Конспект урока на тему «Блокада Ленинграда»

Конспект урока окружающего мира.

Учитель Сграбилова И.П.


Тема урока:


« Блокада Ленинграда»


Цель урока: углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, способствовать развитию чувства, сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые дни блокады, развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.


Оборудование: рисунки учащихся, выставка книг о блокаде Ленинграда, плакат «Урок Мужества», таблицы дат и исторических событий (для теста), слайды, метроном, диск с песней «Священная война», фотографии земляков – участников блокады и участников прорыва блокады, словарь русского языка, т.1



Ход урока.

  1. Орг. момент.

— Сегодня нам предстоит познакомиться с теми событиями, которые произошли в нашей стране 70 лет назад. Внимательно слушайте, думайте, решайте, каким было прошлое нашей Родины.

Эпиграфом нашего урока будут слова: «Народ, не помнящий своего прошлого, обречён на его повторение».

— Начнём наш урок с повторения пройденного.

Тест по историческим датам.


Невская битва 1380 г.

Ледовое побоище 1240г.

Куликовская битва 1242г.

Отечественная война 1812г.

1941 – 1945г.

Соотнесите историческое событие с тем годом, когда оно произошло. (Работа выполняется у доски и самостоятельно на раздаточных карточках)

— С кем воевала Русь в эти годы?

( Проверка с помощью светофоров.)

Вывод: Да, на нашу Родину много раз нападали враги, пытались захватить её.

— чем же заканчивались эти битвы?

— что вы можете сказать о дате 1941 – 1945 годы?

— Кто напал на нашу страну?

2. Сообщение темы нового раздела.

— Сегодня мы с вами начинаем изучать большой и очень важный для нашей Родины исторический период – период Вов 1941 – 1945 годов.

Начиная с 1 класса, мы с вами много говорили о Вов. Свои знания вы отразили в рисунках. (Показ выставки рисунков.)

  1. Вступительная беседа.

Звучит песня « Священная война».

— Гитлер стремился покорить весь мир. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты, без объявления войны напали на нашу Родину. Началась Вов, которая продолжалась долгих 4 года.

— ребята, а почему эту войну назвали Великой? Об этом расскажет…

— А как вы думаете, почему эту войну назвали ещё и Отечественной?

Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей столицу нашей Родины – Москву, а также город, который называют второй столицей России – это крупнейший научный и культурный центр нашей страны, где сосредоточены прекрасные архитектурные памятники и ассамблеи – г. Ленинград, ныне Санкт – Петербург. Завершить войну Гитлер рассчитывал несколько дней.

8Сентября 1941 года враг, подойдя к Ленинграду, окружил его. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа германских вооружённых сил от 22сентября 1941 года «О будущности Петербурга» (Слайд №1)

4.Сообщение темы и цели урока.

— Наш сегодняшний урок посвящается героизму и мужеству жителей защитников Ленинграда.

5. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

— Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командовании бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 150 самолётов.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. (Слайд №2)

— Кто знает, что такое блокада?

— Обратимся к Словарю русского языка. Прочитаем значение слова «блокада»

— Итак, город был окружён, взят в «кольцо». Из него невозможно было выехать, ни въехать. Были отрезаны все связи с внешним миром.

(Запись даты – 8сентября 1941года – начало блокады Ленинграда)

— Убедившись, что штурмом город не взять, немецко-фашистское командование решило начать его планомерную осаду. В ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда», в которых говорилось… (Слайд №3)

— Посмотрите несколько кадров из тех грозных дней жизни Ленинграда.

— 8 сентября 1941 года – первый налёт фашистских бомбардировщиков на город. Горят продовольственные склады (Слайд №4)

— А здесь мы видим самую большую библиотеку города – Книжную палату после бомбёжки. (Слайд №5)

— Послушайте стихотворение Прокофьева, в котором он описывает те дни начала блокады. (Читает ученик)

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Единственное, на чём сосредоточили ленинградцы свои мысли – отстоять город, разбить врага и уничтожить. Все от мала до велика, встали на защиту своего города. (Слайд №6)

— На следующем слайде вы видите строительство оборонительных сооружений под Ленинградом.

— Это окраины Ленинграда. Они стали огневыми позициями для тяжёлой артиллерии. (Слайд №7)

— На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение. (Слайд №8)

Благодаря героизму наших воинов и отваге партизан, фашисты не смогли ворваться в город. Но из – за ежедневных обстрелов и бомбёжки гибли женщины, старики, дети. (Слайд №9)

— На экране вы видите жертв вражеского обстрела.

— На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна» (Слайд №10)

-В перерывах между обстрелами, бомбёжками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, чёткий, как приказ, стук метронома. Вот как он выглядит и работает. (Показ прибора)

Стих. читает ученик.

— К Ленинграду были отрезаны все дороги. С каждым днём таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы выдачи хлеба жителям города.

(Показ хлебной карточки) (Слайд №11)

— На экране вы видите блокадную пайку хлеба (Слайд №12)

Рассматривание слайдов № 13, 14, 15, 16, 17.

22 ноября 1941года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Вплоть до 13 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненноважные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорогая!

Народ очень точно назвал её «Дорога жизни».

Наступил январь 1943 года. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ прорвать блокаду.

12января 1943 года началось сражение.

13 января ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо – Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости.

18января 1943года произошёл прорыв блокады.

Окончательно сняли блокаду через год.

27января 1944года — снятие блокады.

В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград.

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют,

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

— Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища…(«Слайд №19»)

9мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище. (Слайд №20). Семьями придут и в одиночку, старые и молодые. Они положат на братские могилы цветы, а некоторые-конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там. Вечная им память!

Вечная Слава Героям! Вечная слава! Вечная Слава!

Но зачем она им, эта слав – мёртвым? Для чего она им, эта слав – павшим? Всё живое спасшим, себя не спасшим.

— Давайте почтим светлую память воинов, жителей Ленинграда, отстоявших свой город и не доживших до наших дней, минутой молчания. (Звучит метроном)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8мая 1965года «За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Ленинграда… (Слайд № 21)

— Ленинград, как и многие города, стал Городом – героем.

— А сейчас мне хотелось бы показать вам фотографии наших земляков. Некоторые из них были в те блокадные годы в Ленинграде и переживали вместе с ленинградцами то тяжёлое время, другие – были участниками прорыва блокады. (Слайды №22, 23, 24)

6. Итог урока.

— Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.

— Почему врагу не удалось захватить Ленинград?

— О блокаде Ленинграда вы можете подробнее узнать из книг, которых много в библиотеках. Некоторые из них представлены на нашей выставке. Я думаю, что этот урок вам запомнится надолго.

9мая мы все вместе пойдём к мемориалу, возложим цветы к Вечному огню и почтим память героев Вов. Ведь недаром эпиграфом нашего урока были слова «Народ, не помнящий своего прошлого, обречён на его повторение»

7. Домашнее задание.

— У кого ещё живы родственники – участники Вов, расспросите их о том, как они воевали и приготовьте рассказ к следующему урока истории.







Свежие документы:  Диагностическая работа по истории 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: