Катунцева Валентина Ивановна «Гражданская война в России» (урок обобщения и систематизации знаний) 9 класс















Катунцева Валентина Ивановна

учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение — Средняя общеобразовательная школа №18 г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия)


Урок по теме: «Гражданская война в России»

История, 9 класс (14-15лет)





















Нерюнгри

Гражданская война в России


Эпиграф

«О поле, поле, кто тебя

усеял мертвыми костями?»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Цели и задачи урока:

  • на основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами создать целостное представление о гражданской войне в России;

  • способствовать становлению умения оценивать исторические явления;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основании анализа документа;

  • привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии человеческих судеб на крутых поворотах истории.


Категории учебных целей:

  • знание и понимание: перевод знания в другую форму – предсказание результатов событий;

  • применение: использование материала в конкретных и новых ситуациях;

  • анализ: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними;

  • синтез: комбинировать элементы, чтобы получить целое;

  • оценка: оценивать соответствие выводов имеющимся данным.


Звучит романс «Поручик Голицын»1.


Мотивационная беседа.

В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война как бы заслоняет войну гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы; гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном.

Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если будем думать, что все красные (ли белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами.

Как же оценивать эти события нашей истории?

Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы «Гражданская война в России».

В процессе работы нам предстоит обсудить причины гражданской войны, ответить на вопросы об участниках и руководителях этой войны, высказать свои суждения о ее последствиях и влиянии на судьбы России.



  • Вводный контроль

    • Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац снизу)?

    • Чем она отличается от других войн?

  • Основная часть

  1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.

а) Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;

б) Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;

в) Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;

г) Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917- начала 1918гг.;

д) Гражданская война – закономерное продолжение революции;

е) Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;

ж) Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;

з) Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.


  1. А теперь ребята сосредоточились.

Закончить предложение:

«В гражданской войне участвовали три силы: …»

  1. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых? Учащиеся поднимают карточки соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов. Это дает возможность контролировать ответы учащихся.

а) высшее офицерство;

б) казачество;

в) среднее офицерство;

г) либеральная интеллигенция;

д) малоквалифицированные рабочие;

е) беднейшее крестьянство;

ж) среднее крестьянство;

з) солдаты;

и) зажиточное крестьянство?

  1. Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь … странно, история не помнит толпы. Каждого, кто на свой страх и риск попытался торить свою тропинку в чистом поле, история вознаграждает, упоминаем вскользь, сохранением если не черт лица, то хотя бы имени.

Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За две недели перед уроком вы получили задание познакомиться с деятельностью известных лидеров белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто воспользовался услугами библиотеки, Интернет.

Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой характеристики? Что позволило этим людям стать во главе движения?

Здесь история соединила народ (или его часть) и Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей встретишь в российской истории не часто. Что объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)?


Портрет №1.


  • сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище;

  • подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: «Знаете ли японский язык?», он написал: «Не знаю, но драться буду не хуже знающих». Его просьбу исполнили;

  • его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву;

  • ярый противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию.

(А.И. Деникин)


Портрет №2.


  • в 1894г. Закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией;

  • добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие;

  • полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали;

  • лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: «море дало, море пусть и заберет»;

  • своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России;

  • это о нем распевали песенку:

«Погон французский,

Мундир английский,

Табак японский,

Правитель омский …»

(А.В. Колчак)



Портрет №3.


  • еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника;

  • в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в «экспроприациях», за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке;

  • избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;

  • его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя «батьки» приобретает всероссийскую известность;

  • за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей;

  • на его надгробии надпись: «Советский коммунар …» (Как он просил).

(Нестор Махно)


Портрет №4.


  • Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда;

  • кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали;

  • уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый «Форд-Т», выжимавший до 50 км в час;

  • вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;

  • 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.

(В.И. Чапаев)


Портрет №5.


  • он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста;

  • в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков;

  • в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся;

  • его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.

(С.М. Буденный)


Портрет №6.


  • после окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом «Южнорусского рабочего союза», а в 1889 году оказывается в тюрьме;

  • о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград;

  • в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября;

  • с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики;

  • неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из «архитекторов революции» в «демона революции»;

  • в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР.

(Л.Д. Троцкий)


Портрет №7.


  • потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина;

  • в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом «служение Родине»;

  • в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия;

  • 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, «разбитый нравственно», передает ему командование вооруженными силами Юга России;

  • последнее свое сражение «черный барон», «диктатор Крыма» проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова;

  • до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался непримиримым врагом советской власти.

(П.Н. Врангель)


Портрет №8.


  • сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым скотоводом;

  • изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение;

  • закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым Нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград;

  • Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек;

  • в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии;

  • в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве.

(Григорий Семёнов)


Портрет №9.


  • еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей;

  • сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками;

  • в годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был произведен в унтер-офицеры;

  • за вывод частей Южно-Уральской армии из окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40 дней по тылам белых, первым был удостоен ордена Красного Знамени;

  • гражданскую войну закончил на Дальнем востоке, где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу;

  • награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935 году в числе первых удостоен звания Маршала Советского Союза.

(В.К. Блюхер)


  1. Вот мы и подошли к главному вопросу. Как же оценивать гражданскую войну – как трагическую страницу истории или как героическую страницу истории. Воспользуемся документами.


Документы

С 1914г. по 1920г. население областей России, составляющих РСФСР (Европейская Россия, Крым, Кавказ и Дон) уменьшилось с 86473215 до 82594643 человек. В 1914 году Россия как государство насчитывала 176 млн. человек, в 1920 году РСФСР вместе со всеми союзными республиками (включая Азербайджан, Грузию, Армению, Белоруссию и т.д.) имела всего 129 млн. человек.

Падение промышленного производства в 1920 году (в %; 1913г. – 100%).2


Железная руда

1,6

Чугун

2,3

Уголь

27,0

Нефть

41,0

Производство готовой промышленной продукции

12,9


В 1918 году преступность в Москве составляла (в %; 1914г. – 100%)


Кражи

315

Вооруженный грабеж

28500

Покушение на убийство

1600

Убийство

1060

Мошенничество

370



Сведения о злодеяниях большевиков

В г. Екатеринодаре и его окрестностях.3

В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта 1918г. В этот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенция и все задержанные …83 человека были убиты, зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых … дети 14-16 летнего возраста и старики старше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, обезображивая им лица.


Материалы газеты «В пути».4

Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехо-белогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде … ,где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Каткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами. На станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий 9 детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев. В Самаре число расстрелянных велико.


Ученики работают с документами, анализируют их и высказывают свои мнения о гражданской войне.


ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


  1. Кем были красные? Отметьте определение, которое вы выбрали:

а) героями, защитниками обездоленных;

б) людьми честными, но невежественными;

в) патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для народа;

г) мстителями старому обществу, фанатиками, каравшими и правых, и виноватых;

д) озверевшей толпой, сеявшей насилие, несправедливость.

  1. Кем были белые?

а) реакционерами и преступниками;

б) идейными сторонниками старого строя, монархии;

в) людьми, вынужденными защищать свой мир, близких, себя;

г) патриотами, отстаивающими национальное достоинство, честь, традиции;

д) людьми, искренне заблуждавшимися.

Если вы не согласны ни с одним из утверждений, запишите свой ответ.

  1. Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными:

а) в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;

б) в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам;

в) в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.


  • Выводы (см. эпиграф).


Самая большая трагедия состоит в том Сколько? и Кого? мы потеряли. Кого Россия подарила миру: Шаляпина, Бунина, Сикорского, Лосева, Бердяева, Сорокина (эмигранты). А ведь всё могло быть иначе… Но новая Россия в них не нуждалась.

Им, всем, кто до самой последней минуты надеялся, верил в неё, изгнанникам России посвящается:

Не было славы. Не стало и родины.5

Сердца не стало. А память – была…

Ваши сиятельства, их благородия –

Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавшие

Муки свои и дороги свои.

Все-таки – русские. Вроде бы – наши.

Только не наши скорей, а ничьи…


Список литературы.

1. Медведев В. «Из жизни атамана». «Комсомольская правда». 21 мая 1991г.

2. Голованов В. «Батька Махно, или «оборотень» гражданской войны». «Литературная газета». 8 февраля 1989г.

3. Волкогонов Д. «Демон революции». Правда. 9 сентября 1988г.

4. Галайко В. «Поезд в никуда. Л. Троцкий (Лейба Бронштейн) во главе террора». «Советский патриот». №40.

5. Савельев Н. «Мундир английский, табак японский, правитель омский…». «Комсомольская правда».

6. В. Владимиров «Буденный: ход конем». «Аргументы и факты». №19, 1992г.

7. Коваленко Ю. «Он оставался с народом, но не был с властью». Генерал Деникин. Жизнь в эмиграции. «Неделя». №47, 1990г.

8. Мороз И. «Предводитель неизвестной войны». «Аргументы и факты».

9. Кацва Л. «Гражданская война в России (1918 – 1921гг.)».Материалы для учащихся. «История». №23, 1998г.

10. Корякина Е. «Белые и красные в годы гражданской войны». «История». №37, 1997г.

11. Волковинский В. «Нестор Махно: легенды и действительность». «История». №6, 1999г.


2 Кацва Л. «Гражданская война в России (1918 – 1921гг.)».Материалы для учащихся. «История». №23, 1998г.

3 Корякина Е. «Белые и красные в годы гражданской войны». «История». №37, 1997г.

4 Корякина Е. «Белые и красные в годы гражданской войны». «История». №37, 1997г.


5 Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Слова: Р. Рождественский. Музыка: А. Малинин

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: