Конспект урока по истории в 3 классе «Я и мое имя»
Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, отчеств.
Задачи: образовательные:
— познакомить учащихся с историей возникновения имен, фамилий, отчеств;
— познакомить учащихся с новыми словами: Святцы, тезки, именины, а также уточнить значение слов имя, фамилия, отчество;
развивающие:
— развитие воображения, образной речи, мышления;
— развитие умения последовательно излагать свои мысли;
воспитательные:
— воспитание интереса у детей к своему имени, фамилии, отчеству;
— воспитание интереса к истории.
Ход занятия:
— Ребята, что каждого из вас и меня тоже отличает от другого? Как вас выделяет в классе учитель? Как узнает, что это именно ваша тетрадь, а не чья-нибудь другая? (По имени и фамилии).
— А вы знаете, что означает ваше имя, откуда оно появилось? Вот, например, мое имя «Надежда»старославянского происхождения и означает «выбери правильный путь». А вам интересно узнать, что означают ваши имена?
Сегодня мы узнаем, что означают ваши имена, когда появились на Руси имена и фамилии, откуда они к нам пришли.
— Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя возникло у человека неслучайно. Как думаете, когда появились имена?
— Древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. Что такое имя? (Имя — это личное наименование человека, присвоенное ему при рождении и под которым он известен в обществе_.
— В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, какие-либо свойства новорожденных.
Светлана, Чернава, Пискун, Прыгун, Лобик. Как вы думаете, почему ребенку давали такие имена как…?
— А что отражают такие имена как Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк? (Отражали порядок появления детей).
— А по каким еще признакам могли давать имя ребенку? (Некоторые имена характеризовали время рождеия ребенка: Зима, Вешняк — в какое время года родиося этот ребенок?; явление природы (Метелица), христианские праздники: Постник, Мясоед).
— Какое событие произошло на Руси в 988 году? (Русь приняла христианство).
— Кто помнит, как звали князя, во время правления которого Русь приняла Христианство?
— верно, в 988году во время правления киевского князя Владимира Русь приняла Христианство. А кто знает, откуда была заимствована эта религия?
— Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральные и физические достоинства. Вот у меня на доске перечислены некоторые греческие, римские и древнееврейские имена. Посмотрите, кто нашел здесь свое имя?
— Остальным ребятам, наверное, тоже интересно, что означает его имя и откуда оно появилось? Много загадок у наших имен, давайте разгадаем их вместе. На парте у каждого стоит карточка с вашим именем. Внутри карточки написано происхождение имени и его значение. Прочитайте. (Несколько детей читают и объясняют значение и происхождение своего имени).
— Ну что, ребята, раскрыли мы тайну своего имени? Теперь вы знаете, что у одних имена греческие, у других — римские, у третьих — славянские.
Однако, это не единственная тайна вашего имени. Вот послушайте стихотворение «Имена моей подружки» и попытайтесь разгадать еще одну загадку. Сколько имен у подружки Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольгой частенько — зовут ее в школе,
Оленькой папа и мама зовут.
Олька! — кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, посчитает,
Сколько имен у подружки моей?
— А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли?
Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, остальные — уменьшительными, ласкательными, домашними. Какое же имя считается полным?
Оленька, Олюшка, Олечка — это сокращенные имена. Ребята, а почему «Олька» кричит озорник? Хорошо ли называть друзей Колька, Валька?
— Ребята, а у вас в классе есть одинаковые имена?
А как называют людей, имеющих одинаковое имя? (Тезка — человек, имеющий одинаковое с кем-либо имя).
— Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись наиболее часто. Как, чаще всего, называли главного героя в русских сказках? (Иван). В царской династии какие имена часто встречались? (Александр, Николай, Павел, Анна, Мария).
Давайте немного поиграем. Я буду называть имя, если вы считаете его распространенным, то сделайте хлопок, если редкое — тишина. (Алексей, Андрей, Будимир, Валерий, Дмитрий, Евграф, Захар, Илья, Николай, Остап, Прокл, Анна, Берта, Ирина, Ксения, Татьяна, Элеонора).
— Молодцы! Когда дают человеку имя? Давайте вспомним, что это за праздник «именины»? (Именины — праздник в день, когда церковь отмечает память одного из святых. Святцы — это перечень христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке по дням их поминовения).
— По христианский традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения. В христианских странах первым, главным в жизни обрядом было крещение, через которое ребенок приобщался к религии. Когда в семье рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре. праздник какого святого был 14 февраля? Значит, чьи это именины? А в августе какой известный праздник? Чьи это именины?
— Как вы думаете, день рождения и именины — это одно и то же или это разные даты?
— Раньше наряду с именами были распространены и прозвища. Что такое прозвище? (Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству).
— Верно, прозвища отражают определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Балагур, Граматей, Скоморох, Богомол.
— Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность. Попробуйте объяснить такие прозвища: Илья Муромец, Казанец, Татарин?
— А такие прозвища, как Сахар, Коврига, Борщ по названию чего давались? (Еды).
— Чем похожи имя и прозвище? (Называют человека).
— Чем они различаются? ( Без имени нельзя прожить, а без прозвища можно).
— Как вы думаете, почему в царской семье повторялись имена Александр, Николай, Павел, Анна, Мария и не было имен Матрена, Фекла, Микола?
А кого так называли? (Слуг).
Значит, что по имени в Древней Руси можно было определить? (К какому классу принадлежал человек).
— Как вы обращаетесь к учителю?
— Что такое отчество? (Величание по имени отца).
— Почему вы к учителю обращаетесь по имени отчеству? Что мы этим хотим выразить? (Высказываем особое почтение, уважение).
Мы говорим, например, «Иван Николаевич Сидоров», а в давние времена можно было сказать и так «Иван Николаев Сидоров». Где здесь отчество?
— Интересно, что на Руси можно было по отчеству узнать о человеке?
Отчество указывало на происхождение и родственные связи. В то время как представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на -вич; средние слои пользовались полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин. Как вы думаете, а у низших слоев тогда какие были отчества? Почему? (Самые низшие слои обходились без отчеств).
— Чем же еще мы отличаемся друг от друга?
Что же такое фамилия? (Фамилия наследственное имя семьи). А как вы понимаете наследственное?
— Слово «фамилия» попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья». Фамилии в современном понимании этого слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16веке. Как вы думаете, у каких слоев населения стали появляться первые фамилии?
— Да, распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского населения еще сто лет назад не имела фамилий. Как же образовывались фамилии. Жил, например, в селе человек, имевший кузницу. Каким прозвищем наделили его односельчане? (Кузнец). Проходят годы, какую фамилию получают потомки этого Кузнеца? (Кузнецовы), которая уже передается по наследству. А становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий — агрономами, сапожниками, генералами, но фамилия остается. Почему?
Значит, по роду профессии могли получить фамилию. А по каким еще признакам могли получить профессию? (Местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский; у духовенства фамилии возникали от названия церквей или церковных праздников: Рождественский, Покровский.
Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых. Давайте прочитаем стихотворение С.Михалкова про фамилии:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Какие фамилии тут встретились?
— Давайте попробуем объяснить происхождение фамилий Шапошников, Мельников.
— Попробуйте объяснить происхождение своих фамилий.
— А как вы думаете, можно ли жить без фамилии и отчества?
— Отгадайте прозвище по фамилии: Глазунов, Голованов, Сиротинин, Ревякин, Ушаков.
— Какую фамилию носила царская династия?
— Как звали первого князя на Руси? А у него была фамилия? Почему?
— Что же нового мы сегодня узнали?
— Что вам понравилось?
— Что было самым интересным?
— Спасибо вам, ребята, за работу!
Используемая литература:
И.А. Королева. Учебное пособие. Антропонимика в школе. Ч.1. — Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2001.