Государственное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение школа – интернат №2
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Интегрированного урока по геометрии, биологии и экологии.
9 класс
Тема урока: Длина окружности и площадь круга.
Подготовила: Фролова Наталья Ивановна,
учитель математики.
г. Жигулевск, Самарской области.
2010-2011 учебный год
Тема урока: Длина окружности и площадь круга.
Тип урока: Интегрированный урок по геометрии, биологии и экологии. (слайд 1)
Целью урока является решение следующих задач: (слайд 2)
— образовательные: применение умений вычислять с помощью формул длину окружности и площадь круга.
— развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
воспитательные: показать практическое применение формул, осознание проблемы чистого воздуха для человека и способов защиты органов дыхания.
Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения:
Методы — наглядный, словесный, частично-поисковый;
Формы — фронтальная, индивидуальная, групповая;
Оборудование: оценочный лист, проектор, экран, компьютер.
Основные понятия:
Предварительное домашнее задание: повторить определения окружности, круга, формулы длины окружности, площади круга.
(слайд 4)
Схема урока.
Подготовительный этап – мотивация.
Основная часть:
Повторение. Задачи №1 — №5.
Задача №6.
Проблемы чистого воздуха.
Загрязнение атмосферы. Экологическая катастрофа.
Задача №7
Лесные пожары.
Задача №8.
Экологические последствия лесных пожаров.
Задача №9.
Изготовление ватно-марлевых повязок.
Практическая работа.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Итоги своей деятельности ребята фиксируют в оценочных листах. Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов за все задания.
Ход урока:
Учитель математики:
Сообщение цели урока:
Сегодня на уроке мы будем применять умение вычислять с помощью формул длину окружности и площадь круга.
Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
Показывать практическое применение формул, осознание проблемы чистого воздуха для человека и способов защиты органов дыхания.
По итогам своей работы, то есть по количеству набранных баллов каждый получит оценки.
Проверка домашнего задания.
– Ребята, обычно мы начинаем урок с проверки домашнего задания.
(слайд 5)
Повторим определения.
Окружность — Множество точек плоскости равноудалённых от некоторой точки.
Радиус окружности — Отрезок, соединяющий точку окружности с центром.
Диаметр окружности — Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр.
Круг — Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр.
(слайд 6)
Повторим формулы.
Длина окружности — C = 2πr; C = πD
Площадь круга — S =πR²
Диаметр круга — D = 2r
Число π — π ≈ 3,14
(слайд 7)
Запишите формулы и определения.
Задача № 1. Определение окружности. Оценка – 1 балл.
Задача № 2. Формулу диаметра круга. Оценка – 1 балл.
Задача № 3. Формулы длины окружности. Оценка – 2 балла.
Задача № 4. Формулу площади круга. Оценка – 2 балла.
Задача № 5. Чему равно число π. Оценка – 1 балл. (слайд 8)
(слайд 9)
Задача№6
об Архимеде.
Древнегреческий математик Архимед установил, что длина окружности относится к длине диаметра приближенно как
22:7≈3,14. Найдите длину окружности, диаметр которой 4,2 дм.
Оценка – 5 баллов.
Учитель биологии:
(слайд 12)
Проблемы чистого воздуха.
Человек уникален, он безмерно богат. Он владеет целой планетой, которая как бы дана в дар людям, с умеренным климатом и атмосферой.
(слайд 13)
За сутки человек потребляет кроме пищи и воды – 12 кг воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им питаются все живые организмы.
(слайды 14,15,16)
Загрязнение атмосферы.
Атмосферный воздух — один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле — представляет собой смесь газов и аэрозолей приземной части атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции планеты, деятельности человека и находящуюся вне пределов жилых, производственных и иных помещений.
Последние полученные обобщения подтвердили чрезвычайную значимость атмосферы и высокую ее чувствительность к различного рода загрязнениям. Именно загрязнения приземного слоя атмосферы — это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на все живые организмы. Не безопасна грязная атмосфера для человека, в первую очередь страдают органы дыхания. Особую опасность представляют для человека летучие, ядовитые вещества, среди них: хлор и аммиак.
Экологическая катастрофа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.
(слайд 17)
Промышленные предприятия.
Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы. Экологическая катастрофа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.
Загрязнение атмосферы, видимо, наиболее опасная форма загрязнения окружающей среды, так как дыхание — основа жизни любого организма. Химические вещества, в выбросах промышленных предприятий, проникая в ткани, нарушают обмен веществ, иммунную систему человека, структуру листьев и побегов.
(слайд 18)
Учитель математики:
Задача № 7.
«Авария на промышленном объекте»
На одном промышленном предприятии г. Тольятти произошла авария ёмкости с хлором. Хлор в безветренную погоду стелется по земле, занимая участок поверхности в форме круга. Радиус заражённой зоны 250 м. Что нужно знать, чтобы принять меры?
Ѕ – площадь заражённой зоны в (га).
С – длину верёвки для ограждения в (м).
(слайды 20-23)
Лесные пожары.
Лесные пожары в Тольятти и Жигулевске привели к экологической катастрофе.
(слайд 24) Задача № 8
(слайды 25-27)
(слайд28)
Задача № 9
Количество ежедневного потребления кислорода человеком в среднем 0,8 кг Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг живительного газа. Сколько деревьев необходимо на одного человека, чтобы нам легко дышалось? Ответ: 4 дерева.
Учитель математики: (слайд 29)
Медсестра:
(слайды 30-32)
Способ изготовления ватно – марлевой повязки.
Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.
На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см
С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.
Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания.
Допускается обшивание концов. Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз.
Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.
Менять медицинскую ватно-марлевую повязку необходимо каждые 3-4 часа. Обратите внимание, ватно-марлевые повязки не стираются!
Их надо выбрасывать.
(слайд 33)
Ватно-марлевая повязка
(слайд 34)
Учитель биологии:
Практическая работа:
1. Какие средства можно использовать для защиты органов дыхания? Какими средствами вы могли бы воспользоваться в условиях школы?
Оценка – 3 балла.
2. Для индивидуальных средств защиты ученики используют толстые одеяла. Правильно ли они поступают? Оценка – 3 балла.
3. Средства индивидуальной защиты: вата, мокрое полотенце, покрывало. Чему бы вы отдали предпочтение? Оценка – 2 балла.
4. Изготовление чертежа индивидуальных средств защиты (ватно-марлевая повязка). Оценка – 5 баллов.
Учитель математики:
Выставление оценок, получение домашнего задания.
(слайд 37)
Домашнее задание.
Для того, чтобы восстановить 1 га леса после пожаров необходимо затратить 19 тыс. рублей. Вас не беспокоит, что станет с нашим лесом, как его восстановить? Чем каждый из вас может помочь? Свои пути решения каждый должен предложить в виде письма другу или заметки в школьную газету. Или защитить свой лозунг о проблеме чистого воздуха.
Учитывая свое участие в работе, ученики распределяют между собой заработанное количество баллов, выставляя их в оценочные листы.
А теперь посчитайте итоговое количество баллов и выставите себе оценку. А ещё каждому выставляется оценка учителями, за активность, смелость, упорство. Ну, а если кому – то, сегодня не удалось набрать баллы на положительную оценку, то успех у вас ещё впереди, и он обязательно будет с вами в следующий раз.
(слайд 38)
РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов урока.
— Кто скажет, что сегодня мы повторили на уроке?
— Вам понравилось, как мы это делали?
У каждого на столе цветные карточки.
Если ты доволен и удовлетворен уроком, поднимаешь – зеленую карточку.
Если урок интересный, и ты активно работал, поднимаешь – жёлтую карточку.
Если пользы от урока ты не получил, поднимаешь – красную карточку.
Выставление оценок в дневники и в журнал.
(слайд 40)
Используемая литература:
Геометрия, 7-9 класс, учебник, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.
Биология, 9 класс, учебник, авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
Экология, 9 класс, учебник, авторы: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Самарская область. Учебное пособие. Составители: Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов. г. Самара, 1998.
Урок разработала и провела: учитель математики Фролова Н.И. в проведении урока участвовали:
учитель биологии и химии Андреева Т.С.,
медсестра Зайцева В.И.