МОУ «Ивановская СОШ»
Разработка урока по истории
в 6 классе на тему:
«Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».
Подготовила: Жертунова Е. Н.,
учитель истории.
Тема: «Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».
Цели урока:
охарактеризовать политическое устройство русского государства в конце ХV — начале ХVI века;
сформировать у учащихся представление о поместно — вотчинном землевладении;
познакомить учащихся с Судебником 1497 г. и зарождением феодально-крепостнической системы;
способствовать развитию навыков работы с исторической картой, с источниками, умений обобщать и систематизировать материал, активно воспринимать информацию.
Оборудование:
1) А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времен до конца ХVI века», учебник для 6 класса.
2) Карта «Образование русского централизованного государства».
3)Схемы: «Образование централизованного государства в ХV веке», «Создание органов центральной власти».
4) Таблица «Оформление крепостного права в России».
5) Раздаточный материал.
План.
Создание органов управления страной.
Административно — территориальное устройство.
Судебник 1497 г. Изменения в порядке владения землей.
Создание московского войска.
Ограничение крестьянской свободы.
Структурные компоненты и методические приёмы.
Организационный момент —> Актуализация спорных знаний —> Переход
к изучению нового материала —>Изучение нового материала (рассказ учителя; анализ схем, исторического документа, текста учебника; проблемные задания) —> Закрепление изученного —> Итог урока —> Организация домашнего задания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
— В течение нескольких уроков мы с вами изучали процесс объединения русских земель.
• Фронтальный опрос.
Вспомните, какие княжества претендовали на первенство в Северо- Восточной Руси и почему именно они?
Назовите причины возвышения Москвы.
Покажите на карте территории, вошедшие в состав Московского княжества в конце ХV– начале ХVI века.
Какая внешнеполитическая задача была решена с объединением русских земель вокруг Москвы?
— Создание единого русского государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель, великий князь, представитель московской династии.
Вопрос: Как Иван III подчеркивал свое особое положение.
III. Изучение новой темы.
— Итак, при Иване III начался процесс формирования централизованного государства, т.е. государства с сильной центральной властью.
Вопрос: Иван III провозгласил себя самодержцем. Что это значит? (ответы учащихся)
Вывод: — Самостоятельность, независимость — один из главных признаков государства. Сегодня мы с вами познакомимся с устройством Московского государства в конце ХV– начале ХVI века.
Вопрос: Какие признаки государства вам еще известны? (ответы учащихся).
Подводя итог ответам учащихся, предлагаю обратиться к схемам: «Образование централизованного государства в ХV в.», «Создание органов центральной власти» (см. приложения №1, №2).
Один из признаков государства — единая система управления людьми.
а) Вопрос: Как вы считаете, какими полномочиями обладал Иван III, как самодержец и государь всея Руси?
(ответы учащихся)
Итог: великий князь — издавал законы, вел переговоры с другими странами, объявлял войну, заключал мир, назначал и смещал должностных лиц, возглавлял наиболее значительные военные походы.
б) — Совещательным органом была Боярская дума. (Изучение ее состава на основе схемы «Создание органов центральной власти» — см. приложение № 2).
в) — Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли распоряжения государя всея Руси: дворец и казна.
Вопрос: Кто возглавлял эти учреждения и в чем заключались их функции? (Работа по вариантам по тексту учебника стр. 175: 1 вариант — дворец; II вариант — казна).
Следующий признак государства: единство территории.
Объединение земель вокруг Москвы и создание единого государства произошло при Иване III.
Изучение административно — территориального устройства страны. (Работа со схемой — см. приложение №2).
— В чем заключались функции наместников и волостелей? (Работа с текстом учебника стр. 176.)
— Порядок их содержания назывался кормлением. Как вы думаете, почему? Выслушав ответы учащихся, делаем вывод: кормление — система содержания должностных лиц за счет местного населения.
Проблемное задание. Предположите, какой принцип был положен в основу назначения на должности в государстве?
Выслушав версии учащихся, даю характеристику местничества (порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками).
Один из признаков государства — существование единых законов.
— В 1497 г. Иван III издал Судебник — первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве, но теперь они становились общеобязательными на всей территории Русского государства. Судебник закрепил изменения в порядке владения землей.
Вопрос: С какой формой землевладения вы уже знакомы?
Создание единого государства привело к увеличению численности войска. Иван III стал давать воинам земельные владения на время службы «испомещая», переселяя на новгородские и тверские земли людей, находящихся у него на службе. Такие люди «испомещенньие » на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями, землевладение — поместным. Оно было условным.
• Характеристика поместного землевладения.
Для охраны границы единого государства нужна была сильная армия. Создание единой военной организации — еще один признак государства.
Вместо дружин было создано московское войско, состоящее из помещиков.
По требованию князя они должны были явиться «конно, людно, оружно».
Вопрос: Что это значит? (использование знаний, полученных при изучении
истории Тульского края).
Земля помещикам давалась вместе с крестьянами. Владельцы поместий были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле, им было не выгодно, чтобы крестьяне переходили от одного владельца к другому.
Вопрос: Как вы считаете, почему?
• Работая с историческим документом «Судебник 1497 года о крестьянских переходах» (с.182) учащиеся должны выяснить каким образом Иван III учел интересы помещиков.
Вывод: Введение Юрьего дня было первым ограничением крестьянской свободы.
• Характеристика владельческих крестьян.
Предложить учащимся дома соотнести размер пожилого к ХV– н.ХVI века с современными ценами.
Кроме владельческих были и другие категории крестьянства:
— черносошные,
— дворцовые,
— беглые — «вольные люди», т.е. казаки.
Проблемное задание: учащиеся должны самостоятельно в предложенном перечне найти объяснение соответствующим категориям крестьянства (задание №5 в рабочей тетради).
Проверка задания.
IV. Закрепление изученного.
Вопросы:
1) Что вы можете сказать о власти великого князя?
2) Какая категория населения и почему была заинтересована в усилении власти великого князя?
3) Как изменилось положение крестьян?
Выполнение задания №4, №6 в рабочей тетради.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. §21. Составить устный рассказ по иллюстрациям учебника: I вариант — стр. 176, II вариант — стр. 180.
Приложение № 1.
Образование централизованного государства в ХV веке.
Приложение № 2.
Создание органов Центральной власти.
Государь всея Руси
С Административно- территориальное устройство Волости Общегосударственные органы Станы Уезды Казна Деньги Государственный архив Государственная печать Дворец Управление Царскими землями