Автор: Чичерова Татьяна Ивановна.
Место работы: МОУ «Образцовская СОШ».
Должность: учитель математики.
Урок геометрии в 8классе.
Тема: « Площадь многоугольника».
Цели урока: отработка навыка применения формул площадей простых фигур, выведение новой формулы площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями.
Задачи урока:
Образовательные — отработка навыка применения формул площадей простых фигур, выведение новой формулы площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями, мотивация к учению, в целом, и к математике, в частности; оценка знаний полученных на прошлых уроках.
Развивающие – развитие логического пространственного мышления учащихся; навыков работы в группе; памяти; анализа.
Воспитательные – эстетическое воспитание; воспитание ответственности за собственную деятельность, умения работать в коллективе; самостоятельности.
Оборудование и материалы к уроку: плакаты с задачами для устного счета, листы для практической работы, красные и желтые кружки.
Ход урока:
Организационный момент:
— Чем мы занимались на прошлом уроке?
— Что для вас ещё является трудным?
— Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?
( Тема и цели урока)
Математический диктант:
Записать формулы:
Площадь прямоугольника.
Площадь треугольника.
Площадь параллелограмма.
Площадь ромба (2 формулы).
Площадь квадрата (2 формулы).
Площадь трапеции.
Проверка: меняются листками, проверяют с ответами, записанными на доске, выставляют оценки.
— Какое из заданий оказалось трудным?
3. Устные задачи: используются красные кружки – если неправильно ответил ученик, а желтые кружки — если правильно.
1) Диагональ прямоугольника равна 20 см, она образует со стороной равной 15 см, угол в 30. Найти площадь прямоугольника.
2) Дан квадрат АВСD, АК делит сторону ВС на две части. ВК = 5см, КС = 4см,
1 = 2. Найти площадь квадрата.
3) Один из катетов прямоугольного треугольника равен 12см, а острый угол 45. Найти площадь треугольника.
4) Высоты параллелограмма равны 5см и 9см, а меньшая сторона 7см. найти площадь параллелограмма и большую сторону.
5) В треугольнике АВС, АВ = 14дм, АС = 24дм, А = 30. Найти площадь треугольника АВС.
4. Работа по группам.
— А сейчас сядьте по группам. Вы решите задачи, приготовленные дома.
( Задачи на использование изученных формул площадей, но других видов, как в учебнике. Группы меняются карточками, приготовленными дома, и решают задачи.)
Примеры, некоторых задач, приготовленных учащимися.
1-я группа. Задача на нахождение площади треугольника:
В треугольнике АВС А = 75, В = 30, АВ = 10см. найдите площадь треугольника.
2-я группа. Задача на использование формулы площади трапеции:
Высота больше меньшего основания трапеции на 6см, разность оснований равна 12см. найдите основания трапеции, если ее площадь равна 64см2.
Проверка: от группы идет представитель и объясняет решение задачи, а группа, которая готовила эту карточку, оценивает.
5. Решение задачи.
В четырехугольнике, диагонали взаимно перпендикулярны. Диагонали равны d1 и d2. Найдите площадь четырехугольника.
Один из учащихся работает у доски.
Вопросы для помощи учащимся: — Какие фигуры получились в четырехугольнике? (треугольники АВС и СВD, АО и ОD — высоты треугольников)
— Как найти их площади?
А В
С
D
S = d1 ∙ d2.
№ 478 – прочитать.
6. Закрепление изученной формулы.
Устно решить задачу: В четырехугольнике, с взаимно перпендикулярными диагоналями, одна диагональ больше другой в 2 раза, а площадь равна 36см2. Найдите диагонали четырехугольника.
7. Итог урока.
— Выставление оценок (учитываются выставленные оценки командиром группы за работу в подготовке задачи и за работу на уроке.)
— Чем сегодня занимались на уроке?
— Что нового узнали?
— Какие задания вызвали затруднения?
8. Домашнее задание.
№ 470.
Карточки с задачами:
а) Четырехугольник, у которого диагонали пересекаются под прямым углом, имеют площадь равную 250см2. Найдите его диагонали, если известно, что одна диагональ меньше другой в 5 раз.
б) Чему равна площадь равнобедренной трапеции, диагонали которой взаимно перпендикулярны, если длина диагонали равна 8 см?
Источники материалов:
1.Л.С.Атанасян. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2002
2.В.Г. Зив. «Задачи по геометрии» пособие для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 1997
3. https://dxdy.ru/topic12271.html