Конспект урока на тему «Декабрьские события 1986 г. в г.Алматы»

Тема: Декабрьские события 1986 г. в г.Алматы


Цель урока: Охарактеризовать Декабрьские события 1986 г.

в г.Алматы.


Задачи:

  1. Образовательная: Сформировать понятие у учащихся о причинах, поводе и ходе декабрьских событий 1986 г. в г.Алматы.

  2. Воспитательная: Воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей Родине, чувства гражданского долга, ответственности перед будущим.Сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории.

  3. Развивающая: Формировать умения анализировать, работать с текстом из дополнительной литературы, который может стать основой для организации дискуссии и позволит аргументировано, с привлечением фактов, отстаивать свою позицию.


Тип урока: изучение нового материала


Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый


Оборудование, наглядность: интерактивная доска, портреты исторических личностей



Ход урока

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть ваши добрые глаза, улыбающиеся лица, потому что я рада каждой встрече с вами. Зная, как вы внимательны и активны, я готова начать нашу работу с вами. У нас все получится. Ребята, сегодня у нас гости, это мои коллеги. Они пришли сегодня поддержать меня и разделить вместе с вами успех нашего урока. Ваш успех – это и мой успех!


Изучение нового материала:

Ребята, сегодня на уроке мы изучим один из важнейших событии в истории нашей страны, которое оставило неизгладимый след в сердцах казахстанцев. Итак, сейчас мы все вместе посмотрим видеосюжет, после которого вы мне скажите о каком событии идет речь.

Видеосюжет

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком событии пойдет речь сегодня на уроке?

Запись в тетрадях темы урока «Декабрьские события 1986 года в Алматы»


Вопрос: Что вы знаете о декабрьских событиях 1986 года в г.Алма –Ате?

Индивидуальная работа, запись в тетрадях (1 мин.)

Учитель: А теперь скажите и запишите на доске ассоциации, которые у вас возникли. Правило: не повторяться! (5 мин)

Алма-Ата

Декабрьские события 1986 г.

Молодежь Репрессии


Кунаев Д.А 1986год


Тюрьма К.Рыскулбеков

Собаки М.С.Горбачев



саперн. лопаты


Учитель:

«Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый народ ответственен перед своей историей». Эти слова, написанные великим Абу Насыр Алъ-Фараби, актуальны и сегодня. Период «детства», формирования и становления пережил каждый народ по-своему.

История Казахстана в период перестройки — это поворот от тоталитаризма к демократии, к новому мышлению (провозглашен и осуществлен принцип политического плюрализма). Политический плюрализм — множественность мнений, ликвидация одномыслия, ликвидация исключительных прав Москвы. Ликвидация исключительных прав Москвы и представляла собой самую большую сложность, которую ощутили на себе казахстанцы.

1986 год начался с большой критики в центральной прессе положения дел в Казахстане. 15 декабря из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г. Разумовский, которого сопровождал первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. Стало ясно: будут перемены. Они свершились 16 декабря.


Учитель: Что мы должны изучить по декабрьским событиям 1986 г. в г. Алматы?

Ответы учащихся: Повод, причины, характер, движущие силы, ход событий, последствия

(работа с текстом)


Группа «Историки» характеризуя два источника определяют повод для декабрьских событий

Ученик:

1 источник

Старт декабрьским событиям дал состоявшийся 16 декабря 1986 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана, который освободил от должности первого секретаря Д. А. Кунаева и предложил для избрания Колбина Г. В. на эту должность. С этим предложением от имени Политбюро выступил секретарь ЦК КПСС Г. П. Разумовский.

Избрание Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило использовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую ступень карьеры». (Алма-Ата. 1986 г. Декабрь.Алма-Ата. 1991, с. 18-19).

Ученик:

2 источник

16 декабря 1986 года на Пленуме ЦК Компартии Казахстана, причем в нарушение всего, Г. Колбин не был принят на учет ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма-Ате, и он становится назначенным из Кремля нашим политлидером. И все это на фоне деклараций М.С. Горбачева о новом мышлении, об отказе от насилия над республиками, о праве всех и каждого иметь свое мнение, поступать так, как он волен.

…Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста (Ахметова Л. Патриотизм в ракурсе истории.Алма-ты. 1996., с. 192- 193).

Заполнение кластера(повод)

Группа «Аналитики» определяют причины декабрьских событий, обсудив следующие материалы (7 мин):

Ученик:

1 источник

В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, социальных и экономических причин. Исторические параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая в принципе без изменений продолжалась в эпоху СССР, когда командно-административными методами значительная часть внутренних дел республики регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя — это своеобразный детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.

Выступления явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей — вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Под общей редакцией А.Б. Гали, Ж. Касымбаева — Алматы, 2003, с. 489).

Ученик:

2 источник

А вот вторая причина, кстати, более конкретная и приземленная. Все это время как бы остается в тени. В августе 1986 года была объявлена кампания по борьбе с нетрудовыми доходами, а в октябре того же года, т.е. в традиционные сроки заключения массовых соглашений по найму частных квартир и углов на предстоящий год, она бумерангом ударила по аульной молодежи в столице. Потому что койко-местами в общежитиях Алматы обычно охватывалось лишь две трети этого контингента, а остававшаяся треть зависела от квартиродателей. Той злополучной осенью ретивые исполнители из органов власти аккурат к возвращению массы иногородних студентов и рабочих с каникул и отпусков успели вогнать в прострацию рынок частного жилья. Тысячи людей остались на улице в период стремительно набирающих силу холодов. Запуганные правоохранительными органами потенциальные квартиродатели захлопывали перед их носом свои двери. Административные инстанции игнорировали эту социальную проблему, и это несмотря на то, что ее неоднократно поднимала на своих страницах пресса».

Заполнение кластера(причины)

Ученик из группы «Историки»:

С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации. Их опорой была сила, а не разум и добрая воля,

Наше время — время перемен, но не меняется мечта человека о свободе, о достойной жизни. С ними и вышла казахская молодежь на главную площадь республики 17 декабря 1986 года, требуя объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.

По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация начала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, новые власти Казахстана вновь прибегли к террору и репрессиям. 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск.

Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

Заполнение кластера(характер, ход, движущие силы)


Учитель: Каковы же последствия декабрьских событий 1986 г?


Выступление ученика из группы «Аналитики» с информацией о последствиях:

Ученик :

Последствия:

По приказу правительства был создан секретный оперативный план «Метель-86». Согласно плану декабрьские события предполагалось комментировать как криминал или проявление национализма и должно было быть подавлено. Позже документы о плане «Метель» были уничтожены.

Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.

Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабилитированы). Из них приговорены 2 человека — к расстрелу, 83 человека — к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.

• 52 человека были исключены из состава партий;

• 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ;

• 1138 человек получили комсомольские взыскания;

• 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности;

• 271 студентов отчислены из учебных заведений;

• 1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек — с министерств здравоохранения и транспорта.

Жертвы декабрьских событий:

В дни декабрьских событий погибли три человека — инженер телецентра Савицкий, студент энергетического института Спатаев и контролер автопарка Аристов.

К жертвам событий с полным основанием можно отнести и гибель еще трех молодых людей, по официальной версии покончивших жизнь самоубийством:

— Асанова Ляззат, 16 лет, студентка Алма-Атинского музыкального училища — бросилась с крыши здания, предпочтя смерть уголовной ответственности по статье 65 УК КазССР;

— Мухамеджанова Сабира, 16 лет, студентка Усть-Каменогорского педагогического училища — выбросилась из окна после очередной «проработки» сотрудниками КГБ;

— Рыскулбеков Кайрат, 22 года, студент Алма-Атинского архитектурно-строительного института — приговоренный к высшей мере наказания, помилован с заменой казни 20-летним заключением, обнаружен висящим в петле в пересылочной тюрьме г. Семипалатинска.

Заполнение кластера(последствия)


По ходу изучения новой темы на плакате заполняется кластер и проводится запись в тетрадях




Декабрьские события 1986 г.

повод



ход событии

характер

причины

последствия

движущие силы











Учитель:

А сейчас мне бы хотелось более подробно остановиться на судьбе Кайрата Рыскулбекова. Ученики подготовили небольшую сценку о последних месяцах жизни Кайрата.

Сценка

Ученик:

Кайрат Рыскулбеков, один из двух демонстрантов (второй – Мырзагали Абдикулов), которых ожидал смертный приговор, еще не подозревал, какая судьба ему уготована. Он был задержан в первый день Нового года, когда жители столицы продолжали отмечать праздник.

Из письма Кайрата Рыскулбекова:

Ученик (в роли Кайрата):

«…Да, не стану скрывать от вас, 18 декабря 1986 года я ходил на Площадь… Тому меня побудили: во-первых, желание увидеть собственными глазами, что же там такое происходит. Во-вторых, решимость выполнить долг гражданина и мужчины-защитника, если подтвердятся разговоры о том, что солдаты и милиционеры безжалостно избивают молоденьких казахских девушек. Это подтвердилось. И я по мере своих сил старался защищать девушек. Что правда, то правда. Однако, Бог тому свидетель, никого не убивал. Совершить такое — выше моих сил, возможностей. Никогда и ни при каких обстоятельствах я не смог бы пойти на это. Да, было дело, ударил несколько раз милиционера за то, что он таскал за волосы и избивал изуверски какую-то девушку. Но этот человек по сей день жив — здоров, ничего такого с ним не случилось. На том исчерпывается все мое преступление…».

Ученик: Встать! Суд идет!

Ученик (в роли судьи): Именем Казахской Советской Социалистической Республики оглашается приговор в отношении гражданина Рыскулбекова Кайрата Ногайбаевича, 13 марта 1966 года рождения, уроженца села Бирлик, Джамбульской области.

Заслушав дело, Верховный суд КазССР, постановил: Рыскулбекова Кайрата Ногайбаевича признать виновным в совершении следующих преступлений, а именно убийство дружинника Савицкого, активное участие в сожжении 9 машин, повреждении ещё 152 машин, в нанесении телесных повреждении разной тяжести 326 милиционерам и 196 военнослужащим; таким образом нанеся ущерб государству на общую сумму 302 644 рубля. Учитывая показания свидетелей суд принял решение – приговорить гражданина Рыскулбекова Кайрата Ногайбаевича к высшей мере наказания – расстрелу!


















Стихи Кайрата

Ученик (в роли Кайрата):

Күнәдан таза басым бар, 
Қазақ деген атым бар, 
21 – де жасым бар 
Қасқалдақтай қаным бар, 
Алам десең, алыңдар 
Қайрат деген атым бар 
Қазақ деген затым бар. 
Еркек тоқты–құрбандық, 
Атам десең атыңдар. 
Мен не етермін, не етермін 
Мен келмеске кетермін 
Көрмеген қош бол, таңдарым, 
Көре алмай мен өтермін. 
Хош аман бол артымда, 
Ағайын–туған, азамат. 
Артымда қалған ата–анам, 
Ел жұртым, саған аманат! 
Ученик:

Кайрат узнал, что его помиловали Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1988 года. Хотя и поздно, но он дождался этого. Но особой радости не было.

Ученик: Из письма Кайрата родным:

«…Как вы и сами слышали, расстрел заменили мне двадцатью годами. Такой поворот судьбы кого-то, быть может, обрадовал бы или утешил. Но лично мне это сообщение радости не принесло. Дорогая мама, ты не можешь не понять меня! Мне невыносимо тяжело от мысли, что должен сидеть и сидеть в этой темнице без вины. Одиннадцать месяцев ожидания рокового мгновения

истощили меня до предела. У меня не осталось никаких сил. И я не хочу ни за что терпеть двадцать лет мучений…»

Учитель:

Согласно заключению юристов из комиссии Мухтара Шаханова, это короткое письмо написано К. Рыскулбековым в состоянии аффекта, то есть в момент первоначальной реакции на сообщение о замене расстрела двадцатью годами заключения. Представьте же себе состояние человека, в течение года каждую минуту ожидавшего исполнения приговора в камере смертников и вдруг узнавшего, что пришла не смерть наконец-то, а «милость» в виде 20-летнего срока. 21 мая того же года К. Рыскулбеков погиб в камере № 21 Семипалатинской тюрьмы при весьма загадочных обстоятельствах. И тогда то письмо послужило следствию основанием для закрытия дела о его смерти без дальнейших разбирательств. Но есть ряд обстоятельств, вынуждающих ставить под сомнение версию о самоубийстве. Кайрат должен был быть отправлен этапом через Караганду в Свердловск. Но первоначальный маршрут, оказался почему-то изменен, и он попал в другую тюрьму. За день до рокового события к нему в камеру был пущен шестикратно судимый, отъявленный уголовник Л. Власенко. По мнению советника Латвийской лиги по правам человека, юриста-эксперта В. Богданова, прибывшего в Алма-Ату по специальному приглашению и лично ознакомившегося с делом Кайрата Рыскулбекова, здесь речь может идти только о преднамеренно подстроенной акции.

Учитель: Благодарю всех ребят за участие.

Итак, декабрьские события 1986 года были переломным моментом в истории огромного государства СССР и такие люди как, Кайрат и его современники послужили толчком к началу изменения старой системы и появления зачатков демократии.

Учитель:

А сейчас ребята вспомним все важные моменты темы нашего урока

Закрепление

«Ложь – Истина»
1. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало правильное решение центра. (нет) 
2. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве. (да) 
3. Практически все эксперты отметили, что полной информации о декабрьских событиях 1986 года в Казахстане до сих пор не собрано, ее не смогли предоставить ни многочисленные общественные комиссии, ни депутатская группа, которая проводили специальное расследование. Документы этих общественных организаций до сих пор остаются закрытыми для населения, а их выводы не содержат никаких откровений. (да) 
4. 17 декабря на Площади Республики начали собираться люди. Основную массу составляли студенты и рабочая молодежь, которые требовали независимости для Казахстана. (нет) 
5. По приказу правительства был создан секретный оперативный план «Метель-86». Согласно плану события декабря 1986 года следовало комментировать как криминальное проявление национализма и должно быть подавлено. (да) 
Личность в истории. 
По портрету на слайде определить кто это? Г.Колбин , Л.Асанова, Д. Кунаев, К.Рыскулбеков


Учитель: Особенностью казахского народа является отражение исторических событий в народном фольклоре. Песня «Желтоқсан желі» является тому доказательством. Прошу вашего внимания.

Песня «Желтоқсан желі»


Заключительное слово учителя:

Декабрьские события 1986 года стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотным моментом народной судьбы. Чем дальше в прошлое уходит декабрь 1986 года, тем более значительными становятся события и последствия тех дней.

Какими бы не были оценки декабрьских событий, в целом, для государства, это был огромный прорыв в национальном самосознании. Был принят закон о независимости. Это важный закон для всех, кто живет в нашей республике. Декабрь 1986 года заложил начало нашей независимости. И в этот день мы всегда будем вспоминать события 1986 года и тех, кто безвинно пострадал.


Оценивание учащихся

Рефлексия

  1. Мне понравилось на уроке…………………………………….. ……………………………………………………………………

  2. Мне было не понятно……………………………………………

……………………………………………………………………

  1. Я почувствовал что……………………………………………..

……………………………………………………………………

  1. Меня удивило………………..………………………………….

……………………………………………………………………

Домашнее задание

Написать эссе «Моё видение декабрьских событий 1986 года в Алматы»



Свежие документы:  Конспект урока по истории "Великая Отечественная война"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: