Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс
(УМК «Начальная школа 21 века»)
(учитель начальных классов Федорова Ольга Геннадьевна)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
— Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
| |
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь.)
|
|
3.Значение слова площадь. СЛОВАРЬ
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря) Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь». 1 группа Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы. -Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.) 2 группа Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.) 3 группа Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
|
|
III. Постановка темы и цели урока — Кто догадался, как будет называться тема нашего урока -Какими единицами измеряется площадь? -Что обозначает 1 кв.см, 1 кв.дм ,1 кв. м? |
|
Работа с геометрическими фигурами (на слайде прямоугольники разной формы ,без квадрата) Что можно сказать о фигурах? |
|
Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись. -Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника.
|
|
IV. «Открытие» нового знания 1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника. — Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника. Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника. Эти знания нам потребуются сегодня на уроке 2. Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр.123 №4 — Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .) Измерьте длину и ширину прямоугольника. — Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см) — Как найти площадь прямоугольника вычислением? Поделитесь своими мыслями. Сформулируйте правило вычисления площади. — Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
3. Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.122. Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение. Как измерить площадь? Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда: Вот длина, вот ширина. Чтобы площадь нам узнать, Нужно их перемножать.
|
|
4. Выведение формулы нахождения площади квадрата. -Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.) -Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата? (Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.) 5. Включение нового содержания в систему знаний Работа по учебнику. № 2, стр. 122 — Как называется голубая фигура? (квадрат .) — Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.) — Как называется зеленаяая фигура? (пятиугольник.) — Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.) Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. (*см; *см) Вашими помощниками будут формулы. — Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
|
|
Физкультминутка «Мы чертёжники». -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник.
|
|
6. Работа над новым материалом 1. Работа в группах Каждой группе предложен конверт с числовыми выражениями 4*3 (4+3)*2 4*4-4*3 Задание :составьте условие задачи (математический рассказ) и задайте вопрос по одному из выражений
|
|
7. Дифференцированная работа в тетради. Стр. 62, № 7 или6 – запишите результаты. Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
8. Информация о домашнем задании (по желанию) • Творческое задание. Найдите дома предметы прямоугольной формы.Придумайте задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности -Какие открытия на уроке сделал каждый из вас? -Как вычислить площадь прямоугольника? -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? -Кого и за что сегодня можно похвалить? — Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку. -Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!» -Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя- очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке! Рефлексия Сегодня на уроке Вы искали и творили, Знания новые открыли, Научились их применять, Теперь задания легко вам выполнять!
|
|
-Большое спасибо всем за работу на уроке!
|
|