Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4 имени Ю.А. Гагарина»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока по истории
в 5 классе
«Религия древних египтян»
подготовил
учитель истории
Аксенов Александр Валентинович
г. Фролово
2012
Цели:
1. Образовательные:
1.1. Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.
1.2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание
текста учебника.
2. Развивающие:
Способствовать развитию мыслительных операции учащихся: сравнение, анализ;
Продолжить развитие общих учебных навыков и умении: работа с текстом; развитие внимания и различных видов памяти.
Воспитывающие:
Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психо — эмоционального климата на уроке;
2. Систематизировать полученные данные;
3. Закрепить фактологические знания учащихся;
4. Воспитывать дисциплинированность учащихся
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
2. Учебник. Хрестоматия по истории древнего мира.
3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».
4. Раздаточный материал по теме урока.
5. Иллюстрации к уроку.
1. Организационный момент. (2 мин.)
1) Психологическая установка на урок.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: создать благоприятные условия для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса
Методы организации работы учащихся: словесный
Деятельность учащихся | |
Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, присаживайтесь. На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, у нас всё получится.
| Выполняют психологическую установку на урок.
|
ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)
Цель: вспомнить изученные темы раздела: «Древний Египет», создать условия для изучения нового материала.
Задача: закрепить в сознании учащихся решающую роль религиозных верований обусловивших своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет;
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей на вопросы теста по вариантам.
Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничества.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение учеников, слово учителя.
Деятельность учащихся | |
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила. -Как называется это государство? Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученным темам раздела «Древний Египет». Время на выполнение теста 2 минуты. Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте собственными работами и сравните ответы с правильными, которые представлены на слайде (слайд №3) используя при этом красную пасту. Ребята, поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Кто не справился? Молодцы, листы передайте на первую парту. Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? А теперь мы с вами познакомимся с общей информацией о Геродоте. О которой нам расскажет Меринова Яна, прослушав вы должны ответить на вопрос: Почему Геродота называют отцом истории? Еще раз обращаю ваше внимание на проблему, которую мы с вами поставили: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? (слайд №4) В ходе урока мы с вами попробуем её решить. | Ответы учащихся Египет Работа с картой. Древний Египет располагается в северо-восточной части Африки. С Юга на север страну пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению и до Средиземного моря. С Восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. В дали от Нила среди песков пустыни редко встречаются островки зелени-оазисы с июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в ноябре река входит в свои берега, оставляя на них плодородный ил. Отвечают на тестовые вопросы по вариантам (выбирая вариант ответа). Дети выполняют взаимопроверку Отвечают на вопросы учителя Выдвижение гипотез. Прослушивание дополнительной познавательной информации. Расширение собственного кругозора. Отвечают на вопрос учителя. |
ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)
Учебная цель: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?
Цели и задачи: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян (пантеон богов); продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текстов учебника и других исторических источников.
Основные положения нового учебного материала:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: фронтальный опрос, частично поисковый метод, исследовательская деятельность отдельных учащихся.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу, использование дополнительной литературы.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха.
IY. Закрепление учебного материала (10 мин)
Учебная цель: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать, самостоятельно и оценивать результаты работы, делать самоанализ.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по самостоятельному поиску дополнительной информации по теме урока с целью написания краткого сообщения.
Y. Задание на дом. (5 мин) (дифференцированное)
Цель самостоятельной работы учащихся: уметь отвечать на вопросы по тексту изученного параграфа, составить кроссворд про богов Древнего Египта.
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе пересказа и составления кроссворда по тематике данного урока
Деятельность учащихся | |
Подводит итоги урока. Организует домашнее задание:
| Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. Обсуждение заданий. |
Список использованной литературы
Древний Египет. Мифы. Религия. Поэзия.
Учебник истории Древнего мира. 5 класс
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Библиотека в Древнем Египте. Искусство Древнего Египта
bibliotekar.ru/skvorcova/1.htm
2. https://festival.1september.ru/articles/418614/