Катунцева Валентина Ивановна
учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение — Средняя общеобразовательная школа №18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
«Древний Восток»
История, 5 класс (10-11лет).
«Древний Восток»
Цели и задачи:
повторить и обобщить знания учащихся по данному разделу, привести их в систему;
подчеркнуть вклад народов Востока в Мировую культуру;
развивать умение логически мыслить применять полученные знания на практике, работать в группе.
Оборудование урока:
«волшебное дерево», «волшебный мешочек»
Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок путешествие.
Технология: групповой работы.
Эпиграф
«Знать историю в строгом
смысле слова – это значит знать всё».
С.И.Танеев
Ход урока
Часть 1. Мотивационная беседа. Формулировка целей и задач урока.
Учитель:
Кто из нас в детстве, а тем более в юности и даже в зрелом возрасте не мечтал о путешествиях в дальние страны?
Сегодня одно из туристических агентств предлагает нам прекрасный маршрут по странам Древнего Востока. В этот волшебный мир мы отправимся группами по 6 – 8 человек. А поскольку «восток – дело тонкое…», то основная заповедь группы звучит так: «Один за всех и все за одного!»
Обещайте хранить молчание о цели вашего путешествия ибо «Молчание – золото!»
Нарушители этих правил будут лишены права продолжить путешествие.
И ещё одно. Обратите внимание на ключевые слова «Знать историю в строгом смысле слова – это знать всё». Это цель нашего путешествия «Знать всё» и мы попытаемся её достичь.
Итак, в путь!
Часть 2. Путешествие по маршрутам.
1 этап «Волшебное дерево».
Учитель:
Итак, ребята, мы в седой древности, когда люди жили в раю.
— Как звали первых обитателей рая?
— Вспомните миф об Адаме и Еве. За что они были изгнаны из рая?
Ответы учащихся.
Бог создал мир за пять дней, а в шестой день создал первых людей – Адама и Еву. Они жили в раю, им не надо было трудиться – в саду всё росло само собой. Взамен Адам и Ева не должны были есть плоды с Древа познания добра и зла. Но в саду жил змей, который уговорил Еву попробовать запретный плод. Ева сама съела плод и угостила им Адама. За это Бог изгнал Адама и Еву из рая.
Учитель:
Сейчас вам придётся вкусить плоды с «Древа познания».
В классе стоит макет дерева с яблоками, прикреплёнными к дереву с помощью «липучек» (Приложение 1). Ребята подходят к дереву, срывают по два яблока. На обратной стороне яблока записана дата.
Ответы учащихся
Ребята называют события по этим датам.
1500 г. до н.э. – завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. – падение Ниневии – столицы Асссирии.
525 г. до н.э. – завоевание Египта персами.
Около 3000 г. до н.э. – царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет.
Около 2600 г. до н.э. – постройка пирамиды Хеопса в Египте.
221г. до н.э. – объединение Китая под властью императора Цинь Шихуанди.
538 г. до н.э. – завоевание Вавилона персами.
1792-1750 гг. до н.э. – правление Хаммурапи в Вавилоне.
2 этап Неизвестная земля. Но что это за земля?
Учитель:
Земля! Я вижу землю!
Каждая группа получит карту той земли, где она оказалась. И должна будет по этой «немой карте» (Приложение 2) назвать страну.
Ответы учащихся:
Это Китай, он большой и там две реки;
Это Египет, потому, что тут одна река;
Это Индия, потому что похожа на треугольник;
Междуречье, потому, что здесь есть две реки.
3 этап «Люди и судьбы».
Учитель:
— Что привлекает нас в дальних странах?
Учащиеся дают варианты ответов:
Роман: Чудеса света.
Света: Можно увидеть, как живут люди.
Учитель:
Конечно же, люди. В первую очередь – великие люди, прославившие эту страну. Кто они?
Сейчас я прочитаю отрывки из жизнеописания великих людей древности, а вы должны назвать их имена.
Портрет 1. «Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны, и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Всё, что я им приказывал, – ночью ли, днём ли – они исполняли.
Когда вавилоняне отложились от меня, то войско моё захватило мятежников и привело их ко мне. Я отрезал им носы, уши и языки и посадил их на кол.
Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я – отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями одарил меня великий бог Ахурамазда!»
Ответы учащихся: Дарий I.
Портрет 2. «Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Солнца, встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. И лошадь шла за лошадью.
Крепость покорилась мне. Жалкие царьки Палестины, Сирии и Нубии, приползли на животах, чтобы испросить дыхание для своих носов! Велика мощь моего войска, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами!»
Ответы учащихся: Тутмос III.
Портрет 3. «Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове!
Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрёт моё начертанное на камне имя и напишет своё имя, – будь то царь, будь то простой человек – пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерть!»
Ответы учащихся: Хаммурапи.
Портрет 4. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собственное мнение и не боялся высказывать мысли, неугодные царю. Предание гласит, что по его приказу были казнены 460 учёных, недовольные его правлением, а книги их сожжены.
Царя не любили ни знатные люди, ни простой народ. Боясь покушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединённых внутренними переходами. Это было сделано для того, чтобы никто не знал, где именно проведёт владыка Китая ночь.
Ответы учащихся: Цинь Шихуанди.
Учитель:
Время летит незаметно. Вот и пройдена половина пути. Пришло время сделать остановку в стране, где обожествляли реку, крокодила, змею, кошку. Кошек даже хоронили на специальных кладбищах.
— Что это за страна?
Ответы учащихся: Эта страна – Египет.
Учитель:
— А как мы узнали о правителях этой страны?
Ответы учащихся:
По мумиям.
Учитель:
— А что такое мумия? Как её изготавливали?
Ответы учащихся:
Мумия – это специально высушенное тело фараона. Из тела извлекали внутренности, погружали в раствор соды и потом высушивали. Затем его бинтовали бинтами, пропитанными душистыми смолами и травами.
Учитель:
Предлагаю и вам в этом попрактиковаться. Вот вам бинты, пропитанные душистыми смолами, а вот и «тела», из которых вам предстоит изготовить «мумию».
Конкурс «Мумия» (на скорость).
Дети получают рулоны бумаги (туалетная, не перфорированная, чтобы не разрывалась). Приглашаются участники из каждой команды, которым и предстоит играть роль «мумии».
4 этап «Волшебный мешочек».
Учитель:
Во всех странах Востока главным местом в каждом городе является восточный базар. Зайдём и мы.
Я – продавец Незнания. В моём волшебном мешочке – Незнание, которое вы, благодаря своему опыту легко превратите в Знание.
А. Живут в моём мешочке 22 сестрицы. Родились они в далёкой стране, но затем оказались в другой южной стране. Здесь их семейство пополнилось ещё несколькими сестрицами. Смею вас заверить, что каждый из вас с сестрицами этими знаком и без них не обходится ни в один из школьных дней.
Ответы учащихся:
Буквы алфавита.
Учитель:
Кто (в какой стране или странах) изобрёл буквы алфавита?
Ответы учащихся:
Алфавит изобрели финикийцы. У них были только согласные буквы, а греки добавили к ним гласные.
Б. Весело пылает огонь под большим костром. Китаец бросает в котёл молодой бамбук, кору деревьев, предварительно измельчив их и растерев в ступке, добавляет воду, измельчённые льняные и шерстяные тряпки и варит. Затем волокнистую массу переливают в прямоугольный бассейн. Китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которую натянута густая сетка из шелковых нитей. Вода стекает, а масса ровным слоем остаётся на сетке.
Ответы учащихся:
Это бумага.
В. Это изобретение представляло собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями и она поворачивалась. Если бы, например, древний вавилонянин увидел вращающуюся саму собой китайскую «ложку», он воскликнул бы: «Волшебство!»
Ответы учащихся:
Компас изобрели китайцы.
Г. Из него шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На нём вышивали сцены из сказок, сцены родной природы. Художники на нём рисовали картины красками, а поэты писали стихи тушью. А в Европе он ценился на вес золота.
Ответы учащихся:
Шёлк. Он был очень дорогим в Европе.
И другие загадки Незнания из волшебного мешочка. Задания обсуждаются учащимися в группах. В случае правильного ответа учитель достаёт из «Волшебного мешочка» предмет, являющийся ответом на вопрос. (Буквы, бумагу, компас, кусочек шёлка).
5 этап Кто больше?
Учитель:
Кто же первым достигнет цели нашего путешествия? Тот, кто знает больше других команд (групп) терминов, а также их значение.
Задание. Сейчас мы по кругу (от каждого стола) будем называть по одному термину и его значение.
Если остаётся время можно предложить составить чайнворд из исторических терминов.
Часть 3. Подведение итогов.
Учитель:
Наступает ответственный момент – выявление тех, кто первыми достиг цели путешествия.
Сосчитайте жетоны, полученные каждым из вас.
( Выставление оценок и их комментирование).
Учитель:
С гордостью говорю вам, что наше путешествие достигло цели: о Древнем Востоке мы знаем всё, т.е. мы знаем историю и можем этим гордиться.
Кроме того, вы показали себя с лучшей стороны, действуя, как сплочённая группа и выполнили главное правило «Один за всех и все за одного»
Желаю вам и дальше развить и сохранить это качество.
Всем спасибо за сотрудничество.
Список литературы:
1.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИРОС – междунар. отношения, 1994.
2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.