Классный час по истории «КОЛОКОЛА ПАМЯТИ»

Классный час «КОЛОКОЛА ПАМЯТИ»


Цели:

  • Воспитание патриотических чувств,

  • Воспитание высокой гражданской ответственности,

  • На основе изучения отечественной истории воспитание преемственности и связи между поколениями,

  • Выработка побудительных мотивов к продолжению обучения в общеобразовательной школе.


(На фоне звучащего колокола)

Ведущий (1): Что это? Слышишь?

Ведущий (2): Это колокола. Колокола памяти…

Ведущий (1): Колокола памяти? А разве такие бывают?

Ведущий (2): Бывают. Слушай.


Ведущий (3): Есть в народе легенда. Однажды, враги захватили и увели в плен маленького мальчика, увели далеко от Родины. Он вырос, окреп, убежал из плена. И там, на чужбине стал правителем. Как то раз, с караваном купцов в те далёкие края попала веточка полыни из мест, откуда родом был правитель. Услышал он этот запах, памятный с детства, разволновался, ни о чём больше не мог думать, ничего не хотел делать – бросил всё и вернулся на Родину.

Ведущий (4): Эту красивую легенду о вечном притяжении Родины, о желании вернуться на Родину, о любви к Родине рассказал киргизский писатель Чингиз Айтматов. И он же поведал всему миру о манкуртах, людях, которые забыли о своём происхождении, о своей земле, о своей матери, сохранив при этом человеческий облик. Манкурту всё равно, с кем воевать, кого убивать.

Ведущий (3): К сожалению, мы постепенно становимся людьми «без рода и племени». Разобщенность, взаимное отчуждение – эти проблемы актуальны сегодня во всём мире. Не обошли они стороной и Казахстан. А ведь в психологии народов Казахстана есть глубокая генетическая потребность слиться с родственными душами.

Ведущий (1):

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.


Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.


Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.


И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

( Г.Кабаев)


Учитель: Чтобы не оборвалась веков связующая нить нужно знать историю своей семьи, своего народа, своего государства. И сегодняшний классный час – это одна страничка из истории нашего с вами государства, нашего народа, а для кого-то — семьи. Мы вспомним сегодня Великую Отечественную войну.

Далёкую – для тех, кто ещё сидит за партами.

Памятную – для тех, кто был её участником.

Такую известную по стихам, песням, кинофильмам.

Но такую ещё малоизученную, имеющую свои черные страницы и «белые пятна».

Сегодня наш рассказ о памяти.


Ведущий:

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.


А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.


Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.


Они шумели буйным лесом,

В них была вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет – одни деревья.


И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету…

Аукаемся мы с Серёжей,

Но леса нет, и эха нету.


А я всё слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая…

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

( Д.Самойлов)


Учитель: Это слова Давида Самойлова, участника войны, на глазах которого гибли ровесники, однополчане. Многие участники Великой Отечественной просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несёт забвение прошлого.

А прошлое забывается.

Про ветеранов, чего греха таить, вспоминаем в День Победы. Средства массовой информации редко обращаются к памятным датам Великой Отечественной войны.

Так, 19 ноября в минутном репортаже новостей упомянули о том, что в этот день началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, а 6 декабря даже и не вспомнили о начале битвы за Москву.

Нынешние 11-классник , по моей просьбе заполняли анкету, не справились с вопросами: кто из родных воевал? Где? Его имя, фамилия? Вернулся ли с войны?

Только 7 из 68 анкетируемых обладают полной информацией. Остальные писали: «не знаю», «воевал прадед Павел», « с войны вернулся , дожил до 1996 года, где воевал , не знаю?

А вы, здесь присутствующие, знаете?

Но мы не манкурты!

Рано или поздно, но приходит к человеку щемящее чувство осознания своей причастности к своему народу – кто я? Кто мои предки? Откуда идут истоки моей семьи? Это незримые колокола, колокола вашей памяти.

И, как в той легенде, аромат травиночки из родных мест заполонит вам сердце и душу, почувствуете вы непреодолимое желание побывать, повидать те края, где вам было хорошо, где ваша Родина.

Есть люди, которые не по долгу службы, а по велению сердца открывают неизвестные страницы истории своего народа, возвращая из небытия имена людей.

Сегодня к нам пришел Юрченко Владимир Фёдорович, заместитель директора учебного пункта начальной военной подготовки, участник группы «Поиск». Как создавалась группа, её работа в местах сражений, поиск и захоронение останков советских солдат – об этом расскажет Владимир Фёдорович.


Рассказ гостя, демонстрация фильма и наглядностей.


Учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы (письменно)

Что нового ты узнал сегодня о Великой Отечественной войне?

Какие чувства ты испытывал сегодня на классном часе?




Учитель:

Я сижу на уроке истории,

А парнишка у классной доски

Речь ведет о сраженьях, которые

Мне не только по книжкам близки.

…Снова глохну от грохота гулкого,

Небосвод докрасна раскалён.

Бьётся возле горящего Пулкова

Наш стрелковый шестой батальон.

Рвутся бомбы, дымят крематории,

Лица женщин от горя черны…

Я сижу на уроке истории

В двух шагах от минувшей войны…

Среди Богом забытых полей и лесов

Затерялись останки солдат где-то

Невесомые чаши незримых весов

Ждут их души уже не одно лето.

Отзвучавших полвека назад голосов

Отголоски глухие

Доносит до нас ветер.

Над землёю чуть влажною свежих холмов

Плачут громко – на этом

И молча – на том свете.

На ладонь упадёт пыль ушедших времён,

А чужая судьба вдруг своею станет.

Отголоски звучавших когда-то имён

До последнего часа храни, память.

Отзвучавших полвека назад голосов,

Отголоски глухие

Доносит до нас ветер.

Над землёю чуть влажною свежих холмов

Плачут громко – на этом,

И молча – на том свете.

Недопетые песни погибших солдат

Мне во сне и в бреду по ночам слушать.

Чтобы нити времён навсегда связать,

Милосердный, спаси и мою душу.

(Т.Лахтина)


На фоне звучащих колоколов.

Ведущий(1): Что это? Слышишь?

Ведущий(2): Это колокола. Колокола памяти…

Ведущий(1):Памяти? А разве такие бывают?

Ведущий(2): Бывают, слушай, это говорит сама память…

Ведущий(1): Но разве память бывает живой?

Ведущий(2): А ты не веришь?

Человек может умереть дважды:

Там, на поле боя. Когда его догонит пуля,

А второй раз в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее,

Второй раз человек должен жить!



















Внеклассное мероприятие «Исторический марафон»

Цели:

  • развитие интереса к истории,

  • развитие умения групповой работы,

  • расширение знаний учащихся об истории государства, его деятелях

  • способствовать повышению познавательного интереса

Оборудование:

Карта «Рост территории государств в древности», иллюстрации, портреты правителей, раздаточный материал.


Вступительное слово учителя:

Древние мудрецы говорили: «Знание – это сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает». Сегодня вы, дорогие участники, попробуете блеснуть своими знаниями по истории одной лишь страны из истории древнего мира, чтобы убедиться в истине слов мудрецов.

Страна, в знании истории которой вы будете сегодня соревноваться, — Древняя Персия. Этой страны сегодня нет на карте мира. Но о ней напоминают и географические названия, и экзотические животные. Страна, которая в древности превратилась в державу. Страна, которая повлияла на развитие многих государств или оставила памятный след в истории многих народов.

Наш конкурс на знания истории Древней Персии называется марафон, потому что это будет «забег» в историю далёкой страны, а победит тот, кто проявит выносливость при выполнении хитроумных заданий, смекалку и терпение. Наше соревнование будет проходить в несколько этапов. Оценивать знания будет компетентное жюри.

По итогам сегодняшнего марафона жюри должно определить лучшую команду, лучшего участника, лучшего зрителя. Зрители принимают участие после ответа или команды. Каждому отвечающему вручается изображение дарика.

Итак, мы начинаем!

I этап. Разминка.

Чтобы окунуться в историю Древней Персии, вспомните:

1. Где в древности проживали персидские племена?

2. Кто стал основателем Персидского государства?

3. Из какого персидского племени был Кир.

4. Кто во времена Кира правил Мидией?

5. Кто во времена Кира правил Вавилоном?

6. Кто во времена Кира правил Лидией?

7 Кто во времена Кира правил саками?

8. Как звали сына Кира?

9. В каком году к власти в Персии пришёл Дарий I?

10. Что такое сатрапия?

11. Что такое дарики?

12. Какая дорога получила название «царская»?

13. Сколько букв входило в письменность персов?

14. Какого бога Дарий объявил священным?

15. Какое религиозное учение пропагандируется в священной книге персов «Авесте»?

16. Покровителем чего был Ахурамазда?

17. С кем постоянно, согласно «Авесте», борется Ахурамазда?

II этап. Историческая россыпь.

Командам раздаются тексты предложений в виде россыпи. Участники должны составить предложение.

1. На юге Иранского нагорья, на юго-востоке Вавилона жили персидские племена.

2. По некоторым легендам, Кира с младенческих лет вскормили своим молоком дикие звери.

3. Присоединив Вавилон к Персидскому царству, Кир направил свою армию на запад.

III. Байга.

История Персидского царства начинается с царя Кира. Что вы знаете о нём? Команды по очереди говорят по одному предложению об этом человеке. Побеждает тот, кто не пропустив хода, скажет последнюю фразу.

IV. Исторические документы.

1.Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)


1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст?


2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское?


2.Перед битвой с лидийцами Кир поступил вот как: всех вьючных и нагруженных верблюдов, следовавших за войском, он велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в одежде всадников. Затем он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, а пехоте велел следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположил остальное войско. А верблюдов он поставил потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха.


1)Нарисуйте план расположения войск перед битвой.


2)Каким предстаёт перед нами военачальник персов?

V. Карта.

Отметьте на карте Персии

1. Походы Кира стрелкой.

2. походы Камбиза пунктиром.

3. походы Дария точками.

VI. Пазлы.

Соберите из кусочков картину.

VII. Подведение итогов.

VIII. Награждение победителей.





изображение персидской монеты — дариков

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕФОРМЫ ПЕТРА I» 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: