Искусство Древнего Египта.
Цель: познакомить учащихся с искусством Древнего Египта, выделить особенности искусства в стране в конкретный период.
Задачи: сформировать понимание одного из чудес света — египетских пирамид;
рассмотреть гробницу фараона Тутанхамона и решить загадку истории;
продолжить формирование умения учащихся работать с текстом учебника и в группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта «Древний Египет»,
История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М. ;Просвещение. — 2010.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Работа со следующими понятиями: храм, статуя, жрец, мумия, саркофаг.
Диктант на определение богов: Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот, Бастет, Апис, Осирис, Исида, Сет, Гор, Анубис, Маат.
III. Изучение нового материала.
На Западном берегу Нила (показать по карте) находились пирамиды – гробницы фараонов. Откройте с.53. Перед вами – сфинкс. Так называли существо, имеющее тело льва и голову человека.
В 2600 г.до н.э. была построена самая высокая пирамида во всей истории – пирамида фараона Хеопса. Её высота = около 150 метров (50 этажей нынешнего дома).
Египетские пирамиды являются первым чудом света. Всего их 7 – самых знаменитых сооружений человечества.
Как вы думаете, почему пирамиды считаются чудом света? (ученики высказывают предположения). Узнаем точный ответ на этот вопрос. Для этого откроем с.54: не было железных орудий труда ещё, поэтому их строительство до сих пор остаётся загадкой.
Строительство пирамид — очень трудная задача. Древнегреческий историк Геродот описывал, что 100 тысяч человек каждый день выполняли эту работу. Они сменялись каждые 3 месяца. Пирамиды строились годами, иногда даже тысячелетиями. Простой народ изнемогал от труда и лишений.
Перейдём от пирамид к ещё одним сооружениям – храмам. Их называли жилищами богов. Почему? (ответы учеников).
По бокам дороги, ведущей к храму, стояли сфинксы – вечные стражи. По обе стороны ворот – массивные башни, украшенные рельефом. Перед ними стоят высеченные из гранита фигуры фараона на троне. У входа находились обелиски – каменные «иглы фараонов». За воротами – двор, окружённый колоннами. Найдите определение колонн и запишите в тетрадь.
За главным залом размещалось помещение со статуей бога. С.55 – прочитайте и расскажите про действия со статуей в дни празднества.
Во 2 тысячелетии до н.э. египтяне стали строить вместо пирамид гробницы для фараонов в скалах и подземельях. Спустя века и тысячелетия все эти гробницы нашли разграбленными, кроме одной – гробницы фараона Тутанхамона.
Творческое задание: итак, предположите, почему до настоящего времени осталась неразграбленной только одна гробница – гробница фараона Тутанхамона. Работа в группах. Наиболее вероятные ответы детей: на эту гробницу наложено проклятье фараона; вход в гробницу находится настолько высоко, что ни один человек не рискнул ещё туда забраться; может быть, гробница настолько плотно закрыта, что никто так и не смог её открыть; возможно, преступники боялись охранника гробницы – сфинкса; вещи фараона были пропитаны чем-то отталкивающим преступников.
Теперь самостоятельно прочитайте 4 пункт параграфа и расскажите про правила, которыми пользовались скульпторы.
Напоследок хочу сказать о музеях, в которых вы можете увидеть мумии, саркофаги, статуи фараонов. Это Музей изобразительных искусств в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
IV. Закрепление изученного материала.
Решение тестов.
V. Домашнее задание: параграф 11 пересказ; подумайте, почему египтяне перестали строить пирамиды.