Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 6)
Внеклассное мероприятие
по географии
«Знатоки Антарктиды».
Автор: Демакина Светлана Александровна,
учитель географии МБОУ СОШ №6
г. Ноябрьск
2013г.
Урок, разработан с использованием нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха. Он позволяет не только обобщить знания с учетом требования программы по географии 7 класса, но и проникнуться красотой и уникальностью природы. Учебно-познавательная деятельность учащихся — это самостоятельный поиск, создание нового, неизвестного раннее научного знания. Урок сопровождается презентацией, при подготовке которой использованы фотографии природы Антарктиды, фотографии путешественников и исследователей материка, размещенные в сети Интернет
Рекомендации для урока в VII классе. Урок то географии можно провести как внеклассное мероприятие или как «Обобщение и повторение по теме Антарктида»
Задачи урока.
Воспитательные:
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
формировать знания правил культуры общения;
формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;
Развивающие:
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: умение систематизировать изученный материал; развивать память
продолжить развитие учебно-познавательных умений: пользоваться языком предмета, грамотно выражать свои мысли;
продолжить развитие учебно-организационных умений: учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний.
Обучающие:
• Закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изученный материал
Тип урока: урок обобщение и повторения знаний
Оборудование: компьютер.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
Класс делится на три команды (принципы деления возможны любые: по рядам и т.д). Каждая команда выбирает себе название. Выбираются капитаны и помощник (помощник подсчитывает очки).
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, у нас сегодня игра « Знатоки Антарктиды».
Итак, начинаем игру. ( Поочередно команды выбирают вопросы.).
Правила игры.
Ученик на игровом поле выбирает:
а) Тему, по которой он хочет ответить, следующего набора тем:
Географическое положение.
История открытия и исследований.
Рельеф.
Климат.
Внутренние воды (ледниковый покров).
Растительный и животный и мир.
б) вопросы по темам оцениваются баллами 5,10,15,20,25, в зависимости от трудности вопроса.
Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос, которые оцениваются в 5, 10 баллов.
Если ученик считает, что очень хорошо усвоил изученный материал, то он может выбрать более сложные вопросы.
Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.
Время игры 30 минут.
Оценки в конце урока наиболее активным ученикам могут поставить учитель, капитан команды или члены каждой команды. Для этого целесообразно обсудить вклад каждого в сумму баллов команды, а затем поставить оценки. Плохие оценки ставить не стоит, так как если ученик во время игры подвел команду, то он уже сам себя наказал. У него не остается чувство озлобления, а появляется желание исправиться.
Географическое положение.
Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км2).
Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? (Южная Америка).
Вспомните название окраинного моря Тихого океана у берегов западной Антарктиды. (море Амундсена).
Самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (пролив Дрейка).
Где находится земля Грейама, называющаяся так до 1961 г.? (Антарктический полуостров).
История открытия и исследований.
Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев).
Кем был впервые покорен Южный полюс? (Руаль Амундсен).
Как называли шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
В Антарктиде 13 февраля 1956 г. была открыта научная обсерватория «Мирный». В чью честь она получила это название. (В честь шлюпа «Мирный»).
Назовите путешественника, который побывал на обоих географических полюсах. (Руаль Амундсен).
Рельеф.
Какова средняя высота материка с учетом ледникового покрова? (2040 м.).
Какие горы протягиваются от мыса Уэдделла до моря Росса? (Трансантарктические).
Как называется платформа, которая лежит в основании материка Антарктида? (Антарктическая).
Какова высота самого высокого горного массива материка? (Массив Винсон-5140м.).
В состав, какого древнего материка входит Антарктида. (Гондвана).
Климат.
Какой климатический пояс преобладает в Антарктиде? (Антарктический).
Какая самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована в Антарктиде? (-89.2С).
Какое атмосферное давление возникает во внутренних областях Антарктиды? (Высокое).
Какие воздушные массы господствуют летом в океанической части Антарктиды? (Умеренные).
Дайте характеристику антарктической воздушной массы по температуре, влажности, прозрачности. (Холодная, сухая, прозрачная).
Внутренние воды (Ледниковый покров).
Сколько процентов пресной воды Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80%-90%).
В каком направлении движется материковый лед в Антарктиде? (От центра к периферии).
Какова средняя толщина ледникового покрова? (2000м).
Почему оазис Ширмахера полярники прозвали курортом?
(Почва вокруг озера нагревается до +30С).
Назовите самый большой и самый длинный шельфовый ледник нашей планеты. (Ледник Росса).
Растительный и животный мир.
Назовите растения Антарктиды? (Мхи, лишайники, водоросли, грибы).
Какое животное может быть символом Антарктиды? (Пингвин).
Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики. (Синие киты).
Какой вид пингвинов является самым распространенным в Антарктиде? (Адели).
Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более метра? (Императорский).
Литература.
Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии. – Творческий центр Сфера. М.: 2003г.
Болотникова Н.В. География: уроки-игры в средней школе.- Волгоград: Учитель, 2007.-138с.
Постникова М.В. география. Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты. 7 класс – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-200с.- (Портфель учителя).