Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
администрации Тимашевский район
улица Ленина, 19а посёлок Советский, Краснодарский край, Тимашевский район
тел. 88613037446, факс8861303744 Е-mail:school 14@tim/kubannet.ru
Конспект урока для 9 класса «Битва за Кавказ»
Предмет История
Класс 9
Желтова Надежда Александровна
Учитель истории и кубановедения
I категория.
Пояснительная записка
Желтова Надежда Александровна, учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №14
История 9 класс
Тема: Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ
Используемый УМК: 9 класс
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков «История России XX- начало XXI века» учебник
А.А.Зайцев, С.А.Лукьянов «Кубань в XX веке»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России 6-9 кл..программа общеобразовательных учреждений
Количество часов в неделю 2, в год 68
Характеристика класса: класс 9 а, число учащихся – 17, мальчиков — 4, девочек
Дети из семей со средним уровнем достатка и малообеспеченные, психологическая обстановка в классе благоприятная. По уровню развития дети неоднородны, есть право и левополушарые, аудиалов немного больше визуалы и кинестетики. Поэтому преобладающий вид деятельности в этом классе – показ и активное моделирование или представление материала. Тип урока – урок усвоения и закрепления новых знаний.
Цель урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ;
Задачи:
образовательная – определить место и значение битвы за Кавказ в коренном
переломе Великой Отечественной войны
развивающие – формирование универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении практической работы
воспитательные – формирование личностного восприятия исторических фактов и патриотизма
Оборудование: Карта “ Голубая линия «система оборонительных рубежей немецко-фашистских войск на Таманском полуострове к 9 сентября 1943 г.» книги: “Кубань в годы ВОВ. 1941-1945” Адм. Краснодарского края. Краснодар: периодика Кубани 2005.; “Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945” — Краснодар: ГУП “Печатный двор Кубани” 2000; в/ф “ Битва за Кавказ”; Интернет ресурсы.
Этапы урока
I. Активизация внимания. (2-3 мин.)
II. Актуализация знаний (5-6 мин.)
III. Конструрование новых знаний ( 15-16 мин.)
IV.Мозговой штурм (5-7 мин)
V. Выводы. (3-4 мин.)
VI. Домашнее задание (2-3 мин.)
Описание принципа действия проекта, рекомендации по использованию в работе.
Презентация урока «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ»
составлена с учетом требований, предъявляемых к уроку, и отражает основные принципы современной дидактики
1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают (воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают её, изучают новый материал. Выполняют практическую работу, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
2. Принцип непрерывности – все этапы работы взаимосвязаны.
3. Принцип мини-максимума: на уроке учащиеся получают представление о битве за Кавказ
на примере боёв местного значения в совхозе Красносельский, минимум отражён в
итоговом резюме.
4. Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают,
они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответст-
вует возрасту учащихся.
5. Принцип вариативности реализуется в проведении практической работы с технологичес-
кой картой, в адекватном принятии решения в ситуации выбора.
При использовании данной разработки слайды 5,7 можно заменить демонстрацией видеофрагмента о войне на Кавказе.
Предложенная для закрепления изученного практическая работа с технологической картой (написание, очерка, пулицистической статьи в газету) не представляет трудностей, потому что материал хорошо изучен.
Урок обеспечивает систему знаний и и закрепления их – задание предусматривают выбор соответствия.
Используемые технологии – Технология проблемно-модульного обучения, деятельностного подхода; методы – объснительно-иллюстративный, с применением информафионно-коммуникативных технологий, фронтальная беседа, частично-поисковый.
При подготовке к уроку использованы ЦОРы по истории
Интернет – ресурсы
www/proshcoly/ru
https://www.1tv.ru/news/polit/243543
https://video.yandex.ru/#!/search?text=карты великой отечественной
войны&where=all&filmId=YRhfxlG4PX0
https://yandex.ru/yandsearch?clid=1976873&win=90&lr=35&text
https://www.opoccuu.com/bitva-za-kavkaz.htm
https://www.youtube.com/v/sfG4T-KJ1Ag?hl=ru_RU&version=3
Рецензия
на урок истории в 9 классе по теме «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ» учителя истории и кубановедения
МБОУ СОШ №14 Желтовой Н.А.
Данный урок является региональным компонентом после изучения раздела «Великая Отечественная война»
Учитель владеет современными методиками и приемами: урок четко структурирован, выдержан, хороший темп урока, предложено достаточно наглядного материала: мультимедийная презентация, публицистическая литература, документальные источники.
Стремление подростков к деятельности реализовано при проведении практической работы с технологической картой.
Учитель творчески реализовала право на выбор методов работы.
План проведения урока и его презентация «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ» составлены с учетом требований, предъявляемых к уроку, и отражают основные принципы современной дидактики:
1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают (воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают её, изучают новый материал. Выполняют практическую работу, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
2. Принцип непрерывности – все этапы работы взаимосвязаны.
3. Принцип мини-максимума: на уроке учащиеся получают представление о битве за Кавказ
на примере боёв местного значения в совхозе Красносельский, минимум отражён в
итоговом резюме.
4. Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают,
они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответст-
вует возрасту учащихся.
5. Принцип вариативности реализуется в проведении практической работы с технологичес-
кой картой, в адекватном принятии решения в ситуации выбора.
Учащиеся в ходе урока выполняют ряд заданий, например воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают её, изучают новый материал. Выполняют практическую работу, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
Соблюдены принципы здоровье сберегающих технологий: этапы урока чередуются по видам деятельности, проведена тематическая физкультминутка.
Формируются надпредметные компетенции – учащиеся опираются на знания по истории и кубановедению.
На уроке создана деловая, творческая атмосфера, в кабинете соблюдены санитарно-гигиенические нормы. Проявляются познавательные интересы учащихся: дети увлевены уроком, стремятся принять участие в обсуждении вопросов, сосредоточены при выполнении практической работы.
Урок достиг цели, полученные знания соединены с развитием личности, способствуют превращению знаний в мировоззрение личности, которое накладывает отпечаток на деятельность человека.
Методист ЦРО Костенко И.В.
План- конспект проведения урока.
История. 9 класс
Тема: Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ
Используемый УМК: 9 класс
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков
«История России XX- начало XXI века» учебник
А.А.Зайцев, С.А.Лукьянов «Кубань в XX веке»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина программа
общеобразовательных учреждений
Цель урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ;
Задачи: образовательная – определить место и значение битвы за Кавказ в коренном
переломе Великой Отечественной войны
развивающие – формирование универсальных учебных действий стиля
сотрудничества при выполнении практической работы
воспитательные – формирование личностного восприятия исторических фактов и
патриотизма
Оборудование: Карта “ Голубая линия «система оборонительных рубежей немецко-фашистских войск на Таманском полуострове к 9 сентября 1943 г.» карте «Армавиро-Маикопская оборонительная операция 6-7 августа 1942 г.» книги: “Кубань в годы ВОВ. 1941-1945” Адм. Краснодарского края. Краснодар: периодика Кубани 2005.; “Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945” — Краснодар: ГУП “Печатный двор Кубани” 2000; в/ф “ Битва за Кавказ”; Интернет ресурсы.
Содержание урока
I. Активизация внимания. (2-3 мин.)
Учитель объявляет тему урока «Родной край в Великой Отечественной
войне. Битва за Кавказ» На экран выводится слайд №1. Учащиеся
записывают тетрадь число, тему. Учитель объясняет назначение
технологической карты, лежащей на столе у девятиклассников. Ребята по
ходу урока должны делать записи, важные и нужные для написания очерка
или публицистической статьи в газету к годовщине оккупации Тимашев-
ского района, п.Советский.
II. Актуализация знаний (7-8 мин.)
Слайд №2. Вспомним, как разворачивались события Великой Отечествен-
ной войны летом 1942года? (Рассказ по карте «Армавиро-Маикопская обо-
нительная операция 6-7 августа 1942 г.»Ученик по карте рассказывает о
событиях 1942 г.
Слайд №3 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
А)Работа с картой. Б) Дома ученик подготовил мини-проект о значении
Коренного перелома в ходе ВОВ, начатый под Сталинградом, а
завершен в ходе Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 г.). (план проекта)
В работе обращено внимание, что именно на плечи русского народа легла
основная тяжесть Великой Отечественной войны.
III. Конструирование новых знаний. (20 мин.)
Учитель: А коренному перелому предшествовала Битва за Кавказ, которая
длилась почти 15 месяцев.
Работа с таблицей » Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.»
Советские войска | Войска противника | Соотношение | |
Люди | 112 тыс. чел | 167 тыс. чел | 1:1,5 |
Орудия и минометы | 2,1 тыс. | 4,5 тыс. | 1:2,1 |
Танки | 121 | 1130 | 1:9,9 |
Самолеты | 130 | 1000 | 1:7,7 |
Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.
Для Кубани это было очень тяжёлое время.
Слайд Чтобы ясно представить картину боёв за освобождение
Краснодарского края, ребята из группы «Поиск» школьного музея 417
Сивашской Красно-знаменной ордена Суворова второй степени стрелковой
дивизии, расскажут нам о событиях, происходивших на территории
Краснодарского края Тимашевского района и бывшего совхоза «Красносель-
ский» во время этого периода.
( Первый период 25 июля — 31 декабря 1942 г. — оборонительные действия
советских войск. В конце июля немецкие войска начали наступление
на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Немецкие танко-
вые армии прорвали оборону советских войск, и вышли на оперативный
простор — в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной
группы сложилось критическое положение. В дивизиях 37-й армии
насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие приходилось по 10
снарядов, на миномет — по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял
управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары.
— Второй период начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. –
характеризуется наступательными операциями.)
Слайд №4. Научный консультант – ученик 11 класса, экскурсовод из
Группы «Поиск»школьного музея подробно рассказывает о событиях в
июле-августе 1942 года на территории Краснодарского края. Начало
оккупации
Он предлагает учащимся записать основные понятия и термины.
Оккупации, «Новый порядок», «Душегубки» Михезеева поляна.
По карте «Армавиро-Маикопская оборонительная операция 6-7 августа 1942
г». Учащийся рассказывает, что битва за Кавказ делится на два периода.
Первый период 25 июля — 31 декабря 1942 г. — оборонительные действия
советских войск. Второй период — наступательный — с января до октября
месяца 1943 г.).
слайд №5. 2-ой консультант рассказывает об оккупации, «Новом порядке»,
«Душегубках» Михезеевой поляне.
Слайд №6. 2-ой экскурсовод читает воспоминания санинструктора, Анны
Петровны Тодоренко-ветерана 417 Сивашской Краснознаменной ордена
Суворова второй степени стрелковой дивизии, Почетный гражданин поселка
Советского Тимашевского района и города Моздока, освободитель Кубани
рассказала: «Четыре месяца полк стоял в обороне, а 31 декабря 1942 года
пошел в наступление, форсировал Терек. Первым освободили Моздок, затем
Ставропольский край. Это были ворота на пути к Победе. Бойцы 417Сиваш-
ской дивизии вступили на кубанскую землю. Здесь шли ожесточённые бои за
каждую станицу. По трое суток бились за каждый населенный пункт:
Они бессмертным подвигом своим
Победное мгновение приблизили – продолжают читать ребята воспоминание
ветерана войны. Освобождение Кубани началось с января 1943 года. Анна
Петровна вспоминает: « Наша дивизия вступила на тимашевскую землю.
Февраль был снежим. Вражеские танки давили нас, разметало все на своем
пути. Особенно жестокие бои шли поселке Советском. Враг сопротивлялся,
уж очень ему нравилась кубанская земля. Тяжело вспоминать бой за поселок
и станицу Тимашевскую. Здесь погиб наш командир полка Василий Филонов,
кубанец Майборода, другие бойцы. А многим из нас было всего восемнад-
цать»:
В поселке Советском разведчики наши,
Их было тринадцать отважных ребят,
В братской могиле навечно уснули
Тринадцать героев, отважных солдат.
Это строчки из поэтической тетради, которую девушка-медсестра пронесла
сквозь пожарища войны.
Солдаты 417 –ой разминировали станицу Тимашевскую, и таблички «Мин
нет» были написаны их руками. Победа за поселок далась нелегко, но именно
из таких маленьких побед, которые называли «бои местного значения»
складывалась Великая победа.
Слайд №7.Ученик Прошло много лет, а ветеран войны, старожил нашего
поселка Миренкова Любовь Павловна со слезами на глазах вспоминает
февраль 1943 года. Это было время тяжелейшего противостояния и жестоких
боев. Гибли наши односельчане, спасали землю от фашистской нечести.
Наш поселок освобождала 417 стрелковая дивизия. Кровью и потом,
сантиметр за сантиметром, не щадя жизни, продвигались воины дивизии,
выгоняя немецких захватчиков с Кубани. В феврале 1943 года в поселке
Советском шли тяжелые кровопролитные бои. Для многих земля Кубани
стала последним пристанищем.
И как только со стороны Тимашевска появлялась темная точка – открывали
огонь. Мы поняли, что там уже наши и они идут к нам.. Радости и тревоги не
было конца».
(После интервью с Л.П.Миренковой учащимся предлагается сделать
дыхательную гимнастику как для солдат, осчастливленных победой.)
Слайд 8. Рассказ о Военном школьном музее 417 Сивашской Краснознамен-
ной ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии и её руководителе
Н.В.Рябчиковой, которая вложила много сил в открытие музея. Продолжает
тему «Битва за Кавказ» Нина Венедиктовна вместе с ребятами ведет
переписку с родными солдат, погибших на нашей кубанской земле. В 2009
году к мемориалу приехал из Дагестана сын погибшего солдата 417 дивизии.
Семья Якуба Юносовича Якубова считала его пропавшим без вести. Благодаря
стараниям руководителя музея и ребят увели горсточку кубанской земли в
далекий дагестанский аул.
Слайд №9. Консультант-экскурсовод рассказывает о мемореале в п. Советс-
ком, расположенном в центре поселка, где захоронены останки воинов, защи-
щавших совхоз Красносельский. История мемориала уходит в далекий 1953
год. Сначала это был памятник –постамент, на котором возвышалась фигура
солдата с плащ-палаткой через плечо и автоматом наперевес. Это был памят-
ник воинам-освободителям. А так как на территории совхоза были могилы
неизвестных солдат, решили всех захоронить в одно месте. Вокруг памятника
шумят деревья, не дают забыть те страшные бои, происходившие на этом
месте. И березки, склонившись у плиты, где захоронены неизвестные солдаты.
IV. Мозговой штурм (5-7 мин.)
(учащимся предлагаю разделиться на три группы.
Объединить материал, собранный во время урока,
Обсудить черновик работы…
-Школьный музей
-Мемориал. Мы низко кланяемся Вам,
К могилам Вашим припадая,
-Бои местного значения, их роль в истории Великой Отечественной войны
V.Выводы: (3-4 мин.)
Каждая группа делает свой вывод, соответственно выбранной теме.
Вывод по теме урока: учитель предлагает сделать ребятам, которые выбрали тему
для очерка «Бои местного значения, их роль в истории Великой Отечественной
войны» у карты «Битва за Кавказ». Предполагаемый ответ: «Бои местного значения
обеспечили победу битвы за Кавказ, а битва за Кавказ стала воротами к Великой
победе.»
Оценки за устные ответы, работу на уроке с комментариями
VI. Домащнее задание. Написать сочинение на публицистическую тему
Приложение
Технологическая карта «Битва за Кавказ. Бои местного значения.
Научный консультант (учитель истории) | Участники боев за освобождение п.Советский, и жители п.Советский, свидетели тех событий | |
1.Что вы узнали об этом периоде войны из учебника по истории России, из учебника кубановедения.
| 2.Что почерпнули из рассказов научныхт консуль-тантов из группы «Поиск» | 3.Чем помогли воспоминания участников сражений и очевидцев событий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|