Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Набережночелнинская (коррекционная) общеобразовательная школа № 69 (VIII вида) »
Конспект урока
по предмету: история
«Начало Отечественной войны 1812 года»
Составила: учитель истории
I квалификационной категории
Гильманова Лилия Юлдашевна
Набережные Челны 2015г.
Цель урока: дать представление об Отечественной войне 1812 года.
Задачи
Образовательные:
— рассмотреть новые термины и понятия
— отследить хронологию исторических событий
— изучить деятельность выдающихся полководцев
— работа с исторической картой
— анализ исторических документов
Коррекционно-развивающие:
— развитие зрительной и слуховой памяти
— развитие логического изложения материала
— развитие умения анализировать, рассуждать, делать выводы
Воспитательные:
— воспитание патриотизма
— воспитание уважения и сопереживания
Форма урока: урок – исследование
Тип урока: урок комбинированный
Оборудование:
— доска
— историческая карта «Отечественная война 1812 года»
— иллюстрации
— ТСО
Структура урока:
Орг. Момент
Проверка д/з
Запись д/з
Изучение нового материала
Физкульт минутка
Закрепление и систематизация знаний
Обобщение
Итог
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы | |
| Приветствие, настрой учащихся на рабочий лад, создание благоприятного психологического климата | Приветствие, подготовка к уроку | беседа |
Цель: проверка и повторение усвоенного материала | Опрос учащихся:
Коррекция и развитие навыка связного устного высказывания, логической формы устной речи при работе над пересказом по намеченным вопросам
| Отвечают на вопросы | фронтальный опрос |
| Дифференцированное д-з | Запись дом. задания |
|
Цель: дать представление об историческом периоде Отечественной войны истории России, раскрыть новые понятия и отследить хронологию событий
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Цель: повторение изученного материала, выделение главных фактов и событий
| Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение новой темы “Отечественная война 1812 года”. Это стало главным событием в царствование Александра I. Открываем тетради и записываем дату и тему. В течение урока мы с вами попытаемся ответить на проблемный вопрос с помощью исследования исторических документов, попытаемся отследить события отечественной войны 1812г. на карте, послушаем доклады ваших одноклассников. И что бы решить все поставленные задачи вам нужно быть предельно внимательными, собранными постараться запоминать как можно больше изучаемого материала. Итак, проблемный вопрос нашей сегодняшней темы:
На сегодняшний день тема Отечественной войны остается очень актуальной. Отечественная война 1812 года одно из крупных исторических событий, которое изучается учеными – историками и по сей день, проводятся археологические раскопки и исследования с помощью которых ученые пытаются ответить на многие вопросы. Словарная работа Хронологическая работа Для того чтобы ответить на наш проблемный вопрос, нам нужно выяснить причины войны. Почему же между двумя самыми могущественными державами в это время разгорелась кровопролитная война? Какие были цели у Наполеона, а какие были планы у Александра I? Для чего и почему нужна была это война, можно ли было ее избежать? Поначалу обратимся к истории Франции. В 1804 году путем государственного переворота Наполеону Бонапарту и его сподвижникам удалось захватить в свои руки государственную власть и стать полноправным правителем Французской республики. Добившись своей поставленной цели, став императором Франции Наполеон стал успешно проводить в государстве новые реформы. Одним из важных вопросов для Наполеона было добиться мирового господства Франции по всей Европе, что бы все Европейские государства присоединить к Франции, и таким образом Наполеон стал бы правителем всей Европы. О нем поподробнее расскажет нам Мкртчан Артур, который подготовил небольшое сообщение. К 1812 году Наполеону с помощью хорошо вооруженной армии и опытных генералов удалось захватить практически все государства Западной и Центральной Европы: _______________________________________ Оставалось лишь одно государство, которое нужно было подчинить Франции – это Россия. Как вы думаете каким способом Франция хотела подчинить себе Россию? Сейчас я предлагаю вам провести небольшое исследование исторических документов того времени и проанализировав их попытаемся выявить характер Отечественной войны со стороны Франции и России.
Сейчас нам нужно будет прочесть текст учебника и выяснить, какие причины способствовали возникновению войны между Францией и Россией?
В ночь на 12 июня 1812 года перейдя р. Неман 600 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Сейчас я предлагаю оценить вам соотношение сил русской и французской армии. Фр.=600 тыс. солдат Рус. Барклай 1-я армия=110 тыс. чел Багратион 2-я армия=48 тыс. чел Тормасов 3-я армия=45 тыс. чел (какова была численность русской армии?) Чья армии была мощнее? Рассказ по карте. Но, не смотря на то, что русская армия была по численности меньше французской армии, русские солдаты достойно сражались под руководством опытных генералов Александра I: Барклая – де- Толли, Багратиона, Тормасова. Сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам, которые подготовили для вас сообщения об этих знаменитых русских полководцах. Итак, мы сегодня с вами рассмотрели тему начала отечественной войны. Попытались выяснить причины, характер данной войны. Рассмотрели вопрос о расстановке сил двух государств. Сейчас наша задача еще раз вспомнить все главные моменты изученной нами темы и попытаться его систематизировать. Наша с вами задача составить схему главных фактов Отечественной войны 1812 года. (вопросы) Теперь напомните мне, пожалуйста, и покажите на карте ход военных действий Наполеона. Вопросы:
Теперь давайте попытаемся ответить на главный наш вопрос: а могла ли Россия избежать эту войну с Францией? Групповое задание. Класс делится на 2 группы. 1 группа выявляет причины захватнической политики Франции 2 группа выявляет причины активной внешней политики России | Внимательно слушают, делают записи в тетради
Делают записи в тетради
Выступление учащегося
Ответ: силой, с помощью войны Чтение исторических документов, анализ
Ответ: в ходе войны главным направлением армии Наполеона была Москва. Он считал, что если он возьмет город Москву, то ему удастся завоевать и всю Россию.
Чтение текста учебника (с.208-211)
Выполнение задания
Следят по карте и слушают рассказ учителя
Сообщения учащихся
Работа у доски
Учащийся работает с картой у доски
ответы | Демонстрация слайда 1
Рассказ учителя, проблемное изложение, объяснение
Слайд 2 (вопрос)
Демонстрация слайда 3 (ТЕРМИНЫ И ДАТЫ)
Опережающее сообщение
Слайд 4 (изображение Наполеона и его полководцев)
Слайд с документами
Слайд 5 (со словами Наполеона). Работа с историческим документом, анализ
работа с картой
межпредмеиная связь
Слайд 6 (таблица соотношения сил)
Работа с картой
Слайд 7 Александр, генералы
Меловая схема Карточки с вопросами для слабых учащихся
Фронтальная беседа
Работа у карты |
| Таким образом, Отечественная война – это одно из главных и важных исторических событий нашей Родины, которое повлияет на дальнейшее развитие истории России в целом, на ее международные отношения с другими странами и государствами. Исход этой войны повлияет и на внутреннее развитие государства, на жизнь людей, на развитие культуры, на развитие торговли, а главным образом на формирование армии и флота России.
| Делают выводы вместе с учителем | Обобщение, анализ |
| Оценивание работы учащихся |
|
|