Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» п. Передового, Богдановская Валентина Михайловна
Цели: Решение нестандартной задачи, применяя знания о многоугольниках и формулы для нахождения их площадей.
Задачи:
Продолжить формирование умения применять формулы для вычисления площадей в нестандартной ситуации; закрепить знание формул; продолжить формирование навыков самоконтроля;
Содействовать воспитанию чувства сплоченности, ответственность за результаты учебного труда;
Содействовать развитию сообразительности, вычислительных навыков, мотивации учебной деятельности
Тип урока: Применения знаний на практике
Форма: Деловая игра
Оборудование: Проектор, экран, таблички с названиями фирм, фигуры из картона, имитирующие паркет, карточки учета, кроссворды, оценочный лист жюри. У каждого подписанный листок.
ХОД УРОКА.
Оргмомент (1 слайд) 2 мин.
— Сегодня у нас необычный урок по теме «Площади многоугольников». Он будет проходить в форме деловой игры, в процессе которой вы должны понять, что знания из геометрии необходимы не только для получения хорошей оценки, но и активно применяются в практической деятельности людей.
— Немного предыстории: в школе в этом году настелили ламинат. Перед выполнением этой работы в школу приезжали представители различных строительных организаций и осматривали фронт работ. Одна из организаций выиграла тендер на выполнение этой работы, где она доказала, что она достойна получения заказа. В результате ламинат в школе настелили, но не очень качественно. Я хочу, чтобы вы в жизни отвечали за свою выполненную работу и все за что беретесь, выполняли качественно, зарабатывали себе репутацию порядочных людей
— Так вот на сегодняшнем уроке мы тоже проведем тендер (слайд 2) на который будет выставлен лот: «Укладка паркета в помещении». Тендер будет проходить в 3 этапа. В нем участвуют фирмы: Пифагор, Декарт, Ферма, Фалес. Фирмам во главе со своими руководителями необходимо доказать, что они лучшие. Жюри оценивает теоретическую подготовку, вычислительные навыки, скорость и рациональность выполнения работы, навыки публичного выступления, сплоченность коллективов. Победители тендера получат более высокие оценки. Дерзайте.
Проведение тендера
1 этап. Ваша цель на этом этапе — показать теоретические знания, необходимые по теме.
— 4 ученика (слабые, по 1 из каждой фирмы) получили кроссворд. На его заполнение 3 минуты. Проверка (обмен кроссвордами). (Слайд 3)
— Остальные учащиеся выполняют тестовые задания за компьютерами, получая после выполнения оценку.
— Количество верных ответов занесите в оценочный лист своего соседа
2 этап
— Ваша цель на этом этапе показать знание формул, которые нам сегодня могут пригодиться.
Соотнеси фигуру и формулы (Слайд 4) (1мин).
— Взаимопроверка (по щелчку). Количество верных ответов занесите в оценочный лист.
— Назовите лишние формулы. Какие формулы можно было вписать?
3 этап
— Ваша цель на этом этапе — применить знания, которые получили на предыдущих уроках на практике.
— (Слайд 5) На этом слайде вы видите различные образцы паркета, изготовленного настоящими мастерами из различных геометрических фигур, ваше задание намного проще.
— Задание:
Настелить паркет на пол размерами 8м на 5, 45м, паркетной плиткой 3-х видов (размеры на слайде и у вас на столе фигуры с размерами). (Слайд 6.)
— 2 условия:
трапеции и параллелограммы должны чередоваться,
треугольных плиток должно быть меньшее количество.
— На что необходимо обратить внимание? (см и м)
— По какой стороне будут располагаться ряды плиток? ( По стороне 8м, т.к. 800 делится на 20)
— 1 часть задания: разложите паркетную плитку в соответствии с данными условием. Постарайтесь создать красивый рисунок из вашей плитки, соблюдайте сочетание цветов.
Жюри отмечает фирму первой, справившуюся с заданием.
Возможный порядок можно видеть на слайде (Слайд 7,8)
— 2 часть задания: подсчет количества плиток для укладки.
На столе у руководителей инструкции по распределению обязанностей.
— 4 ученика, которые в начале урока решали кроссворд, пока безработные, и будут выполнять текстовые испытания по индивидуальному плану по результатам выполнения которого, руководители фирм, возможно, возьмут их к себе на работу.
— После окончания работы представитель фирмы должен выполнить решение на доске, объясняя все действия. Когда фирма будет готова, руководитель должен поднять руку. Желаю удачи.
— Кто выполнил работу первым и вторым делает записи за доской (можно вдвоем, их решение можно так же отсканировать). Остальные могут предложить способ проверки. Слушаем выступление фирмы первой выполнившей работу.
— У вас есть возможность увидеть один из способов решения на слайде (слайд 9)
Если все верно, то жюри подводит итог и объявляет победителя
Слайд 10. (победитель). (Учитель нажимает на портрет ученого, появляется название фирмы; по ссылке — возврат на предыдущий слайд)
Подведение итогов
— Руководитель фирмы ставит оценку за участие в работе в листе учета. Представители фирм сдают жюри оценочные листы для подсчета баллов заработанных каждой фирмой и занесения их в лист учета.
— Оценка будет выставлена по итогам всех видов работ.
— Учитель проверяет работу у слабых учащихся и объявляет результат, в зависимости от которого ученик может быть принят в фирму на работу.
— Обратите внимание на следующий слайд.
Слайд 11 (задачи)
Устно: найдите площади предложенных фигур
— Завтра начнем изучение теоремы, которая поможет вычислить площадь и в последнем случае – это одна из основных теорем геометрии (теорема Пифагора).
Рефлексия
Чему вы научились за предыдущие 6 уроков?
Какими формулами пользовались?
Что больше всего понравилось?
Что было самым сложным?
В какой профессии могут пригодиться знания, полученные по этой теме. Строительные профессии можно получить в Ставропольском строительном техникуме, Северо-кавказском техническом университете, ПТУ.
VI. Домашнее задание: придумать кроссворд (10 терминов), сообщение о Пифагоре. № 513 (фигура, которой не было ромб и формула, которой не было на слайде.)
Слайд 12
Приложения:
Опросный лист
Ф.И.________________________________________________
| |
Формула |
|
Участие в работе |
|
Итог |
|
Вопросы для кроссворда:
По горизонтали
Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
Четырехугольник, у которого только 2 противоположные стороны параллельны.
Параллелограмм, у которого все углы прямые
Точка, в которой сходятся смежные стороны ромба
По вертикали
Сумма длин сторон четырехугольника
Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника
Прямоугольник, у которого все стороны равны
Параллелограмм, у которого все стороны равны.
Отрезок, соединяющий две вершины многоугольника
Используемые источники:
«Дидактические игры на уроках математики», Коваленко В.Г., «Просвещение, 1990