ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Задает вопросы, дает задания.
| Отвечают на вопросы, выполняют задания. Вспоминают несущественные (цвет) и существенные (количество пар параллельных сторон) признаки классификации. Дают определение параллелограмма, называют его виды. |
III. Объяснение нового материала
1. Определение трапеции и ее элементов.
Цели:
научить учащихся давать определение трапеции;
называть ее элементы;
развитие ассоциативной памяти.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Чертит на доске трапецию.
Просит дать определение трапеции, опираясь на существенный признак, и записать это определение с помощью математических символов.
| Чертят трапецию в тетрадях.
Дают определение трапеции, записывают его с помощью математических символов. АD || BC |
Приставляет к верхнему основанию трапеции плакат, на котором нарисована крыша.
Называет элементы трапеции: АD || BC – основания; | Сравнивают трапецию с домом, основание трапеции – с фундаментом, основанием дома. Записывают элементы трапеции в тетрадях. |
Показывает плакаты:
Задает вопросы
|
|
2. Свойство углов трапеции.
Цели:
развитие ассоциативной памяти;
развитие умений обобщать;
развитие познавательного интереса.
На доске прикреплены чистые листы, в центре запись – 180° .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Предлагает поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что ученики могут связать с 180°. | Вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства. |
Открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется картина: |
|
Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством? | Находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых: < А + < В = 180° |
Предлагает на плакате найти неизвестные углы. № 4 |
|
3. Виды трапеции.
Цели:
развитие двигательной памяти, умений разбивать трапецию на известные фигуры, необходимые для решения задач;
развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Раздает ученикам разрезные фигуры и предлагает сложить из них трапеции. | Работают в парах, складывают фигуры. |
На доске вывешивает плакат, где показано, что получилось, спрашивает название частей. № 5. | Называют все фигуры, из которых сложена трапеция. |
Задает вопросы:
|
|
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4. Свойство равнобедренной трапеции.
Цели:
выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство ее с помощью учителя;
развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
На доске чертит равнобокую трапецию, просит учащихся начать построение трапеции в тетради с прямоугольника.
| Чертят равнобокую трапецию в тетради.
Выдвигают гипотезу о равенстве углов при основаниях равнобокой трапеции. | |
На доске записывает условие и доказательство теоремы о равенстве углов при основании равнобокой трапеции. Дано: ABCD – равнобокая трапеция. Доказать: < А = < D Доказательство: 1. Рассмотрим АВВ1 и DСС1 – прямоугольные. АВВ1 = DСС1 2.
Следовательно: < В = < С |
Вспоминают это свойство углов трапеции. | |
Предлагает ученикам доказать эту теорему дома другим способом (см. стр. 93, учебное пособие Погорелова А.В. “Геометрия ”) | Записывают на полях первое домашнее задание: доказать первое свойство трапеции другим способом. | |
Предлагает ученикам провести диагонали равнобокой трапеции, измерить их. | Ученики измеряют длину диагоналей трапеций в своих тетрадях. Выдвигают гипотезу: диагонали равнобокой трапеции равны. | |
Предлагает ученикам дома самостоятельно доказать это свойство. | Записывают второе свойство трапеции, отмечают на полях следующее домашнее задание. |
IV. Задание на дом.
Цель дифференцированного домашнего задания:
воспитание правильной самооценки;
создание ситуации “успеха” для каждого ученика.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Объясняет домашнее задание и критерии оценок: “3”:
“4”:
“5”:
| Записывают домашнее задание. |
V. Итог урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Спрашивает все, что ученики узнали нового на уроке (определение трапеции, ее виды и свойства). | Отвечают на вопросы учителя. |
КАРТОЧКА-ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ВЫПИСАТЬ
а) основания
E K б) боковые стороны
P M
2.НАЙТИ УГЛЫ ТРАПЕЦИИ
B C < В =
? 110°
<С =
21° ?
A D
3. НАЙТИ УГЛЫ РАВНОБОКОЙ ТРАПЕЦИИ
E M
< P =
? ? < E =
< M =
25° ?
D P
4. НАЙТИ НЕИЗВЕСТНЫЕ ОТРЕЗКИ
B 4см C
?
AP =
? ?
A P K D