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных.

Приложение 2. Климат.

Для влажного экваториального климата Амазонии (территория, на которой расположены влажные экваториальные леса, лежит большей частью на Амазонской низменности, поэтому называется Амазонией.) характерны постоянно высокие температуры года и обильное выпадение осадков.

Влажные экваториальные леса расположены в области экваториального климатического пояса.

Приложение 3. Почвы.

Растут леса на красно-желтых ферраллитных почвах. Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро поглощают. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Почвы не плодородные.

Приложение 4. Растительный мир.

Растительный мир бассейна реки Амазонки очень разнообразен. Это самый большой и буйный экваториальный лес на Земле – зеленая оранжерея нашей планеты, одно из удивительных и неповторимых чудес природы. Все живое представлено в поразительном разнообразии форм, красок, размеров. Цветы в густой чаще встречаются редко. Они раскрываются или на высоких кронах, или на стволах, большей же частью нависают гроздьями или по одиночке над открытой водой по берегам рек. Зато листья своей формой и тонами напоминают гигантские цветки. Деревья здесь достигают высоты от 30 до 60 м. Обычно гигантские стволы с огромными кронами подавляют все остальные растения, лишают их солнца, и в конце убивают все, что не может достичь подобной высоты. Поэтому здесь так много вьющихся растений, хрупких и нежных, достигающих вершин деревьев. Огромные стволы и ветви густо оплетены лианами. Даже в полдень в таком лесу царит мягкий полумрак и сквозь густое переплетение ветвей не видно голубого неба. Из растений наиболее характерны шоколадное дерево (какао), хинное дерево, различные виды пальм, сейба – настоящий гигант древесного мира, достигающий высоты 80 метров, молочайные (каучуконосы), древовидные папоротники. В бассейне Амазонки встречается самая крупная в мире кушинка – виктория-регия. Многие растения сельвы дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору для использования в технике и медицине

Приложение 5. Мир животных Амазонии.

Во влажном экваториальном лесу Ю.Америки почти нет крупных животных. Кто же может жить в этих дебрях? На земле места мало. Надо приспосабливаться либо к постоянному существованию на деревьях, либо к длительному пребыванию в воде. Поэтому для Амазонии очень характерно обилие цепкохвостых животных, обитающих на деревьях. Лучше всего себя чувствуют обезьяны. Мохнатые капуцины с длинными волосами на голове, постоянно живут на вершинах деревьев и почти никогда не спускаются на землю. Здесь обитают ленивцы, которые редко спускаются на землю. Длинные и цепкие хвосты имеют здесь некоторые грызуны – цепкохвостый дикобраз, хищники – цепкохвостый медведь и сумчатые – опоссумы.

Наземный образ жизни ведут немногие животные. Это броненосец-великан, достигающий в длину вместе с хвостом почти 2 м, большой муравьед до 3 м в длину. Крупный ягуар и небольшой оцелот, серовато-бурая пума. Это главные хищники сельвы. Они хоть и живут на земле, но также умеют лазать и прыгать по деревьям.

Особенно трудно пробираться по едва проходимым дебрям копытным животным. В Ю.Америке их мало. Это свинья пекари, которой не страшны грязь и болота, и тапир.

Особенно много в амазонских лесах земноводных и пресмыкающихся. Воздух настолько влажен, что некоторым видам древесных лягушек, например, совсем не требуются водоемы для метения икры. Одни склеивают для икры маленькие аквариумы из листьев, другие вынашивают икру в углублениях спины.

Конечно страшнее всяких лягушек – змеи. Среди них ядовитая змея бушмейстер (местное название – суруруку), достигающая почти 4 м в длину и гигантская змея – водяная анаконда, достигающая иногда 11 м в длину.

Крайне богат и разнообразен в Амазонии мир птиц, насекомых, пауков, рукокрылых (летучие мыши, вампиры). Вампир острыми зубами прогрызает маленькую ранку и высасывает у животного кровь, иногда нападает и на человека.

Большие попугаи ара с размахом крыльев до 1,5 м, нелепые каркающие туканы с желто-красными в разноцветную полоску огромными клювами, солнечные цапли, « живые самоцветные камни» массой 2-3 г – колибри – это лишь некоторые представители исключительно разнообразных птиц Амазонии.

Красавицы бабочки с размахом крыльев до 30 см, жуки-геркулесы длиной 15 см, пауки птицееды, пожирающие колибри.

Большой вред приносит сведение лесов при заготовке древесины. Расчистка лесов усилилась с 70-х годов. Согласно программе освоения Амазонии, осуществляется строительство шоссейных дорог. Сокращение площади лесов связано также с добычей бокситов и гидроэнергетическим строительством.



Пакет заданий экспедиции «Саванны».

Вопросы на карточках:

1.Географическое положение.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Физическая карта» стр 30; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 1, ответьте на вопросы:

А. В какой части материка расположена зона саванн?

В. Как называются саванны северного и южного полушарий в Южной Америке?

2.Климат.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Климатическая карта» стр31; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 2, ответьте на вопросы:

А. В каких климатических поясах расположена зона саванн?

Б. Определите средние температуры января и июля?

В. Какое количество осадков выпадает в течение года?

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Вулканизм" 5 класс


3.Почвы.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; «Почвы мира» стр13; дополнительный текст приложения 3, ответьте на вопросы:

А. Какие почвы преобладают в зоне саванн?

Б. Почему почвы саванн плодородные?


4.Растительный мир.

Используя дополнительный текст приложения 4, ответьте на вопросы:

А. Какие растения характерны для саванн?

Б. Что такое «кебрачо»?


5.Животный мир.

Используя дополнительный текст приложения54, ответьте на вопросы:

А. Какие копытные животные распространены в саваннах?

Б. Какие животные обитают в болотах и галерейных лесах?



Задание руководителю.

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу слова.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции «Саванны».

1. Зоны саванн занимают……………………………. низменность и большую часть…………………………………………………………. нагорий. Саванны Северного полушария называют…………………………….., что в переводе с испанского означает «ровный». В Южном полушарии саванны получили название………………………………(в переводе с португальского – равнина).

2.Они расположены в основном в ………………………………… и частично в …………………………. климатических поясах. Для этой природной зоны характерны смена сухого сезона и влажного. Годовое количество осадков выше ……………………… мм. Средняя температура января ……….*, июля …………..*.

3.Процесс почвообразования в саваннах происходит в условиях сезонного выпадения осадков. В период дождей наблюдаются распад………………….

………………………. и промывание почвы. В сухой (зимний) период из-за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов ………………………, и растительный опад богатого травянистого покрова разлагается не полностью. Поэтому в почве накапливается перегной. Здесь преобладают…………………….. почвы.

4.В саваннах растут ……………………………………………………………….. Для саванн западной части Бразильского нагорья и внутренних тропических равнин, где выпадает меньше осадков, характерны жесткие травы и колючие кустарники, среди которых встречаются низкорослые редколесья из кебрачо – ……………………………………………………………………………………..

5.В южноамериканских саваннах нет таких крупных травоядных животных, как в Африке. Из копытных здесь обитают ……………………………………; водятся броненосцы, ягуары, пумы, муравьеды, из птиц – страусу нанду. В болотах и галерейных лесах обитают ……………………………………………

Оценка работы участников экспедиции.

1………………………………. 4…………………………………

2………………………………. 5……………………………….

3……………………………… 6……………………………….


Приложение 1. Географическое положение.

Зоны саванн занимают Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. Саванны Северного полушария называют льянос, что в переводе с испанского означает «ровный». В Южном полушарии саванны получили название кампос (в переводе с португальского – равнина).

Приложение 2. Климат.

Саванны расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатических поясах. Для этой природной зоны характерны смена сухого зимнего сезона во время которого господствует континентальный тропический воздух и влажного, когда в саванны вторгаются экваториальные воздушные массы, преобладание травянистого покрова с отдельными деревьями или группами деревьев (количество осадков недостаточно для произрастания леса).

Приложение 3. Почвы.

Процесс почвообразования в саваннах происходит в условиях сезонного выпадения осадков. В период дождей наблюдаются распад органических веществ и промывание почвы. В сухой (зимний) период из-за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад богатого травянистого покрова разлагается не полностью. Поэтому в почве накапливается перегной. Здесь преобладают красно-бурые почвы.

Приложение 4. Растительный мир.

В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, кактусы, мимозы, молочаи, «бутылочные» деревья с бочкообразными стволами. Для саванн западной части Бразильского нагорья и внутренних тропических равнин, где выпадает меньше осадков, характерны жесткие травы и колючие кустарники, среди которых встречаются низкорослые редколесья из кебрачо – дерева с очень твердой древесиной. Рубкой, обработкой и транспортировкой кебрачо занята значительная часть населения этих мест.

Приложение 5. Мир животных.

В южноамериканских саваннах нет таких крупных травоядных животных, как в Африке. Из копытных здесь обитают олени и дикие свиньи – пекари; водятся броненосцы, ягуары, пумы, муравьеды, из птиц – страусу нанду. В болотах и галерейных лесах обитают тапир, носуха, выдра, нутрия, водосвинка, болотный олень, водоплавающие птицы.


Пакет заданий экспедиции «Степи».

Вопросы на карточках:

1.Географическое положение.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Физическая карта» стр 30; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 1, ответьте на вопросы:

А. В какой части материка расположена зона степей?

Б. Как называется степь в Южной Америке?

В. Почему путешественнику, попавшему в пампу, кажется что он все время кружит на одном месте?


2.Климат.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Климатическая карта» стр31; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; ответьте на вопросы:

А. Определите средние температуры января и июля в зоне степей.

Б. Какое количество осадков выпадает в течение года?


3.Почвы.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; «Почвы мира» стр13; дополнительный текст приложения 2, ответьте на вопросы:

А. Какие почвы преобладают в степях?

Б. Плодородны ли почвы степей?


4.Растительный мир.

Используя дополнительный текст приложения 3, ответьте на вопросы:

А. Какие растения преобладают в этой природной зоне?

Б. Какие растения распространены на юго-западе пампы?

В. Назовите причины безлесья степей?

Г. Как выглядит степь весной?


5.Животный мир.

Используя дополнительный текст приложения 4, ответьте на вопросы:

А. Какие животные типичны для степей?

Б. Как используется степь в хозяйственной деятельности человека?


Задание руководителю.

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу слова.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции «Степи».

1. Зона степей расположена к………………………………. в субтропическом климатическом поясе. Степи в Ю.Америке называют…………………….. или …………………………………….., что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности».

Если путешественник попадает в пампу, ему кажется, что он все время кружит на одном месте – настолько ………………………………………………………………..

2.Средние температуры самого теплого месяца (января) ………….*С, самого холодного (июля) …………*С. Годовое количество осадков………………………..

3. Почвы в степях ………………………………….., образуются в результате перегнивания густой травянистой растительности. Они имеют значительный (20-40 см) гумусовый горизонт и очень………………………………………………………..

4.В растительном покрове преобладают злаки:………………………………………

………………………….., на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юго-западе пампы, где выпадает меньше осадков, характерны ……………………………………………… Причины безлесья – ……………………..

………………………………………………………………………………………. Весной вся степь ………………………………………., над которыми кружатся тысячи различных насекомых.

5.Для открытых пространств пампы типичны …………………………………………

Пампа с ее плодородными почвами и мягким климатом – ценное …………………..

……………………………………………………… Почти вся территория пампы……………………………………………………или используется под …………………………………………………………………………………………….

Свежие документы:  «Классное GALAXY» как способ повышения учебной мотивации в классе

Оценка работы участников экспедиции.

1………………………………. 4…………………………………

2……………………………… 5………………………………..

3………………………………. 6……………………………….


Приложение 1. Географическое положение.

Зона степей расположена к югу от саванн в субтропическом климатическом поясе. Степи в Ю.Америке называют пампасами или пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Действительно, пампа Южной Америки – огромная, бескрайняя равнина, поросшая ковылем и пампасовой травой.

Если путешественник попадает в пампу, ему кажется, что он все время кружит на одном месте – настолько однообразен ее ландшафт.

Приложение 2. Почвы.

Почвы в степях красновато-черные, образуются в результате перегнивания густой травянистой растительности. Они имеют значительный (20-40 см) гумусовый горизонт и очень плодородны.

Приложение 3. Растительный мир.

В растительном покрове преобладают злаки (ковыль, бородач, мятлик), на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юго-западе пампы, где выпадает меньше осадков, характерны сухие травы и колючие кустарники. Причины безлесья – недостаточное увлажнение, периодические засухи. «Это – волнующее море трав, где порой на далеком расстоянии не встречается ни одного деревца, ни одного кустика. Весной вся степь раскрашена цветами, над которыми кружатся тысячи различных насекомых. Множество рек и озер оживляют степь, сверкая на солнце своими зеркальными гладями или прозрачными струями. Около озер и вдоль рек зеленеют небольшие рощицы из разнообразных деревьев.

Приложение 4. Животный мир. Влияние человека на природу.

Для открытых пространств пампы типичны быстро бегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов броненосцев и птиц, из грызунов — вискача.

Пампа с ее плодородными почвами и мягким климатом – ценное сельскохозяйственное угодье. Почти вся территория пампы распахана или используется под пастбища. Пампа потеряла свой первозданный облик. Она превращена в бескрайние поля пшеницы и кукурузы, загоны для выпаса скота.

Пампа там, где она не распахана, покрыта травой, и лишь изредка попадаются пурпурные пятна колючего кустарника да кое-где виднеются темные силуэты деревьев.


Пакет заданий экспедиции «Полупустыни».

Вопросы на карточках:

1.Географическое положение.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Физическая карта» стр 30; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; дополнительный текст приложения 1, ответьте на вопросы:

А. В какой части материка расположена зона полупустынь?

Б. Какое называние получил этот суровый район в Южной Америке?


2.Климат.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Климатическая карта» стр31; «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; , ответьте на вопросы:

А. Определите средние температуры января и июля в зоне полупустынь.

Б. Какое количество осадков выпадает в течение года?


3.Почвы.

Используя карты школьного атласа «Южная Америка. Природные зоны» стр 31; «Почвы мира» стр 13; дополнительный текст приложения 2, ответьте на вопросы:

А. Какие почвы преобладают в полупустынях?

Б. Плодородны ли почвы этой природной зоны?


4.Растительный мир.

Используя дополнительный текст приложения 3, ответьте на вопросы:

А. Какие растения преобладают в этой природной зоне?


5.Животный мир.

Используя дополнительный текст приложения 4, ответьте на вопросы:

А. Какие хищники типичны для зоны полупустынь?

Б.Какие птицы наиболее распространены?

В. Какое животное обитает по берегам водоемов?

Г.Как используются полупустыни в хозяйственной деятельности человека?


Задание руководителю.

По ходу заслушивания ответов участников экспедиции составьте отчет, вставив в предложенный алгоритм подходящие по смыслу слова.

Отчет о проделанной работе участников экспедиции «Полупустыни».

1.На ………………… …………… в условиях умеренного климата с малым количеством осадков образовалась зона полупустынь. Этот суровый район получил название…………………………………………………………..

2. Температуры самого теплого месяца …………*, самого холодного –…….*. Годовое количество осадков в основном не превышает ……………………мм.

3. Из-за скудной растительности почвы ……………………………………………….

4.Растительность, представленная ……………………….. (типчак, ковыль) и ……………………..……………………., — характерная черта этой природной зоны.

5.В полупустынях еще встречаются ………………………………Из хищников широко распространены ………………………………………………………………..

Характерны грызуны (среди них вискаша – грызун, длина тела которого 60-70 см), из птиц – ………………………………………………………………………………

По берегам водоемов обитает ………………………..(болотный бобр). Много мелких броненосцев, которые при опасности зарываются в землю. Морские птицы, в основном чайки, гнездятся здесь огромными колониями.

Малопродуктивная растительность Патагонии используется для …………………..

……………………………………………………………………………………………….

Оценка работы участников экспедиции.

1………………………………. 4…………………………………

2………………………………. 5………………………………

3……………………………… 6……………………………….




Приложение 1. Географическое положение.

В Ю.Америке, в отличие от Африки и Австралии, почти нет материковых тропических пустынь. На юге материка в условиях умеренного климата с малым количеством осадков образовалась зона полупустынь. Этот суровый район получил название Патагония.

В мире нет более контрастных природных комплексов, чем западная и восточная часть Патагонии. Западные крутые склоны Анд, принимая на себя влажные ветры с Тихого океана, способствуют выпадению осадков круглый год. Перевалив через горы, воздушные массы теряют осадки и уже иссушенные попадают в восточную часть Патагонии.

Приложение 2. Почвы.

Из-за скудной растительности почвы малоплодородны .

Приложение 3. Растительный мир.

Растительность, представленная сухими злаками и подушкообразными кустарниками, — характерная черта этой природной зоны. В более увлажненной западной предгорной части полупустыни выделяется узкая полоса злаков из типчака, ковыля и др. видов.

Приложение 4. Животный мир. Влияние человека на природу.

В полупустынях еще встречаются стада лам гуанако. Из хищников широко распространены пума, Магелланова собака, пампасская кошка. Характерны грызуны (среди них вискаша – грызун, длина тела которого 60-70 см), броненосец, из птиц – страус Дарвина (южный вид нанду), кондор, фламинго (в речных долинах).

По берегам водоемов обитает нутрия (болотный бобр). Много мелких броненосцев, которые при опасности зарываются в землю. Морские птицы, в основном чайки, гнездятся здесь огромными колониями.

Малопродуктивная растительность Патагонии используется для выпаса овец.


После выполнения работы — начальники экспедиции отчитываются о своих исследованиях.

В тетради ученики заполняют таблицу по ходу заслушивания отчетов.

Природная зона

Как называется зона в Ю.Америке

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

1.Влажные экваториальные леса






2.Саванны






3.Степи






4.Полупустыни







4. Закрепление. Закрепление учебного материала проходит с целью установления обратной связи.

1.Найди лишнее:

Муравьед, кенгуру, броненосец, ленивец.

Капибара, колибри, тукан, жираф.


2. Что такое? Кто такой?

Сельва, пиранья, пампа, колибри.

5. Домашнее задание:

Домашнее задание дифференцировано. Кроме работы с учебником предлагается выполнить дополнительное задание по желанию.


Дополнительное задание: определить центры происхождения культурных растений: твердая пшеница, рис, кукуруза, кофе, помидоры, какао, картофель, фасоль, чай.



Источники информации:


1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» М.: Дрофа. 2008.

2. Крылова О.В. «Интересный урок географии. Книга для учителя», М, Просвещение, 2006г.

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки и океаны. 7 класс, 2010 г.
4. ido.tsu.ru/ss/?page=609&unit=202 Урок-экспедиция.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: