Классный час « Ученые — физики фронту.
Вклад советских учёных-физиков в Великую Победу 1941-1945 г.г.»
Пояснительная записка и методические рекомендации.
В условиях огромного количества вызовов, с которыми сталкивается Россия на современном этапе исторического развития, одним из самых острых вопросов является патриотическое воспитание молодёжи. Прежняя советская система военно-патриотического воспитания, ведущая своё начало ещё со времён Макаренко, была разрушена в годы т.н.»перестройки», являвшейся на самом деле тщательно спланированной акцией по разрушению устоев советского государства, в результате которой молодёжь была полностью дезориентирована.
Под влиянием упомянутых процессов увеличилось количество молодёжных неформальных объединений и различных сект сомнительной направленности; в молодёжной среде был отмечен резкий всплеск самоубийств, значительная часть молодых людей от безысходности ударилась в наркоманию и алкоголизм. Государство взирало на все эти изменения с безразличием, и до конца 90-х гг. с его стороны не происходило никаких попыток изменить данное положение вещей.
В конце 90-х появились первые робкие попытки возродить славные традиции Осоавиахима и ДОСААФ. Их функции взяли на себя Военно-патриотические организации (ВПО), которые на голом энтузиазме, безо всякой поддержки государства и местных властей начали исправлять катастрофическое на тот момент положение вещей в плане воспитания молодёжи. Чуть позже к процессу военно-патриотического воспитания подключилась церковь.
В начале 21 века на проблемы воспитания молодежи, наконец, обратило внимание и государство: появилась государственная программа «Патриотическое воспитание молодежи», в рамках которой стали выделяться средства на возрождение и поддержку ВПО, были привлечены ведущие специалисты по разработке соответствующих методик и рекомендаций, стали возрождаться изрядно подзабытые советские традиции военно-патриотического воспитания.
И хотя в последнее время наметилась позитивная динамика в плане возрождения патриотизма, параллельно с этим возникли новые вызовы. Так называемые «неправительственные организации», щедро финансируемые Госдепом, пытаются влиять на неокрепшие умы молодых людей, используя для этого самые изощрённые пути: от пропаганды т.н. «пацифизма» до гей-парадов.
Это противодействие следует учитывать и научиться ему эффективно противостоять, а государству на всех уровнях следует расширять поддержку военно-патриотических организаций, иначе существует риск получить через несколько поколений инертную массу, смысл существования которой будет составлять лишь удовлетворение естественных потребностей, которые писатель Пелевин в своё время очень точно назвал «орально-анальными инстинктами». Стоит ли упоминать, что в таком случае существование нашего государства станет попросту невозможным?
Воспитательная цель мероприятия достигается различными педагогическими средствами. Только пропустив предлагаемое содержание через душу, ребенок усвоит нравственные ценности. Ценности – нормы, бытующие в обществе и выраженные в сюжете мероприятия, ребенок превращает в ценности собственного духовного мира. Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям. Важную роль в нем имеют электронная презентация, музыкальное сопровождение.
Этот классный час посвящен Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и проходит в преддверии празднования 9 Мая. Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой Отечественной войны, наша задача как учителей и воспитателей состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать им о тех грозных боевых годах, вызвать у них интерес к своей истории, умение противостоять вражеским инсинуациям о роли нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитать стойкую гражданскую позицию.
Целевая аудитория: учащиеся 7 – 11 классов.
Актуальность: В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Ожидаемые результаты. В ходе проведения классного часа учащиеся познакомятся с историей создания боевой техники, работами ученых – физиков во время ВОВ.
Цели: изучение истории создания боевой техники, знакомство с «авторами» этой техники учеными-физиками.
Задачи:
показать противоестественность войны, антигуманность и бесчеловечность;
показать мужество русского народа, ученых — физиков, стойкость и непреклонность человека;
убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии и не позволить извратить историю народа;
приобщить как можно больше учащихся к проведению данного мероприятия, заинтересовав их интересными фактами, выходящими за рамки учебников физики и истории.
Оснащение: проектор, экран, мультимедийная презентация.
Музыкальное сопровождение: отрывки из песен-« Вставай страна огромная» и «Этот день Победы»
Формы проведения могут быть различными:
Вместе с учителем группа учащихся ведет рассказ с привлечением презентации.
Весь классный час готовят ученики, разбившись на группы по направлениям.
Ход классного часа.
Ведущий.
(слайд 1)Эпиграф:
Салют и слава годовщине навеки памятного дня.
Салют Победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам, героям, павшим и живым –
Салют!
А Твардовский.
( слайд 2)
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Степан Щипачев
Победа… 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Народ нашей страны выстоял и победил, сокрушив фашизм, освободив от него многие государства Версточной Европы. История еще не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, величия духа, какие были проявлены советским народом в годы Великой Отечественной войны. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На победу работала вся страна — и воины, и женщины, старики и дети в тылу врага.
Сколько бы не говорили о войне, сколько бы не воспевали подвиг нашего народа – всегда будут новые слова и новые стихи и песни о войне. Но огромный вклад в общее дело внесли наши ученые. Об этой странице в истории Великой Отечественной войны я и хочу рассказать. Я хорошо понимаю, что невозможно в короткой работе даже перечислить те изобретения, усовершенствования, которые приблизили победу.
( слайд 3) Лозунг – “Всё для фронта, всё для победы!” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы. С первых дней войны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в более удалённые места. Наука была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы то ни стало сохранить учёных и научную базу страны. Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР, переместила на новые места более 400 сотрудников. А ведь в суровых условиях войны, дальних дорог и бомбёжек нужно было обеспечить не только доставку в полной сохранности сложнейших и ценнейших научных приборов и установок, не только их быстрый и точный монтаж на новом месте, но и эффективный ввод в строй и согласованную работу всех подразделений. И учёные с честью справились с этой сложнейшей и чрезвычайно ответственной задачей. Научные центры начали работать в новых условиях уже через 2-3 месяца после объявления войны. И уже это равносильно подвигу.
( слайд 4) Для решений научно-технических проблем, возникших в связи с войной и требовавших комплексного подхода, были созданы различные научно-комплексные комиссии. Их деятельность способствовала созданию на Востоке новых филиалов Академии наук СССР, академий наук союзных республик. Вся их деятельность была теперь подчинена трём целям: 1) поиску и конструированию новых средств обороны и наступления; научной помощи промышленности, производящей оружие и боеприпасы; 2) поиску новых сырьевых и энергетических ресурсов, 3) замена дефицитных материалов более простыми, “подручными”. За годы войны была проведена колоссальная работа. В годы войны учёным и научно-исследовательским коллективам было присуждено около 950 Государственных премий.
(слайд 5) Вот строки из обращения к учёным всех стран, подписанного действительными членами Академии наук СССР: “В дни, когда по вине фашистских правителей земля заливается всё новыми потоками человеческой крови, может ли кто-нибудь из нас – работников науки – спокойно смотреть на то, что фашистский сапог угрожает задавить во всём мире яркий свет человечества – свободу человеческой мысли, право народов самостоятельно развивать свою культуру?… В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты мировой наука и спасения культуры, служащей всему человечеству”. Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков.
1-я группа учащихся.
( слайд 6,7) Военный флот в годы второй мировой войны
В количественном отношении ВМФ к началу войны насчитывал 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 87 торпедных катеров, 2800 самолётов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии. Флот располагал кораблями с мощным артиллерийским, торпедным и другим вооружением. Корабли были оснащены совершенными по тому времени радиотехническими средствами. В целом, флот был подготовлен к обеспечению действий в сложных условиях войны.
( слайд 8) Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – “запереть” на морских базах с помощью различного типа мин и уничтожать постепенно. Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Но удалось обнаружить, что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля.
( слайд 9) Намагничивание появляется у корпуса корабля и всех ферромагнитных материалов на нём во время его постройки или длительной стоянки. Корабль становится постоянным магнитом. Но у корабля есть и магнитное поле, полученное под действием магнитного поля Земли. Оно непрерывно изменяется с изменением магнитного поля Земли и может исчезнуть, если магнитное поле Земли в точке нахождения корабля равно нулю. Так корабль получает собственные магнитные поля. Постоянное магнитное поле снимается на специальных береговых стендах, а намагничивание, полученное в результате действия магнитного поля Земли, компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.
Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, и ими могут стать и морские мины. Первые неконтактные магнитные мины появились ещё в 1919 году. В таких минах железная стрелка поворачивалась под влиянием магнитного поля плывущего неподалёку корабля и замыкала контакты взрывателя. Для таких мин даже не нужно было касания корпуса корабля. Первые удачные опыты по размагничиванию судов были проведены нашими учёными в 1937 году в Кронштадте, а в 1939 году было осуществлено успешное плавание размагниченного корабля “Выборного” над магнитными минами в Онежском озере.
Новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, являлись грозным оружием на первом этапе войны. Помочь флоту могла только квалифицированная научная сила, и эта помощь пришла. Был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем. На палубе прокладывали или подвешивали с наружной стороны бортов большую петлю из специального кабеля, по которой пропускали электрический ток. Этот ток создавал вокруг корабля магнитное поле противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.
Но для создания надежной системы защиты нужно было знать картину собственных магнитных полей кораблей разного типа: линкоров, эсминцев, тральщиков и других. Работа была очень трудоёмкой и требовала большой точности. 27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Работа велась круглосуточно, в тяжелейших условиях: при нехватке оборудования, под бомбёжками и обстрелами. Но уже к августу 41 года основная часть боевых кораблей была защищена от вражеских мин. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства.
Но вскоре оказалось, что размагничивающие устройства не учитывают различия магнитных полей однотипных кораблей, изменения этих полей при смене курса, кабели, проложенные с наружной стороны корабля, быстро выходили из строя. Всё это заставило продолжить исследования. Обмотки стали делать гибкими и секциями, ввели “курсовые” обмотки, силу тока в которых можно было легко менять, кабели начали тазмещать внутри корабля.
( слайд 10) Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Корабль подходил к станции размагничивания, принимал переданный с неё кабель-виток. Через него с помощью аккумуляторной батареи пропускался ток большой силы, намагничивающий борта корабля против собственного магнитного поля. В результате корабль становился магнитонейтральным, причём, очень устойчиво. Так защищали от магнитных мин подводные лодки. Размагничивание подводных лодок в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние её магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку.
( слайд 11,12) В процессе этих работ были спасены сотни кораблей и многие тысячи жизней, сформировалась целая плеяда высококвалифицированных учёных. Вот имена некоторых из них: А.П. Александров, И.В. Курчатов, В.Р. Регель, Б.А. Гаев, П.Г. Степанов, В.М. Тучкевич, Б.Е. Годзевич, И.В. Климов, В.В.Иванов, В.Т.Гузеев, А.Д.Ронинсов, А.В.Найденов, А.В.Максимов, Л.К.Дубинин и многие другие.
2-я группа учащихся.
( слайд 13) Стальные крылья Родины
( слайд 14) Чтобы подняться в воздух, самолетам требуется развить колоссальную мощность. Двигатели самолетов создают тягу, толкающую их вперед, в то время как особая форма корпуса и крыльев помогает им подниматься кверху. Сила тяжести тянет самолеты вниз, как и любые другие тела. Однако самолетам удается удерживаться в воздухе именно благодаря воздействию самого воздуха. Обычно воздух давит на тело со всех сторон, но если он движется, то давит сильнее, чем воздух, который движется быстро.
Крылья самолета имеют особую форму, заставляющую воздух двигаться под ними медленнее, чем над ними. Когда самолет достигает определенной скорости, “медленный” воздух под его крыльями начинает давить на них сильнее, чем тот, что над ним — и самолет поднимается к небу. Возникающая при этом сила называется подъемной.
При выстреле из ружья стрелок ощущает отдачу — толчок приклада в плечо. Эта сила действует на приклад ружья очень короткое время — около 0,002 сек. Но на станок пулемета эта сила действует почти постоянно, пока пули вылетают из ствола. Также и летательный аппарат может получать постоянную подъемную силу, если он беспрерывно отбрасывает воздух вниз. Именно дли этого и нужны самолету крылья. Если крыло двигается горизонтально и при этом поставлено под углом к направлению движения (этот угол называется углом атаки), оно отбрасывает встречный воздух вниз и тем самым создает подъемную силу, направленную вверх.
С началом войны связан величайший в истории поединок воздушных армий.
Утром 22 июня 1941 года, приступив к выполнению приказа о налётах на военные объекты и мирные города Советского Союза, фашистские лётчики не подозревали, как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации, как быстро оправится она от, казалось бы, смертельного удара и какая страшная участь ожидает их “непобедимый” воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолётами всех назначений.
В ходе войны советская авиационная техника совершенствовалась, причём, небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь качественно лучшую технику. Требовалось увеличить высоту полёта, скорости подъёма и движения, маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.
( слайд 15) Была создана методика расчёта сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при большой скорости движения в нём обтекаемого тела. Выяснили природу появления волнового сопротивления, которое возникало из-за образования на обтекаемой поверхности скачков уплотнения воздуха и их роста при увеличении скорости. Нашли причину очень сложного и такого опасного явления как возникновение колебаний с большой амплитудой у крыльев и оперения, которое приводило к разрушению машины. Группа учёных предложила методы расчёта самолёта на прочность при использовании смешанных конструкций – металлического каркаса и тонкостенной фанерной обшивки, что позволило создавать надёжные и лёгкие машины. В декабре 1942 года в строй вошла аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов. Всё это обеспечивало создание первоклассных новых боевых машин.
( слайд 16,17) Знаменитый авиаконструктор С.А. Лавочкин говорил: “Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолёта – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем”. Его истребитель высокого класса Ла-5 обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта – более 11 км.
(слайд 18) Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструирован в 1943 году конструктором А.С. Яковлевым; его взлётная масса была равна 2650 кг, высота полёта почти 12 км, для подъёма на 5 км ему требовалось всего 246 секунд.
( слайд 19) Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный пулемёт, а хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его “чёрной смертью”.
( слайд 20) В 1942 году вдруг обнаружилось, что бомбардировщик Ту-2 не развивает на высоте 5000 м требуемую скорость. Разгорелся скандал. Шла война, фронт требовал самолёты, а военные отказывались их принимать. Просидев всю ночь, Андрей Николаевич Туполев нашёл причину. Причина была в магнето – магнитоэлектрическом генераторе переменного тока, создающем электрический разряд между электродами свечи зажигания для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. Магнето испытывали в барокамере с разрежением, соответствующем высоте 5000 м, а свечи двигателя – на стенде при комнатных температуре и давлении. Уже на шестой день были выработаны магнето, в паспортах которых было написано: “гарантируют надёжную работу на всех высотах самолётов Ту-2”, а ниже стояли подписи академика Виктора Сергеевича Кулебакина и главного конструктора Андрея Николаевича Туполева. Через 30 минут после начала испытаний в динамике зазвучал голос лётчика: “Всё в порядке! Заданную скорость получил и даже превысил!” Радиограмма пришла с высоты 6000 м. Через три дня авиазавод уже отправил первую партию Ту-2 на фронт.
Доработанный пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два мощных двигателя, потолок полёта 9,5 км и дальность 2100 км, развивал скорость до 570 км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. А специальное оборудование позволяло сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и пикировании.
( слайд 21) Но успехи отечественного самолётостроения были бы невозможны без достижений специалистов самого разного профиля. Творческая деятельность учёных и конструкторов дала свои результаты: во время войны скорость советских истребителей возросла на 25 %, дальность полёта – на 300 %, скороподъёмность более чем на 200 %, калибр оружия увеличился с 20 до 37 и 45 мм; за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов!
На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным – в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом – героическая заслуга советских учёных, конструкторов и инженеров.
3-я группа учащихся
( слайд 22) Броня крепка и танки наши быстры.
Танки являются главной ударной силой и маневренной силой сухопутных войск. Советские танковые войска – одно из мощных средств обороны нашей страны. До Великой Октябрьской социалистической революции в русской армии танков не было.
В 1917 году в ней насчитывалось всего 13 автобронедивизионов, кроме того, было несколько самокатных батальонов и рот и семь бронепоездов.
Красная Армия в боях с интервентами, начиная с 1919 года, захватывала в числе трофеев и танки, главным образом английского и французского производства. Их ремонтировали и по мере обучения экипажей использовали в боях против белогвардейцев и интервентов. На заводах Советской России с ноября 1918 года по март 1921 года изготовили 75 бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей.
( слайд 23) Отечественное танкостроение началось развиваться в годы Гражданской войны. По заданию Владимира Ильича Ленина сормовские рабочие и инженерно-технические работники в неимоверно трудный для страны период изготовили партию лёгких танков ( 15 машин ) по типу трофейного французского танка «Рено». Первый советский танк вышедший из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года, был назван «Борец за свободу тов. Ленин». За время гражданской войны были сформированы свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов.
Из танков советского производства был сформирован седьмой автотанковый отряд, который, в частности, участвовал 23 февраля 1922 года в параде на Красной площади. Начальная стадия советского танкостроения характеризовалось в значительной степени копированием конструкции иностранных танков.
( слайд 24) Но уже в то время проявился критический подход к заимствованию зарубежных идей. Не случайно первый советский танк нёс в себе все основные черты «классического» танка, сохранившегося до настоящего времени. К ним следует отнести размещение пушечного вооружения во вращающейся башне, расположение боевого отделения в средней части танка, а моторно-трансмиссионного – в задней, сравнительно низкий гусеничный обвод с задним расположением ведущего колеса и с упругими элементами подвески в ходовой части танка ИСУ-152 образца 1943 года
Тяжёлая противотанковая самоходная установка ИСУ-152, созданная на базе танки ИС, в первую очередь была предназначена для разрушения фортификационных сооружений и укреплённых позиций противника.
Однако как и СУ-152 (снятая с производства в связи с завершением производства базового танка КВ-1С), ИСУ-152 зарекомендовала себя как отличный истребитель танков. В войсках эту установку прозвали «Зверобоем» — попадание даже осколочного снаряда 152-мм пушки срывало башню тяжёлого танка «Тигр».
Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.
( слайд 25) В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».
В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.
Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.
( слайд 26) В основу танка Т-34 была положена новая теория гармоничного сочетания предельно возможных показателей мощи огня, защиты и подвижности. А высокая технологичность танка в производстве, простота и надежность конструкции обеспечили ему репутацию классического, лучшего танка своего времени. За разработку конструкции нового среднего танка в апреле 1942 года А.А. Морозов, М.И. Кошкин (посмертно) и Н.А. Кучеренко были удостоены Сталинской премии. Накануне вероломного нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 1861 танк KB и Т-34, в том числе в западных военных округах было 1475 машин (508 KB и 967 Т-34). Танков Т-37А, Т-38, Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-28 и других было в несколько раз больше. Удельный вес танков новых типов составлял лишь 18,2%. Средняя укомплектованность войск всеми типами боевых машин достигала всего 53%. Из находящихся на вооружении танков значительное количество нуждалось в капитальном и среднем ремонте. Однако в середине 1941 года объем выпуска танков новых типов (KB и Т-34) составлял уже 89%.
Фактор внезапности нападения на нашу страну сыграл существенную роль в характере боевых действий на начальном этапе войны. В результате вероломного нападения на СССР немецко-фашистским войскам, снабженным большим количеством транспортных средств повышенной проходимости и бронетранспортеров, четырьмя тысячами танков, сконцентрированных в четыре танковые группы, на ряде узких направлений советско-германского фронта удалось добиться значительных успехов. Однако на ряде направлений советские танкисты, проявляя стойкость и массовый героизм, сумели остановить продвижение фашистских танковых войск и даже нанести сильные контрудары. Хорошо организованными действиями отдельных танковых частей и механизированных соединений, имевших на вооружении новые советские танки, удавалось не только задерживать противника, но и отбросить его назад.
( слайд 27) Немецкие генералы потом признавались, что во встречных боях немецкие танковые войска почувствовали сокрушительную мощь новых советских танков, перед которыми немецкое танковое вооружение и противотанковая артиллерия были бессильны. Советские танки KB и Т-34 поражали немецкие танки на расстоянии свыше полутора тысяч метров, в то время как немецкие могли поражать советские танки с расстояния не более 500 м, да и то при стрельбе в борт или корму. К сожалению, новые тяжелые и средние танки KB и Т-34 еще не везде были должным образом освоены. Призванный из запаса личный состав не имел возможности хорошо подготовиться к особенностям боевого применения новой материальной части.
Самым массовым танком периода Великой Отечественной войны была знаменитая «тридцатьчетверка». Их было выпущено более 50 тыс. Кроме того, на базе Т-34 было создано около 6 тыс. самоходных артиллерийских установок.
За большой вклад танкостроителей в победу над фашистской Германией в 1945 году были награждены заводы: орденом Ленина моторный завод на Алтае, орденом Красного Знамени завод Уралмаш, орденами Отечественной войны 1 степени заводы — Уральский танковый, «Красное Сормово», Горьковский автомобильный, Сталинградский тракторный и некоторые другие.
Достижения танкостроителей в годы войны были приравнены к выигранным сражениям на фронте. Многие руководители отрасли были удостоены высоких воинских званий и полководческих орденов Суворова и Кутузова. Звание Героя Социалистического Труда в 1945 году было присвоено первому заместителю наркома А.А. Горегляду и главному конструктору Н.Л. Духову.
Достойны доброго упоминания имена многих новаторов производства, ударников военных лет, конструкторов и технологов, сборщиков и испытателей, станочников и литейщиков, рабочих и специалистов многих других профессий. Их трудовой вклад достойно вошел в героическую летопись Отечественной войны. Труд более 9 тыс. танкостроителей во время войны был отмечен высокими правительственными наградами.
Конструкторами танковых заводов за годы войны было разработано и изготовлено более 80 опытных образцов новых боевых машин.
Танковая промышленность за годы войны изготовила около 100 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок. Ведя отсчет выпуска танков со второго полугодия 1941 года и до конца первого полугодия 1945 года, советская танковая промышленность изготовила и передала на вооружение Красной Армии около 97, 7 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок.
В ознаменование выдающейся роли бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в годы минувшей войны, огромного вклада танковой промышленности в дело обеспечения советских войск первоклассной техникой, с честью выполнивших свой долг перед Родиной, в 1946 году был установлен всенародный праздник День танкиста.
4-я группа учащихся.
( слайд 28)“Артиллерия – бог войны”
Кому из немцев не было знакомо простое русское имя “Катюша”, наводившее на них ужас! А советские солдаты говорили о ней так:
( слайд 29)
Говорит пехота — чистая работа! Где ударит “Катя” — фрицу не пролезть.
Воевать охота, — говорит пехота, — раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьёт врагов на славу, впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву сыплет “Катя” щедрою рукой.
Голосок, что надо, он для нас отрада, а для немцев это замогильный бас.
Как услышат “Катю” — удирают гады, и бросают танки, прибавляют газ!
(С. Сёмин, “Песни, поднимавшие в атаку”, Тула, 1976 г.)
( слайд 30) В основе полёта снаряда лежит наука баллистика — комплекс физико-технических дисциплин, охватывающих теоретическое и экспериментальное исследование движения и конечного воздействия метаемых твердых тел — пуль, артиллерийских снарядов, ракет, авиационных бомб и космических летательных аппаратов. Разработка и проектирование видов и систем баллистического оружия основываются на применении математики, физики, химии и конструкторских достижений для решения многочисленных и сложных задач баллистики. Основателем современной баллистики принято считать Исаака Ньютона. Формулируя законы движения и рассчитывая траекторию материальной точки в пространстве, он опирался на математическую теорию динамики твердого тела, которую разработали немецкий учёный Иоганн Мюллер и итальянцы Фонтана и Галилео Галилей.
Задача баллистики состоит в расчете начальной скорости снаряда, максимального давления в стволе и зависимости давления от времени. Истоки баллистики теряются в древности. Прогресс в конструировании оружия привел к тому, что в наши дни артиллерийские орудия стреляют 90-килограммовыми снарядами на расстояния более 40 км, противотанковые снаряды способны пробивать стальную броню толщиной 50 см, а управляемые ракеты могут доставить исчисляемую в тоннах боевую нагрузку в любую точку земного шара.
На протяжении многих лет использовались разные способы ускорения метательных снарядов. Лук ускорял стрелу за счет энергии, запасенной в согнутом куске дерева; пружинами баллисты служили скручиваемые сухожилия животных. Были опробованы электромагнитная сила, сила пара, сжатого воздуха. Однако ни один из способов не был столь успешен, как сжигание горючих веществ.
( слайд 31)Реактивные артиллерийские миномёты обеспечивали мощный маневренный огонь, подавляли врага. Для улучшения этого оружия было создано КБ во главе с Владимиром Павловичем Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения.
Установка образца 1941 года – БМ-13, представляла собой ферму из 8 балок и 16 направляющих, на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Ферма монтировалась на грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов. Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными снарядами: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле, поэтому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжёлыми оружиями эти установки были гораздо подвижнее, менее габаритными, поэтому и могли монтироваться на грузовых автомобилях.
( слайд 32) Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша. Очевидцы вспоминают об этом так: “Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-чёрного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И всё это в какое-то мгновение. Уму непостижимо, что творилось в четырёх километрах от нас. Не то что там танки и машины – горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия”.
Враг любой ценой хотел раскрыть тайну нового оружия. Были назначены награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея “Катюш” попала под Смоленском в окружение и не смогла выйти из него, бойцы взорвали боевые установки. При этом многие, и сам капитан Флёров, погибли.
Новое оружие требовало доработки. Для увеличения дальности полёта учёные предложили удлинить заряд, использовать топливо с большей удельной теплоёмкостью сгорания. Нашли и причину разброса снарядов, так называемую “девиацию” — отклонение движущегося тела от заданного направления движения под влиянием внешних причин.
Это были моменты сил, возникающие под воздействием струи газа, вытекающего из сопла. Была разработана особая форма и оперение снарядов. Было также установлено, что прекрасный эффект даёт медленное вращение снаряда вокруг продольной оси во время полёта. В утолщённой части снаряда было сделано небольшое отверстие, через которое тонкой струйкой вытекали пороховые газы, возникавшая при этом реактивная сила и поворачивала снаряд. Кучность огня возросла при этом в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшилась в 7 раз!
В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В.П. Бармина было разработано и изготовлено 78 экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Вот лишь часть фамилий учёных – создателей реактивного оружия: Н.И. Тихомиров, В.А Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лантемак, И.Т. Клеймёнов, И.И. Гвай. Б.Н. Галковский, А.П. Павленко, А.С. Попов, Ю.Э. Эндек, В.А. Тимофеев, Л.Г. Лойцянский, С.А. Христианович, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон, Ф.Р. Гантмахер, А.Д., Надирадзе, Л.М. Левин, Н.Н. Кузнецов и многие другие. Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «Катюши»,
Под Москвой, за Курском и Орлом.
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победы боевой,
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой.
На фронтах она не унывала,
Пела песни громкие она,
Лишь тогда «Катюша» замолчала,
Как победой кончилась война.
(М.Исаковский).
5-я группа учащихся)
( слайд33) Подвиг учёных Ленинграда
В начале июля 1941 года группа ленинградских учёных обратилась с призывом: “Мы призываем вас, учёные Ленинграда, разрабатывать сейчас только те темы, которые необходимы делу обороны страны, которые принесут быструю, реальную пользу фронту, разрабатывать их дённо и нощно, не щадя сил и времени, с тем истинным энтузиазмом, на который способны советские учёные”. В ответ на этот призыв те, кто не ушёл на фронт, включились в работу над темами оборонного значения.
А потом наступила блокада. Возник вопрос об эвакуации учёных, но вывезти всех было невозможно. Было принято решение вывезти из блокадного Ленинграда 1100 научных сотрудников. Оставшиеся ни на минуту не уходили со своих постов. Круг проблем, разрабатываемых учёными, был широк. Учёные занимались составлением таблиц стрельбы из артиллерийских орудий, было налажено производство выпрямителей для военных целей, крупнейший специалист по теоретической механике и баллистике Б.Н. Окунев разработал капитальный труд “Основы баллистики”, 2 декабря 1941 года даже состоялся Учёный совет университета, на котором было заслушано два научных доклада, это заседание произвело на всех огромное, ободряющее впечатление. А в это время скудный суточный паёк хлеба был сокращён до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Ударили морозы, в январе 1942 года они доходили до -35° С, полностью замёрз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление, свет подавался на очень короткое время за сутки, остановился городской транспорт. Город подвергался жестоким бомбардировкам, но — жил, трудился! Вот как вспоминает то время один из учёных, переживших блокаду, профессор О.Л. Вайнштейн: “Надев на себя всё самое тёплое, что имеется под руками, вы отправляетесь на работу через кажущуюся бесконечной даль заснеженных пространств и площадей. Придя к цели, вы иногда застаёте самую неуютную картину. За ночь все стёкла выбиты воздушной волной от упавшей вблизи бомбы, по всему помещению свободно гуляет ветер. Вы читаете или слушаете лекцию в калошах и шубе с поднятым воротником. Писать вы можете только в рукавицах и карандашом, потому что чернила замёрзли. Часто вас ждёт ещё срочная работа в насквозь промёрзшей лаборатории или библиотеке, лекция в госпитале или другие обязанности, которые нужно выполнять во что бы то ни стало, не поддаваясь ни холоду, ни ощущению физической слабости, ни страху перед артиллерийским налётом.”
Подвиг ленинградцев в грозную пору Великой отечественной войны бессмертен. Девятисотдневная защита осаждённого города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая навсегда останется в памяти поколений.
Но в истории обороны Ленинграда и работе ленинградских учёных есть один эпизод, который связан с “Дорогой жизни”, как называли тоненькую нить, связывавшую Ленинград с “Большой землёй”. Этот эпизод – одно из самых выдающихся мест в её летописи.
( слайд 34) “Дорога жизни” была проложена по льду замёрзшего Ладожского озера. Это была автотрасса, от которой зависела жизнь осаждённого Ленинграда, она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых и хоть как-то завозить продовольствие, материалы, оружие. Но вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд, совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути с больными и истощёнными людьми, то есть, со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лёд.
Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института Павел Петрович Кобеко попросил поручить ему изучение этого вопроса. Он разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях и создал аппаратуру, которая позволяла регистрировать всё, что происходило со льдом под влиянием нагрузок, причём, делать это быстро и автоматически, ведь немцы передышек не давали.
Для изготовления установки были мобилизованы все работники Физтеха, кто ещё был в состоянии что-то делать. Но откуда взять материалы? Чтобы сделать станину установки, выкопали из-под снега подставку для ограды газонов. Четверо голодных, измождённых физтеховцев с огромным трудом приволокли её в институт. В ход пошли детали старых телеграфных аппаратов, для того, чтобы получить на это разрешение, Павел Петрович сам ездил на велосипеде за 10 км по зимнему Ленинграду на главпочтамт. Какие-то детали были изготовлены на институтских станках. Наконец, первая партия приборов была изготовлена и установлена вдоль всей дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, на ветру, в тридцатиградусную стужу, под обстрелом. А надо было изучить пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъёмность, изменение амплитуды ветровых колебаний, суточные колебания ледяной толщи и многое другое.
Но исследования помогли установить закономерность: степень деформации льда зависела от скорости движения транспорта – это был самый главный вывод. Самой опасной оказалась скорость, близкая к 35 км/ч. Большое значение имели сотрясения, которые возникали при встрече двух машин или при обгоне. Особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шёл со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны: в этом случае даже одна машина могла вызвать сильное раскачивание льда – гибельный резонанс.
На основе полученных данных учёные разработали правила безопасного движения по ледовой дороге, рассчитали допустимые скорости при движении с любым грузом. Таблицы и инструкции были размножены и неукоснительно использовались на всём фронте, ледовые аварии прекратились.
А в сентябре 1942 года инженеры Ленэнерго прорвали энергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередачи по дну Ладожского озера.
Эти и другие работы ленинградских учёных сыграла огромную роль в прорыве блокады и помогли выстоять Ленинграду.
6-я группа учащихся.
( слад 35) В партизанских лесах
Партизанская война – какой огромный вклад внесли партизаны в общее дело Победы! Находясь на оккупированных гитлеровцами территориях, порой, не имея даже элементарных условий для существования, партизаны наносили сокрушительные удары по врагу. А откуда брать оружие? Кругом фашисты! И тут помогали самодельные средства, которые легко было изготовить из того, что было под рукой. Как много значили научно-технические знания и творческая смекалка в условиях суровых партизанских будней! Вот когда люди поняли, что такое знания, которые всегда с тобой! Вот когда оценили подлинную ценность умения технически мыслить и изобретать! И таких людей среди партизан было немало.
( слайд 36) К линии фронта мчались воинские эшелоны, набитые техникой и фашистскими солдатами. Партизаны вели “рельсовую войну”, пуская под откос составы. срывая графики движения поездов. Но где брать взрывчатку, когда её запасы закончились? Партизаны стали действовать, вручную, ломами, гаечными ключами, различными рычагами разворачивая железнодорожное полотно. Но это требовало много времени и было связано с огромным риском попасться в плен или подставить под удар весь отряд. И тогда молодой путеец Тенгиз Шевгулидзе изобрёл рельсовый клин для установки на путях. При ударе о него мчавшийся поезд слетал с рельсов, а следом летели под откос вагоны и платформы. Изготавливать такие клинья стали на бывшей машинотракторной станции.
А командование уже поставило перед изобретателем новую задачу: нужны гранаты. Ночи напролёт, при тусклом свете коптилки, Шевгулидзе чертил варианты схемы гранаты, а с рассветом резать и сверлить куски водопроводной трубы для её корпуса. И не очень изящная на вид, но очень надёжная, граната была изготовлена, испытания превзошли все ожидания. Заработал подпольный завод. Всего было изготовлено более 7000 таких гранат, их хватило не только для своего, но и соседних отрядов и даже воинских соединений!
( слайд 37, 38) Очень помог бойцам невидимого фронта “партизанский котелок” созданный в разгар войны академиком Абрамом Фёдоровичем Иоффе. В этот котелок был вмонтирован простейший термогенератор, состоявший из нескольких десятков термопар из сурьмянистого цинка и константана. Одни спаи термопар находились с внешней стороны котелка, другие – внутри. В котелок наливали воду и помещали над костром. Внешние спаи нагревались, а внутренние имели температуру налитой воды. Разность температур была невелика, порядка 250-300? С, но её хватало для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков и радиоприёмников. Таким образом “котелки” обеспечивали партизанам радиосвязь.
Ведущий .
( слайд 39) Заключение.
Война, бушевавшая над планетой 6 лет, в ходе которой были убиты и ранены десятки миллионов человек, и раны от которой человечество ощущает на себе до сих пор, закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Советский народ спас мир от ужасов фашизма, спас народы от порабощения и уничтожения. Мы, внуки и потомки, должны помнить, какой ценой победа была завоёвана.
Память о всех замученных в концентрационных лагерях, погибших в сражениях, не выдержавших нечеловеческих условий в тылу призывает всех нас беречь мир как самую большую ценность на Земле.
А мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что сама история доказала, что Знания – сила!
Куда мне от памяти деться? Она мне заснуть не даёт.
И в памяти взрослого детство военной дорогой идёт.
Качается низкое небо, дымится холодный рассвет.
И падает, вскрикнув нелепо, мальчишка семнадцати лет.
Ни камня, ни бронзы, ни меди. Годам потеряется счёт.
Но писарь на службу к Победе навечно его занесёт.
О, память, как ты молчалива, строга и исполнена сил!
Печально склоняется ива у братских солдатских могил.
Мне верится. Хочется верить вот в этот спокойный рассвет.
Живое и сущее мерить мальчишкой, которого нет.
Над жизнью – суровой и грубой во имя победного дня –
Улыбкой его белозубой, навек озарившей меня.
Михаил Дудин.
Источники информации
1. Таборко В. Летопись Великой Отечественной войны. Москва, 1985 г.
2, Александров А.П. Славный путь советской науки. Техника – молодёжи, 1983 г.
3. Материалы журналов “Физика в школе”.
4. https://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/39
5. https://lori.ru/catalogue/139?fullbacktrace=1&page=766
6. https://svgklan.ucoz.ru/forum/9-206-1
7. https://www.pomnite-nas.ru/mshow.php?mshowPage=15
8. https://www.victory.mil.ru/lib/reel/01/042.jpg
9. https://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=119
10. https://rj.foto.radikal.ru/0708/f0/8b1a81c3c90d.jpg
11. https://www.diorama.ru/_img/content//gallery/571/photo.jpg
12. https://dic.academic.ru/pictures/bse/gif/0255468986.gif
13. https://www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/images/articles/avia/wings_profil
14.https://images.google.com/imgres?imgurl=https://www.aviation.ru/aon/1999/499/3_2499.gif&imgrefurl=https://w
15. https://sovnarkom.ru/BOOKS/MUHIN/VOINA_2/IMAGES/titul1.jpg
16. https://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/1917-14.jpg
17. https://fiz.1september.ru/2005/04/10-3.jpg
18. https://img.encyc.yandex.net/illustrations/bse/fullsize/02737/317250.jpg
19. https://www.ljplus.ru/img4/v/o/volg_vistex/internet-big.jpg
20. https://www.what-this.ru/science/planes_fly.php
21. https://www.9maya.ru/teacher/