Конспект урока по Геометрии «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед».

Цели: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать правила изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;

развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;

воспитывать познавательный интерес, чувство уверенности в себе.

Аудитория: 5 класс

Учебник: Математика. 5кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова И.И.. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 270 с.: ил.

Место в системе уроков: первый урок.

Оборудование: набор чертежных инструментов, проектор.

Метод: исследование и описания.

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Вторично осмыслить понятие прямоугольника, его обозначение, измерения сторон, нахождение периметра.

— Постройте на доске прямоугольник, обозначьте его ABCD, назовите его вершины, стороны.

— Какую фигуру называют прямоугольником?

а и в – …

а – это …

в – это …

— Чему равна площадь прямоугольника?

— Закончите предложение:

Выражение Р = 2 (а + в) называется …

Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …

III. Актуализация знаний.

Учитель показывает модели пространственных фигур.

Слайд 1.

Отдельно рассмотреть модель прямоугольного параллелепипеда. (модель из дерева)

Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

IV. Объяснение нового материала.

1. Слайд 2.

Какой фигурой является грань параллелепипеда?

— Все ли грани одинаковые?

— Какие грани являются одинаковыми?

— Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

Что представляют собой ребра?

— Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

— Сколько у него вершин?

— Посмотрите, сколько ребер сходится в одной вершине?

— Это три его измерения: длина, ширина, высота. Слайд 3.

Все ответы сопровождать показом на модели.

2. Сейчас мы с вами занимались исследовательской деятельностью: исследовали прямоугольный параллелепипед. Давайте посмотрим к каким выводам мы пришли.

Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади – это задняя грань, боковые грани – левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.

Свежие документы:  Классный час для 9 класса "Безопасность при отдыхе на природе"



Покажите в классной комнате противоположные грани.

Сегодня мы научимся быстро изображать прямоугольный параллелепипед, это поможет вам решать задачи.

— Начертите прямоугольник. Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначаются невидимые ребра, ластиком превратите в пунктирные линии. Прямоугольный параллелепипед готов. (Каждый этап учитель демонстрирует на доске).

— Обозначьте вершины латинскими буквами. Слайд 4.

— Назовите грань, на которой стоит параллелепипед.

— Назовите грань, которая лежит напротив. Такие грани называются противоположными.

— Назовите еще пары противоположных граней.

— Что вы можете о них сказать об их площадях?

— Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит, мы узнаем площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда.

— Назовите ребра, которые «встречаются» в вершине С. Какое из них может быть длиной шириной, высотой?

— Запишите в тетради: работа по слайду 4.

6 граней –

8 вершин –

12 ребер –

Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. (Показывается модель).

Поэтому поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.

— Как можно узнать периметр прямоугольного параллелепипеда?

(У прямоугольного параллелепипеда 12 ребер, каждое из которых повторяется 4 раза. Тогда периметр прямоугольного параллелепипеда будет равен произведение четырех и суммы трех его измерений.)

Р = 4(а + в + с)

V. Закрепление изученного материала.

1. № 793 с.122.

-.Прочитайте задачу.

— Выполните рисунок.

— Какую форму имеет бак?

— Назовите его измерения.

— Что нужно узнать?

— Как изменится площадь поверхности, если сказано, что бак нужно покрасить и снаружи и изнутри?

— Как повлияет информация о том, что бак без крышки?

S основания = 90 ∙ 50 = 4500(см2)

S боковая = 90 ∙ 70 ∙ 2 + 50 ∙ 70 ∙2 = 19600(см2)

S = 4500 + 19600 = 24100(см2)

24100 ∙ 2 = 48200(см2) = 482 дм2.

2. № 794 с.122.

-.Прочитайте задачу.

— Чем она похожа на предыдущую?

— В чем ее отличие?

Выполните рисунок и решите самостоятельно.

S боковая = 50 ∙ 30 ∙ 2 + 25 ∙ 30 ∙2 =4500(см2).

VI. Подведение итогов.

— Может ли гранью прямоугольного параллелепипеда являться треугольник?

— Сколько равных сторон в прямоугольнике?

— Сколько равных граней у параллелепипеда?

— Сколько вершин у параллелепипеда?

— Все ли ребра параллелепипеда равны?

— Сколько пар одинаковых ребер в параллелепипеде?

— Сколько измерений в прямоугольном параллелепипеде?

Свежие документы:  Урок на тему "Сумма углов треугольника"

— Может ли гранью параллелепипеда являться квадрат?

— Дайте определение куба.

— Все ли ребра у куба равны?

— Может ли гранью куба являться прямоугольник?

VII. Домашнее задание: пункт 20, №813, 814











Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: