Н. Скулов
Индоевропейские корни племени мещера
На протяжении многих лет этническая принадлежность древнего племени мещера оставалась загадкой. Многие специалисты-историки, археологи справедливо предполагали, что изначально мещера — это финно-угорское племя, поскольку, согласно «Повести временных лет» 11 века, жило оно между мерей и муромой и так же, как эти племена, платило дань русским князьям.
Во многих работах на основе анализа археологических находок делается даже более смелый вывод, что это племя относится по этническому происхождению к поволжским финнам.
Реконструкция костюма
женщины племени мещера 11 в.
Худ. С. Мусина
Упоминается племя мещера, в отличие от мери и муромы, и в более поздних русских документах, относящихся к 13-16 векам. Чаще всего, в доказательство финского происхождения племени приводятся записки князя А.М. Курбского, который, якобы, проезжал через мещерские земли, « иде же есмь мордовский язык…» Эта, вырванная из контекста фраза вводит читателя в заблуждение.
Если прочитать весь документ, рассказывающий об участии князя в защите войска Ивана Грозного с восточного фланга от нападения Ногайской Орды, во время похода на Казань в 1552году, сразу становится ясно, что речь идет о землях, лежащих южнее земель рязанских, где действительно говорят на мордовском языке (хотя справедливости ради стоит сказать, что вероятнее всего имелся ввиду язык племен эрзя или мокша, так как князь проезжал через наровчатские места(с.Наровчат на р.Мокше, современная республика Мордовия) и что князь ни в коем случае не имел ввиду настоящую мещерскую землю, как известно лежащую в междуречье Оки и Клязьмы: «…а нас тогда послал царь, со тремя-десять тысячей люду, через рязанскую землю, а потом через мещерскую, иде же есмь мордовский язык. Потом перепроводясь, аки за три дни мордовские леса, изыдохом на великое дикое поле и идохом от него по правой руце, аки в пяти днях конем езду; понеже мы заслонища его тем войском, еже с нами шло от заволжских татар (бояше бо ся он, да не придут на него безвестно те княжата нагайские). И аки бы по пяти неделях, со гладом и с нуждою многою, доидохом Суры реки великия…
У тех же, кто хотел поселиться в этих местах, было только одно спасение – стены крепостные да служба сторожевая. Поначалу сторожа охраняли мещерские земли и потому прозвали их мещерскими…»
Из текста ясно видно, что князь объясняет так же и причину — почему же земли южнее Рязани вплоть до реки Суры тоже назывались мещерскими.
Известо, что археологические находки, относящиеся к племени мещера в Гусь-Хрустальном районе (могильники и бронзовые украшения) были сделаны в самом начале 20 века у села Заколпье на реке Колпь. Однако более богатые и разнообразные предметы культуры этого племени были найдены в Жабкинском могильнике (в 20 км к югу от г. Егорьевска Московской области). Эти и другие находки, сделанные на территории Клязьминско-Окского междуречья свидетельствуют, что культура мещеры процветала в нашем крае в 9-12 веках.
Одной из характерных особенностей одежды племени мещера были искусные украшения из бронзы и меди в виде шумящих подвесок у женщин и нагрудных блях – у мужчин. Нагрудная бляха — медное украшение, символ солнца, помимо сакральных функций, она была отличительным знаком принадлежности к определенному этносу.
В конце 2003 года историко-художественный музей Егорьевска посетил научный сотрудник Государственного Исторического Музея Москвы Ахмедов И.Р. Являясь одним из крупнейших специалистов по археологии поволжских финнов, он естественно заинтересовался находками из Жабкинского могильника, хранящиеся в музее. Увидев мужские нагрудные бляхи, он был поражен их сходством с нагрудными бляхами многочисленных рязано-окских могильников 3-4 века среднего течения Оки! Последующие исследования подтвердили его докадку- это предметы одной культуры!..
Посути дела это — научная сенсация! Если погребения на месте нынешнего села Жабки в Подмосковье начались еще в эпоху рязано-окской культуры 3-4 веков — культуры суровых воинов Средней Оки, то это решает проблему происхождения мещеры!
В начале первого тысячелетия н.э. на огромной территории от современной Коломны под Москвой почти до Владимира на севере и Мордовии на востоке появляются хорошо вооруженные племена, культуру которых археологи весьма условно назвали рязано-окской. Их жизненный уклад и культура мало соответствовали местным поволжским финнам городецкой культуры (предкам эрзян и мокши), жившим здесь исстари, мирно осваивавшим поймы рек, занимавшимся земледелием и свиноводством. Пришельцы отличались свирепым нравом — грабили и целиком сжигали городецкие поселения, поголовно уничтожая их жителей.
Снаряжение рязано-окского воина 6- 7в..
Курганные захоронения рязано-окцев были обнаружены в Гусевском районе
близ д.Парахино, а так же в Заколпье…. По образу жизни рязано-окцы были воинами – скотоводами, хорошо знали кузнечное дело и медеплавильное производство. Среднее течение Оки в то время имело важное стратегическое значение. Здесь проходил древний «Серебряный» волжский торговый путь еще задолго до появления известного торгового пути «из варяг в греки». Археологи считают, что рязано-окцы пришли в Мещеру из Донских степей и были в союзе с восточными готами. Вооружение, воинские доспехи, конская сбруя – все было западного образца. В обычай этого племени входило захоронение рядом с погибшим воином, наряду с полным воинским убранством, разрубленного на куски коня, которого помещали в ногах умершего.
Интересен тот факт, что женщины этого племени сражались наравне с мужчинами и входили в войсковую элиту, о чем свидетельствуют воинские женские захоронения, обнаруженные несколько лет назад на берегу реки Прони, близ Старой Рязани (Ольгово городище) и в других местах средней Оки. По этническому происхождению рязано-окцев относят к арийским (индо-иранским) племенам скотоводов, которые вели полукочевой образ жизни и не строили долговременных жилищ. По этой причине по всей Мещере ученые находят захоронения — погосты этого племени с местами святилищ, а поселений до сих пор еще не нашли…
Господство этого народа в наших краях длилось долгие пятьсот лет, но с середины VIII века следы этой культуры внезапно исчезают, на всем побережье средней Оки остаются лишь десятки тысяч могильников рязано-окцев! Археологи считают, что причиной исчезновения рязано-окцев была кровопролитная война, которая заставила взяться за оружие даже женщин.
Некто более сильный и многочисленный прошелся огнем и мечем по землям края! Но кто? Археологи пока затрудняются ответить на этот вопрос.
Однако исламские письменные источники утверждают (и об этом сказано в энциклопедии по истории Европы, изданной в Великобритании в 2001 году), что в 830 году н.э. на берегах среднего течения Оки было основано государство, созданное варягами племени Рус и столица этого государства располагалась недалеко от Старой Рязани (Ольгово городище). Так может именно это является причиной ухода рязано-окцев с исторической арены?! Прямых археологических доказательств этому пока не найдено. Да и официальная история утверждает, что славяне пришли сюда немного позже в 9-10 веках…
Расцвет культуры племени мещера начинается в наших краях, как сказано выше, в 9-12 веках, как раз после исчезновения рязано-окцев с исторической арены. Именно в это время племя мещера попадает в поле зрения русских летописей. Археологи и раньше предполагали преемственность и родство культур рязано-окцев и мещеры. Доказательством в пользу этого предположения теперь являются нагрудные бляхи из Жабкинского захоронения. А если это так — то значит, что люди племени мещера по этническому происхождению никакого отношения к поволжским финнам не имеют. Конечно, многие годы совместного существования стерли разницу их культур. Появились заимствованные друг у друга предметы быта: конная амуниция, оружие, элементы женского и мужского костюма, украшения и даже обряды захоронений. А что же стало с языком рязано-окцев? Исчез ли он? Или его носителем стало племя мещера?
Многие авторы – историки, краеведы, взяв за основу фразу, вырванную из контекста рассказа Курбского о его походе через «мещерскую землю», утверждают, что язык мещеры, являясь «одним из диалектов мордовского» полностью утерян.
Однако откуда же на территории Мещеры столько названий водных объектов (гидронимов) имеющих, не только финские корни (что мы считаем в порядке вещей, в связи с засильем финно-угорской теории происхождения племени мещера), но и индо-иранские корни, особенно близкие к санскриту?
Известные лингвисты О.Н. Трубачев, В.Н. Топоров, Г.П. Смолицкая и др. проанализировали в связи с этим гидронимы центральной России, в том числе и Владимирской области. Сначала ими был составлен общий список гидронимов и среди них были отобраны, на основе лингвистического анализа, явно славянские и угро-финские. Славянских гидронимов оказалось 40% (Уводь, Суводь,Караслица,Поныхарь и др.), финно-угорских – 50% ( Клязьма, Вязьма, Нерехта, Подокша, Судогда и др.). Остальные 10% явно имели авестийские и санскритские корни (Шагара, Исихра, Анжа, Соша, Гарава, Кшара, Кнула, Тара, Чистур, Дандур и др.) или имели неясную по морфологии принадлежность (Гусь, Колпь и др.)
Приведу только близкие читателю названия рек с указанием перевода авестийских и санскритских корней:
Названия, связанные с очищением
АНЖА aJj (санскp. ) – чистить, очищать; aJjas быстрый
ШОСА zaucam (санскp. ) — омовение, чистота.
Названия,связанные с водой, влагой.
КШАРА ksara (санскp. ) — вода, тающий, исчезающий.
КНУЛА knuy (санскp. ) — намокать.
ЧИСТУР cyu (санскp. ) — утекать, капать. Stiya — стоячая вода. Stoka — капля. Uru -шиpокий, пpостоp.
ДАНДУР danu (санскp. ) — сочащаяся жидкость. Этот коpень известен очень шиpоко. Самое знаменитое название — Дон.
ВАЗА, ВАЖЕЛЬ vaja (санскр. ) — вода.
КОВАРДА ka (cанскр. ) — вода, varda — дождевое облако, vardhani — сосуд.
Названия, связанные со словами “pека, поток”.
ТАРА tara (санскp. ) — пеpепpава, taranga — волна, tarangini — pека, tarani — текущий, быстpый.
Названия, связанные с характером течения.
НАРМА narma (санскp. ) — забава, игpа, веселье.
. МАХА mahina (санскр. ) — резвый , mahi — реки, воды.
Прочие названия.
ПЫНСУР pamsu (санскp. ) — пыль, песок. Uru — широкий, простор (может употребляться как метафора в обозначении озера СУРА — СУЛАТЬ sura (младоавест.) — озеpо, пpуд.
ВИША vis (санскp. ) — бpызгать, течь. Vicada — светлый, Vicala — pастянутый, visa — яд. Возможно, также от “виша” — “наплав, речная зелень,- пена, растение речная губа, надожник, бадяга, водяга.” (Даль).
ТИКОР tikta (санскp.) — гоpький, tiksna — ядовитый. Uru — шиpокий, пpостоp.
СЕНТУР setu (санскp.) — мост, плотина.
МОКШУР moksa (санскp.) — освобождение, meksanam — cмешивать. Uru- шиpокий, пpостоp. И. Н. Зудина предполагает, что окончание -кша характерно для финно-угорских названий и может обозначать “приток, рукав реки”. В. В. Седов считает, что элемент -кша является словом неизвестного финно-угорского языка со значением “вода, река”. Но Смолицкая, подводя итог известным фактам, пишет, что происхождение -кса -кша-элемента неизвестно. Вымерший язык, неизвестный науке. Со своей стороны авторы отмечают, что в индоарийских языках, в частности, в санскрите, имеются слова ksal — “мыть, очищать”, ksara — ”вода” (см.КШАРА) и kha — “родник”.
ДАРДУР dardura (cанскр. ) — лягушка, dara — яма, uru — простор.
МОТРА mutra (санскр. ) — моча.
АРТУС ars (санскр. ) — течь, tusara — холодный, роса.
КАСТЕР kas (санскр. ) — сверкать.
БАНДУР bandhura (санскр. ) — погруженный.
САХТА sektar (санскр. ) — тот, кто поливает, saikata — песчаный берег.
Шагара, Сагара Sagara (санскр.) sa — «вместе с», gara – «яд» (т.е. вместе с ядом) – имя легендарного царя Сагара из древнего индийского эпоса «Шримад-Бхагаватам»,
Как Вы могли заметить, большая часть гидронимов, которая имеет санскритские корни, угро-финская по окончаниям, это лишний раз свидетельствует о контакте угро-финнов с индо-иранцами на территории Мещеры. А каким же тогда был язык мещеры?