Фролова О.О. вчитель вищої категорії. Новоолександрівська ЗОШ Єланецького р-ну
Урок истории Украины. 9 класс
Тема: Культура Украины во второй половине XIX ст.
Цель : закрепить знание учеников: систематизировать и обобщить.
Развивать внимание, умение в игровых формах закреплять знание, показывать умение владения разными формами и методами работы; закрепление знаний терминологии, хронологии, анализировать исторические события, делать выводы. Воспитывать любовь к прошлому родного края, своей истории, нашего народа.
Форма урока: рольова игра.
Оборудование: фишки с буквами „ а, „б», „в»; картонки, зеленый и красный круги; портреты исторических деятелей
Эпиграф :
История — это память народа, жизни выдающихся людей, это
загадки и тайны, это искусство ц литература … без истории
не обходится ни один политик, ни одна семья, ни одна игра.
Ход урока
И. Организацийний момент: объявление темы и цели урока.
Прием «Психологическое настроение» (Пожелание успехов в игре.)
1 Тур. „Экспресс — тест»( ученики должны показывать фишки с буквами „ а, „б», „в» — то есть верный ответ, каждый вопрос — 2 балла)
1. В 1688 году возникли культурно — освітницькі организации, которые носили название:
а) „хлопомани«; бы) „ Просветительство»; в) „общества».
2. Укажите произведения Марии Венской ( Марко Заразиха):
а) „ Институтка», „Народные рассказы»; бы) „ Кайдашева семья»; в) „ Украдено счастье».
3. Кто является автором национального гимна „ Еще не умерла Украина» ?
а) И. Франко; бы) П. Чубинский; в) М. Грушевский.
4. Кто учредил в Одессе первую отечественную и вторую в мире бактериологическую станцию ?
а) И. Мечников и М. Гамалия; бы) Шимаковский и Охотись; в) Охотись и Мечников.
5. Леонид Позен — скульптор, который изображал разные типы людей:
а) „ Трактирщик» „ Кобзарь»; бы) „ Переселенец» „ Скиф», в) все ответы верны.
6. Вклад мецената Терещенко отметился :
а) образцовыми условиями рабочих; бы) высокоэффективной предпринимательской деятельностью; в) развитием сахарных заводов.
Верные ответы: 1-6, 2 — а, 3 — бы, 4 — а, 5 -я, бы, в, 6-я, бы,
2 Тур. „ Знатоки исторической эпохи» ( зеленая карточка — так, зеленая — нет).
1. В начальных школах выкладывали: грамматику, чтение. Закон Божий, арифметику, иностранные языки, историю, этнографию.
2. В архитектуре был распространен стиль — барокко?
3. Первый национальный роман исторического прошлого украинского прошлого имел название „ Черный совет»?
4. Владимир Антонович — это : археолог, этнограф, археограф, историк.
5. И. Пулюй создал первую бактериологическую станцию
6. Верное утверждение ли: М. Лисенко — светило украинской музыки.
Верные ответы: 1- нет, 2- так, 3- так, 4- так, 5- нет, 6- так.
3 Тур „ Кто быстрее співвставе соответствие»
1) Владимир Антонович а) деятель любительского театра
2) И. Нечуй-левицкий бы) физик, знаток древних языков, исследователь
рентгеновского излучения
3) М. Старицкий в) „ Николай Джеря», „Кайдашева семья», в произведениях
отражена высокая художественная ценность и правдивость
4) И. Пулюй грамм) обірунтування национальной особенности украинского
народу; „ О происхождении казачества»
5) Марко Заразиха д) показ героики украинского народа, несокрушимая сила воли
патриотизму; „ Не судилось» „ За двумя зайцами»
6) М. Кропивницкий е) „ Институтка» „ Горпина» „ Кто знает Украину»
фольклорист
Верные ответы: 1-г, 2-ое, 3-д, 4-6, 5-ое, 6-я
4 Тур „Знатоки терминологии, хронологии, исторически — литературных сроков»:
Цель: за 3 минуты нужно как можно больше написать слов связанных с культурой
Украины XIX ст.. Победитель тот ученик в которого больше всего слов.
1870 — зарождение высшего образования для женщин
1882 — Общество профессиональных актеров
1888 — памятник Б. Хмельницкому
1868 — образование профсоюзов
1897 — развитие ветеринарии
1870 — открытие первой гимназии для женщин денационализация, Галиччина, реформа, реальны училища, университет, Псалтырь, драматургия.
5 тур „ Ты мне — я тебе» (ученики по очереди задают друг другу предварительно подготовленные вопросы) Вопрос учителя: зеленая картонка — знаю ответ на вопрос; красная карточка — утруждаюсь даты ответ на вопрос.
1. Какую роль играли „ Просветительство» на территории в XIX ст.
2. Назовите Лауреата Нобелевской премии из Украины?
3. В каких городах Украины в XIX ст. работали университеты?
4. Театром корифеев называют первый профессиональный театр и его деятелей. Назовите, где и когда вы возник, кто из деятелей культуры был его засновником9
5. Кто из украинских композиторов написал музыку к национальному гимну „ Еще не умерла Украина»? Кто автор слов? О, что говорится в этом стихотворении. ( Зачитывание стихотворения ст. 267-268)
6. Что вам известно о развитии архитектуры в Украине в XIX ст.
7. Чем заслужили почет своих соотечественников украинские предприниматели-меценаты?
8. Какие темы преобладали в творчестве украинских художников XIX ст.
9. Назовите фамилии известных драматургов? Что отображают их произведения?
6 Тур „ Прием „ Пять предложений» ( В течение 2 минут ученики должны написать 5 предложений, которые отображают главное мнение урока.)
7 Тур „ Освети убеждение» ( рассмотрение документов )
а) „ И. Франко о своей деятельности» ( вопрос № 1,2, 3. ст. 269-270 )
б) „ Развитие занятия живописью в Украине» ( вопрос № 1,2. ст. 276-277)
Подведение итогов .
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить сообщение о выдающихся деятелях
культуриУкраїни в ІІ половинах ХІХ ст.