Поэты русского зарубежья о Родине
Цели: учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Ход: 1. Организационный момент. Мысли о величии России не оставляют ни одного поэта. Каждый верит в цветущее будущее Родины, в то, что Россия -это, действительно, могущественная и сильная держава.
Эпиграф: «Эх, если б узкоколейка шла из Парижа в Елец…»
Звучит стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять».
2. Актуализация знаний.
Размышления о красоте родного края сочетающиеся с размышлениями о прошлом настоящем, будущем России.
Благодатный врачующий простор. Сколько раз каждый из нас в минуту душевной невзгоды любовался берёзками, с упоением слушал шепот воды, и на душе становилось радостно, легко, спокойно. Сразу чувствуешь прилив сил, веришь в хороший исход любого предприятия.
Вопрос к ребятам:
«Какие стихотворения русских поэтов о Родине вам знакомы?»
3. Создание проблемной ситуации.
Не всегда поэты принимали те изменения, которые происходили в России. Обратимся к стихотворению А.А. Блока «Россия»
Но во всех стихотворениях чувствуется любовь к родной стороне, вера в светлое будущее России. Особенно это заметно при чтении стихов поэтов русского зарубежья.
4. Поиск решения.
Многие поэты были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войн и революций, это был период творческого подъема.
Работа в группах.
Группа: творчество З. Гиппиус
Увлеклась поэтесса классикой ещё в Москве. Удивительный город чарующе подействовал на Зинаиду: она стала сама писать лирические произведения, в которых раскрылась душа истинной дочери России. Так родились красивые, проникновенные стихотворения о Родине.
Звучит стихотворение.
Октябрьскую революцию поэтесса не приняла, так как рушились вековые традиции русского народа, у людей отняли веру. Гиппиус оставила Россию и вместе с мужем уехала во Францию.
В эмиграции З. Гиппиус писала гневные статьи о советском строе и, конечно же, стихотворения о том, что Россию ждет светлое будущее, справедливость восторжествует.
Анализ стихотворения
«Знайте»
План.
Тема, идея стихотворения.
Образ лирического героя.
Изобразительные средства.
Актуальность произведения.
Основной мотив – вера в величие России, в то, что без Родины жить нельзя. Это поддерживается такими синтаксическими средствами, как анафора и эпифора: (знайте! Верьте! Верьте! Знайте!)
Группа : творчество Дона Аминадо
Воспитанному в семье, где ценили лучшие личностные качества, Дону Аминадо было невозможно принять изменение нравственных устоев общества. Он тоже оставил Родину.
Нежные нотки светлой ностальгии пронизывают стихотворение «Бабье лето».
Анализ по плану.
Трогательная картина русского лета нарисована с помощью назывных предложений. Яркие, красочные эпитеты создают художественный образ. В последних строчках – сокровенное желание поэта: «Эх, если б узкоколейка шла из Парижа в Елец» используется оксюморон.
Группа.
Творчество И.А. Бунина
Оставивший милую сердцу Родину в результате политических противоречий И.А. Бунин не остывает сердцем – он пишет проникновенные строки о том, что у человека, как и у всего живого должен быть дом. В понятие «дом» поэт вкладывает глубокий смысл: дом – это то место, где человека примут, поймут, обласкают. Сюда можно вернуться и обрести гармонию.
Анализ стихотворения
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.»
Акцент на то, что именно эта строчка повторяется в первой и второй строфе.
Группа.
Лирическое размышление о переживаниях сына, оставшегося без матери, но любящего её и стремящегося к ней душой и сердцем…
Читаем выразительно отрывок из произведения «Мне трудно без России.» Эти проникновенные строки написал Николай Оцуп.
Основной прием – инверсия. Создается необыкновенное настроение: чувствуется тоска, печаль, большая любовь к Родине.
Выражение решения.
После Октябрьской революции Россию покинули многие образованные, культурные люди. Но оставив Родину, они понимали, что без культурной связи наступит духовная смерть. Этого нельзя было допустить. Именно поэтому особое значение в эмиграции приобретает литература. Это своеобразный мостик, соединяющий Сына и Мать.
Дети дают развернутый ответ.
Применение умений.
Учащиеся должны поразмышлять о том, чему можно научиться, читая подобные стихотворения, и актуальны ли эти произведения сейчас, когда необходимо воспитывать в человеке положительные личностные качества.
Итоги урока.
Дети дают ответы на вопросы (с 229-230
Д/з: написать рассуждение (с. 230, в. 5)
Комментирование оценок.