Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед».
Цели: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;
развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;
воспитывать познавательный интерес, чувство уверенности в себе.
Аудитория: 5 класс
Учебник: Математика. 5кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова И.И.. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 270 с.: ил.
Место в системе уроков: первый урок.
Оборудование: набор чертежных инструментов, проектор.
Метод: исследование и описания.
Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Вторично осмыслить понятие прямоугольника, его обозначение, измерения сторон, нахождение периметра.
— Постройте на доске прямоугольник, обозначьте его ABCD, назовите его вершины, стороны.
— Какую фигуру называют прямоугольником?
а и в – …
а – это …
в – это …
— Чему равна площадь прямоугольника?
— Закончите предложение:
Выражение Р = 2 (а + в) называется …
Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …
III. Актуализация знаний.
Учитель показывает модели пространственных фигур.
Слайд 1.
Отдельно рассмотреть модель прямоугольного параллелепипеда. (модель из дерева)
— Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.
IV. Объяснение нового материала.
1. Слайд 2.
— Какой фигурой является грань параллелепипеда?
— Все ли грани одинаковые?
— Какие грани являются одинаковыми?
— Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
— Что представляют собой ребра?
— Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
— Сколько у него вершин?
— Посмотрите, сколько ребер сходится в одной вершине?
— Это три его измерения: длина, ширина, высота. Слайд 3.
Все ответы сопровождать показом на модели.
2. Сейчас мы с вами занимались исследовательской деятельностью: исследовали прямоугольный параллелепипед. Давайте посмотрим к каким выводам мы пришли.
Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади – это задняя грань, боковые грани – левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
Покажите в классной комнате противоположные грани.
Сегодня мы научимся быстро изображать прямоугольный параллелепипед, это поможет вам решать задачи.
— Начертите прямоугольник. Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначаются невидимые ребра, ластиком превратите в пунктирные линии. Прямоугольный параллелепипед готов. (Каждый этап учитель демонстрирует на доске).
— Обозначьте вершины латинскими буквами. Слайд 4.
— Назовите грань, на которой стоит параллелепипед.
— Назовите грань, которая лежит напротив. Такие грани называются противоположными.
— Назовите еще пары противоположных граней.
— Что вы можете о них сказать об их площадях?
— Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит, мы узнаем площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда.
— Назовите ребра, которые «встречаются» в вершине С. Какое из них может быть длиной шириной, высотой?
— Запишите в тетради: работа по слайду 4.
6 граней –
8 вершин –
12 ребер –
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. (Показывается модель).
Поэтому поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.
— Как можно узнать периметр прямоугольного параллелепипеда?
(У прямоугольного параллелепипеда 12 ребер, каждое из которых повторяется 4 раза. Тогда периметр прямоугольного параллелепипеда будет равен произведение четырех и суммы трех его измерений.)
Р = 4(а + в + с)
V. Закрепление изученного материала.
1. № 793 с.122.
-.Прочитайте задачу.
— Выполните рисунок.
— Какую форму имеет бак?
— Назовите его измерения.
— Что нужно узнать?
— Как изменится площадь поверхности, если сказано, что бак нужно покрасить и снаружи и изнутри?
— Как повлияет информация о том, что бак без крышки?
S основания = 90 ∙ 50 = 4500(см2)
S боковая = 90 ∙ 70 ∙ 2 + 50 ∙ 70 ∙2 = 19600(см2)
S = 4500 + 19600 = 24100(см2)
24100 ∙ 2 = 48200(см2) = 482 дм2.
2. № 794 с.122.
-.Прочитайте задачу.
— Чем она похожа на предыдущую?
— В чем ее отличие?
Выполните рисунок и решите самостоятельно.
S боковая = 50 ∙ 30 ∙ 2 + 25 ∙ 30 ∙2 =4500(см2).
VI. Подведение итогов.
— Может ли гранью прямоугольного параллелепипеда являться треугольник?
— Сколько равных сторон в прямоугольнике?
— Сколько равных граней у параллелепипеда?
— Сколько вершин у параллелепипеда?
— Все ли ребра параллелепипеда равны?
— Сколько пар одинаковых ребер в параллелепипеде?
— Сколько измерений в прямоугольном параллелепипеде?
— Может ли гранью параллелепипеда являться квадрат?
— Дайте определение куба.
— Все ли ребра у куба равны?
— Может ли гранью куба являться прямоугольник?
VII. Домашнее задание: пункт 20, №813, 814