Тема урока: «Жители Российского государства».
1. Знатные люди. В эпоху создания централизованного государства в русском обществе многое изменилось. Складывались большие группы людей – сословия. Самым знатным из них было сословие крупных вотчинников – служилых князей и бояр – родовитая знать.
Высший слой аристократии — удельные князья, обладавшие всей полнотой власти в своих уделах. Эти представители знати претендовали на то, чтобы занимать руководящие позиции в государстве. Чтобы ограничить их самостоятельность, не упустить из рук земель, московский государь запрещал служилым князьям продавать свои владения. Не очень-то допускал он их к важнейшим государственным делам.
Гораздо большую роль в них играло московское родовитое боярство. Это были члены семей, на которые издавна опирались московские князья, усиливая свою власть. Бояре – опора великого князя, они составляли Боярскую думу. Союз великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии. Боярская дума не ограничивала власть государя, она была совещательным органом. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской думы.
Князья и бояре гордились своим отличием от простонародья и всячески это подчёркивали. Жили в высоких хоромах с «росписными теремами», одевались в платья из шёлка и бархата, ели на золотой, серебряной и стеклянной (в то время очень редкой) посуде. Занятия физическим трудом были не в чести у родовой знати. Не случайно в моду вошла одежда, в которой можно было двигаться только «степенно» — неторопливо, с достоинством, без резких движений. «Работать спустя рукава».
Залогом сильной центральной власти, расширения границ была армия. Но сил, которые могли выставить хозяева вотчинных владений, недоставало.
Стремясь создать боеспособную армию, московские князья стали со временем всё больше опираться на войска, в которых служили дворяне. Это были как представители знатных, порой потерявших свои владения, родов, так и совсем простые люди. Среди служилых людей могли оказаться даже самые обычные слуги великих князей – конюхи, псари, ключники. За военную службу государство давало дворянам земли, населённые крестьянами. Например, после присоединения Новгорода к Москве более тысячи новгородских бояр и купцов потеряли свои прежние владения. Они были переданы московским служилым людям.
Государство, как говорили тогда, «испомещало» дворян на земле, поэтому новых землевладельцев стали называть помещиками. По первому зову государя они обязаны были оставить свои усадьбы и явиться в войско, имея коня, всё необходимое оружие и доспехи, а также отряд воинов. Поместья запрещалось продавать, передавать наследникам. Земля помещиков могла быть отнята в любую минуту, поэтому они должны были верой и правдой служить ему и добиваться его расположения.
В положении родовой знати – служилых князей и боярства – и дворян было много общего. И те, и другие не считались полноправными собственниками своих владений – хозяином земли в государстве был великий князь. Землевладельцы находились у него на службе. Сами они урожай не собирали и коров не пасли – занимались военным делом и государственным управлением. Но при этом помещик, в отличие от вотчинника, прекращая службу, терял и землю. К тому же родовитая знать, в отличие от дворян, играла в государственных делах гораздо более видную роль.
2. Духовенство. В эпоху образования Российского государства большинство представителей ещё одного сословия – духовенства – поддерживало московских князей, стремившихся объединить страну. Церковь помогла Ивану III успешно решить эту важную историческую задачу. Само духовенство делилось на приходских священников, монахов, церковных иерархов (епископов, митрополитов).
Духовенство было неоднородно. Его низшие слои – приходские священники (попы и диаконы) – были близки к своим прихожанам: они выбирались приходом (часто из простых горожан и земледельцев), жили на его доходы, заводили семью. Обособленной группой было монашество. Монашеские обеты мог дать любой человек, если его принимал монастырь и настоятель (игумен) совершал над ним обряд пострижения. Именно из монашеской среды, как правило, выбирались высшие церковные иерархи (епископы и митрополит). При этом многие из них были представителями знатных княжеских и боярских родов.
Многие представители духовенства отстаивали идеалы отречения от жизненных благ. Они призывали церковь (епископов, монастыри) отказаться от земельных владений, называя их «яд смертоносный». Этих людей заботила мысль о духовном совершенствовании человека. Самым видным из них был Нил Сорский – основатель монастыря на далёкой северной реке Соре. В молодости он жил в Москве и занимался переписыванием церковных книг.
Нила Сорского поддержал поначалу Иван III. Если бы церковные земли перешли к государству, князь увеличил бы свои владения. Значит, он укрепил бы армию и свою власть – ведь часть земель можно было раздать помещикам.
Но далеко не все представители церкви были готовы расстаться с земельными владениями. Их возглавил основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Он говорил о превосходстве церковной власти над княжеской. Иосиф считал, что богатства церкви нужно сохранять и преумножать, чтобы использовать их для строительства храмов, распространения грамотности, помощи больным и бедным. Он призывал также безжалостно расправляться с еретиками – прибегать к «рати и ножу».
Большинство церковных руководителей оказалось на стороне Иосифа. Сам он признал верховенство княжеской власти и стал говорить, что государь «подобен вышнему Богу». Поэтому Иван III склонился на сторону Иосифа – поддержал церковное землевладение.
В Российском государстве высшее духовенство и монастыри сохранили свои земельные богатства.
3. Горожане. В эпоху образования Российского государства росли города и находившиеся возле крепостных стен торгово-ремесленные посады. Увеличивалось городское население. Особенностью жизни посадских людей было то, что многие из них занимались и сельским трудом. Внутри города между ремесленными слободами и торговыми площадями находились пашни, огороды. По утрам со дворов на пригородные луга выгоняли коров и коз. Вдоль заборов расхаживали куры и гуси.
Разные группы горожан сильно отличались по своему положению. Почти все посады и отдельные слободы располагались на чёрных землях. Их жители несли повинности – тягло в пользу великого князя, то есть государства. Они платили налоги и выполняли некоторые работы (строительство крепостных стен, подвоз провианта армии).
При этом над основной массой тяглого посадского населения резко возвышались богатые купцы. Торговля приносила сказочные доходы.
Некоторыми ремесленными слободами владели монастыри, бояре. Их жители несли повинности в пользу своих владельцев, а не в пользу государства. Они были как бы «обелены» — освобождены от тягла, за что их поселения называли «белыми слободами».
4. Крестьяне. Основную массу населения Российского государства составляли простые крестьяне. Крестьяне, жившие на государевой (черной) земле, назывались «черносошными». Они платили налоги государству. Черносошным крестьянам жилось легче, чем частновладельческим, так как они выполняли тяжелые повинности в пользу вотчинников и помещиков. Нуждаясь в военных слугах, государство всё больше чёрных земель раздавало дворянам-помещикам. Став владельческими, местные крестьяне должны были теперь нести повинности в пользу новых хозяев. Прежде всего, в усадьбу помещика свозили натуральный оброк – часть собранных хлебов, приплода от скота и домашней птицы. Но дворянину для приобретения коня и оружия нужны были деньги – он требовал также уплаты денежного оброка.
В вотчинах и поместьях земля делилась на владение крестьянской соседской общины и собственно хозяйское, «барское», поле. Обработка этой земли являлась повинностью крестьян. Так появляется барщина – несколько дней в неделю крестьянин обрабатывает хозяйскую землю.
Крестьяне по-прежнему сохраняли право переходить с одного земельного владения на другое, меняя хозяина. По обычаю, такие переселения проходили осенью, после окончания полевых работ. Судебник 1497 года установил единый для всей страны срок перехода – за неделю до Юрьева дня (праздник святого Георгия – 26 ноября) и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить хозяину за проживание на его земле (пожилое). Тем самым была ограничена свобода земледельцев, начался процесс их прикрепления к земле.
Многие из крестьян в поисках лучшей жизни устремились на южные и восточные границы страны.
5. Казаки. Перебравшись за «засечные черты» на Великий Дон или Волгу, они считали себя свободными людьми – «казаками». Здесь, на «ничьей земле» между Московским государством, Великим княжеством Литовским и осколками Золотой Орды, их уже не могли достать ни помещики, ни государевы дьяки.
Переселенцы, осваивая новые территории, занимались рыболовством, охотой, хлебопашеством. Но чаще всего, собираясь в отряды, они совершали набеги на земли соседних государств – захватывали торговые караваны, освобождали пленников. Во главе отрядов вольных казаков вставали выбранные на вечевых сходах атаманы. Некоторые атаманы поступали на военную службу к Российскому государству – их отряды охраняли границы от разорительных набегов степняков. Таких казаков называли служилыми. Так формировалось казачество – новое сословие российского общества.
Д.з. подготовка к контрольной работе. § 9-22.