Урок по теме: «Общественная и духовная жизнь Советского общества: от застоя к перестройке». 9 класс (история России)
Цель: показать двойственный характер культуры советского общества в период «застоя»
Задачи урока:
— сформировать представление о жизни людей в этот период
— показать идеологическое давление и сущность отношений между творческой интеллигенцией и руководителями страны
— осознать противоречия этого общества
— доказать необходимость перемен
План урока.
1.Кризис официальной идеологии.
2.Движение диссидентов.
3.Борьба с «Буржуазной культурой».
4.Развитие художественной культуры.
5.Система образования.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Определение цели, задач урока. Вступительное слово учителя (слайд 1-3).
II. Кризис официальной идеологии.
Зарождения кризисных явлений в 60-70-е г.г. отчетливо не были видны. Советская пропаганда в СМИ провозглашала преимущество «социалистического» строя над капиталистическим. Демонстрировались успехи, достижения социалистической системы (космос, ВПК, квартиры, путевки). Жизнь реально подтверждала эти факты. Со временем, разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен, и власти выдвинули новую концепцию — «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии (слайд 4).
III. Движение диссидентов.
В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции — объединения социализма и капитализма (слайд 5)
Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г. диссиденты выступили в защиту А.Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г. возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю.Орловым. В 1975 г. капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой». За измену Родине он был расстрелян (слайд 6).
IV. Борьба с «Буржуазной культурой».
В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния»
1
Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зарубежных авторов, отменялись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов (слайд 7). Люди как чуткий барометр реагировали на недостатки общественной жизни. Отсюда и появление множества анекдотов о той эпохе (приводятся анекдоты) и магазинов «Березка» — символа отражения противоречий.
V. Развитие художественной культуры.
Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины» — отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем (слайд 8). В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С.Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремоф, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Ле-бедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др.(слайд 9). В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали за границу — В.Аксенов, А.Солженицин, И.Бродский, А.Тарковский, М.Растропович, Г.Вишневская и т.д.
Советский балет, ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М.Лиепой, Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Году-нов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В.Атланотовым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б.Штоколовым. Архитектурные достижения были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. (слайд 10). Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра — Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого, Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов — В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Люди по-разному реагировали на пороки общественной жизни. Чаще обсуждали в семье, реже – с друзьями. И совсем редко — в полный рост. Боялись! В.Высоцкий поднялся в полный рост. Вопрос к классу: Знаете ли вы В.Высоцкого? Рассказ ученика о поэте и певце. Зачитываем строки из его стихотворения «Песня о Земле» (приложение 1,2). Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л.Лещенко, М.Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С.Ротару, Э. Хиль (слайд 11).
VI. Система образования.
А теперь мы с вами перенесемся в школу периода «застоя». Звучит песня «Чему учат в школе» (слайд12). В системе образование, как и в других сферах общественной жизни, существовал идеологический нажим. Отсутствие альтернативных учебников мешало развитию человека, способного свободно мыслить. Приводится пример наказа выпускнику. Тем, не менее власти по-своему пытаются развивать систему образования. В 1974 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. Вопросы к классу:
1. Каковы были цели школьного образования?
2. Смог ли человек в таких условиях самореализоваться?
3. Какой социальный заказ был тогда, и каков сегодня?
4. Что требуется от вас сегодня? Какими необходимо быть вам сегодня?
VII. Закрепление материала.
Учащиеся приводят доказательства двойственного характера советской культуры в период «застоя». Выполняем проверочный тест (слайд 13).
Домашнее задание: пар.45, анкета для родителей (прил.3).
2
Приложение №1 (к уроку: «Общественная и духовная жизнь Советского общества: от застоя к перестройке»).
Владимир Семенович Высоцкий – (1939-1980) – поэт, актер, автор и исполнитель песен собственного сочинения. Родился в Москве в семье военного. Детство прошло в Москве, Германии, где отец служил. На Большом каретном прошли годы его отрочества, здесь он учился в средней школе, здесь познал жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих будущих песен. Тяга к сочинительству у Высоцкого стала проявляться очень рано – еще в школе. Круг интересов него был широк: он читал историческую литературу, в 10 классе начал посещать драмкружок в Доме учителя. Поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Сдав первую сессию – бросил. Поступил в школу-студию МХАТ. Так началось его творчество. Особое место занимает цикл талантливо стилизованных «блатных» песен (более 600 в сборнике «Нерв»). Много снимался в кино. Был актером Московского драмтеатра на Таганке. Трижды женат. Два сына пошли по его стопам. В 1970 г. женился на французской актрисе М. Влади, рассказавшей о Высоцком в книге «Владимир, или Прерванный полет» (1989).
Приложение №2.
«Песня о Земле»
Кто сказал: — Все сгорело дотла,
Больше в Землю не бросить семя?!
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет! – она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпнуть моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет! – она почернела от горя.
Как разрезы траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обгаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет! – она затаилась на время.
Приложение №3
Анкета для родителей.
1. Где и кем работали (учились) ваши родители в 70-80- гг.? Каких успехов достигли?
2. В каких условиях жили ваши семьи в эти годы?
3. Как проходил урок истории? Чем он отличался от современного?
4. Были ваши родители комсомольцами? Чем они мотивировали этот шаг?
5. Каково было отношение ваших родителей к Л.И.Брежневу как к политическому деятелю? Какие анекдоты ходили о нем?
6. Какие телепередачи, фильмы, эстрадные программы, артисты были популярны?