Конспект урока с технологической картой по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» с применением текущего повторения. 5 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Политотдельская средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального района Волгоградской области



Конспект урока с технологической картой

по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»,

глава 5 «Западная Азия в древности», с применением текущего повторения.

Истории Древнего мира, 5 класс.

Учебник «История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.




Выполнен

учителем истории и обществознания

Волковой Л.Н.





МКОУ «Политотдельская СОШ», 2014 г.

Западная Азия в древности

Тема урока

Знания

Умения

Ценност. отн.

Преемственные связи

Даты

Новые термины, понятия

Историчес-кие

персоналии

Знания

Умения

Цен.отн.

Основные

Опорные

§ 14

Вавилонс-кий царь Хаммура-пи и его законы.








1. Вавилон – главный город Двуречья.

(представ.)


2. Законы царя Хаммурапи

(представ.)

-Уметь показывать по карте исторические объекты, главные населенные пункты; ЭТАП II

-Уметь определять с помощью карты причинно-следственные связи; ЭТАП II

-Уметь давать внутреннюю и внешнюю критику документа;

ЭТАП II

-Уметь находить ответ в тексте документа;

ЭТАП II

-Уметь отвечать на вопросы по иллюстрации в учебнике; ЭТАП II

-Уметь заполнять сравнительные таблицы; ЭТАП II

Свобода, права человека, право на жизнь.

Межпредметные


Обществознание


Межкур-совые

Внутри-курсовые

Все перечиcленные

Межпредметные

Право-вые отноше-ния.


Межкур-совые

Внутри-курсовые

1792 по 1750 г. до н.э.

Закон


Царь

Хаммурапи



План-конспект урока. § 14

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цели урока:


I. Обучающие

— формирование представления о Вавилоне – главном городе Двуречья;

— формирование представления о законах царя Хаммурапи;


II. Развивающие

— формирование умений показывать по карте исторические объекты, главные населенные пункты;

— формирование умений определять с помощью карты причинно – следственные связи;

— формирование умений находить ответ по тексту учебника;

— формирование умений давать внутреннюю и внешнюю критику документа;

— формирование умений находить ответ в тексте документа;

— формирование умений отвечать на вопросы по иллюстрации в учебнике.


III. Воспитательные

— формирование ценностного отношения к свободе, правам человека, праву на жизнь.


Дидактический материал: учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер (ноутбук).



Ход урока. (комбинированный, фронтальная, индивидуальная и групповая деятельность)

Этап урока

Методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный

момент

.

— Приветствие

— Проверка готовности к уроку

— Проверка отсутствующих

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: КАК и ПОЧЕМУ,

КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.


Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Они помогут нам обобщить и закрепить знания, которые мы получили на предыдущем уроке и на этом уроке.


— Приветствие

— Дежурный называет фамилии отсутствующих















II. Опрос

Проверка усвоенных ранее знаний по теме «Древнее Двуречье» через фронтальный + индивидуальный устный опрос.

Вводный опрос.


Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить то о чём мы говорили с вами на прошлом уроке. У меня такие вопросы:

— Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами.


— Чем занимались люди в Двуречье, какое было у них основное занятие?


— Кто знает как называется особый вид письма в Двуречье?




— А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, когда они возникли?



— Почему вы говорите, что они являлись государствами, а не городом или страной?


— А какие это признаки?





По желанию 1 ученик показывает расположение, объясняет название, описывает, остальные добавляют или поправляют.

Земледелием и ремеслом, строили оросительные каналы.

Клинопись – особые знаки, выдавленные на глиняных табличках концом специально заостренной палочки.

-Да, были государства, которые возникли более пяти тысяч лет назад.


-Государства имеют свои признаки.


— Государство имеет своё название, свою территорию, своего правителя, своё войско.

III. Новая тема




























  1. Вавилон – главный город Двуречья.
































  1. Законы царя

Хаммурапи.







Мотивация учащихся.


Постановка проблемного вопроса

— И вот сегодня мы свами познакомимся ещё с одним важным признаком государства – законом, и тем государством, который впервые дал нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема нашего урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (1 слайд).

Внимание на доску.


Сегодня на уроке мы познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану.

План урока:

1.Вавилон – главный город Двуречья.

2. Законы царя Хаммурапи.

(2 слайд).


— А вот и задание на урок: «Можно ли считать, что законы царя Хаммурапи справедливы? Свой ответ обоснуйте» (2 слайд.), также мы должны дать понятие термину «закон» (записано на меловой доске).

Проекторная доска: тема урока (1 слайд), план урока, задание на урок «Справедливы ли законы царя Хаммурапи?» (2 слайд), слово «закон» (на меловой доске).



— Внимание на доску.


— Записывают тему урока в тетрадь.


Рассказ учителя, показ по карте.


— Продолжаем наш урок. Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (3,4 слайд с изображением города)

По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.(запись в тетрадях).

— Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ на карте, 5 слайд). Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста страницу 67 в учебнике и найдите царство.

Назовите самые крупные города Вавилонии.























Записывают в тетрадях имя царя и дату его правления.





Работают по карте в учебнике.

Опережающее задание. Сообщение ученика.




























Рассказ учителя.






































Постановка проблемного вопроса.

Организация групповой деятельности.

Группы разбиваются по рядам.

Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. э.

А каким он был правителем?

Об этом мы узнаем из сообщения которое приготовил(ла)….(имя). (Сообщение на 3 мин.)


— Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа …..(имя)?


— -Правильно, он был могущественным … И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель?


— Как вы понимаете слово закон?


— Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами запишем это определение в тетради. (учитель записывает на доске)


— Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи?


— Примерно сто лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня. (Рис. на стр. 67) Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца – Шамаш.

— А кто помнит, как называли бога Солнца в Египте?

— Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Шамаш — небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи – земной бог, он вершит суд на земле. Вся остальная поверхность столба с двух сторон был покрыт клинописным текстом. И когда учёные расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.


— Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.


Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

— Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи.

А какими были эти законы?

Суровыми или мягкими?

Справедливыми или несправедливыми?

Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах.

Представьте себя юристами.

I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”,

II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”,

III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.


Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов, которые записаны в ваших карточках. (Приложения 1, 2, 3)



— Итак вопрос первой группе юристов:


а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу? (Ответы детей)


б) Чьи интересы защищали законы?


в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны.


— А сейчас вопрос второй группе юристов:


а) За какие преступления наказывали в Вавилонии?


б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?


в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?


— А сейчас вопрос третьей группе юристов:


а) Как относились в Вавилонии к рабам.


б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей.


— А сейчас вопрос всему классу:


а) Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?


б) Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки таблицы которая изображена на слайде (6 слайд).


Законы Хаммурапи

Справедливые

Несправедливые

1

2

1

2


Каждой группе раздаётся карточки с выдержками, и предлагается прикрепить эти выдержки в одной из колонок.




Небольшое сообщение о личности Хаммурапи.



Ответы детей.



Ответы детей.





Ответы детей.


Записывают в тетрадь определение.







— Благодаря раскопкам археологов и исследованиям историков.





Рассматривают рисунок.





— Амон-Ра















Встают из-за парт и участвуют в физминутке.


















Учащиеся рассаживаются по кругу на своих рядах.










Работа в группах.







Ответы детей. (отвечают по желанию, остальные добавляют)


Ответы детей


Ответы детей





Ответы детей


Ответы детей




Ответы детей




Ответы детей


Ответы детей





Ответы детей






Внимание на доску.












IV. Закрепление

Беседа с учащимися.

Опрос-итог + рефлексия урока.

— Ребята, а сейчас, исходя из нашей таблицы, мы с вами сможем дать ответ на задание нашего урока. Можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми?


— Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?




— Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в 21 веке?







— В конце нашего урока я хочу, чтобы вы задали себе два вопроса (7 слайд):

— Что я узнал сегодня нового по данной теме?

— Что меня более всего удивило, заинтересовало?

Ответы детей.




Примерные ответы:

Это были правила по которым жили жители этого государства.



— Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.



Ответы по желанию.



V. Домашнее

задание




§ 14 в учебнике А.А.Вигасин. (8 слайд)

Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.




Записывают д/з в дневник


VI. Оценивание



Выставление оценок за работу на уроке.

С комментариями учителя оценки выставляются в дневники учащихся.




( Приложение 1 к § 14)

Трудовое население страны и законы.

Вопросы первой группе:

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?

2.Какой труд поощряли законы?

3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?

4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?

6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля

(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: “Поле я вновь обработаю”, то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.































(Приложение 2 к § 14)

Преступления и наказания по законам Хаммурапи

Вопросы второй группе:

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?

2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку…

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил”, – и оплачивать лекаря.

























(Приложение 3 к § 14)

Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми

Вопросы третьей группе:

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 73) Если… жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет…

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: “Я отвергну своего сына”, то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка, то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.











(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.



(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.



(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

_________________________________________________________________

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку…

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

__________________________________________________________________

(§ 73) Если… жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет…



(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

__________________________________________________________________

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

__________________________________________________________________

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

__________________________________________________________________

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

__________________________________________________________________


















Список используемой литературы:


1. Арасланова, О.В., Соловьев, К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 512 с. – (В помощь школьному учителю)

2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

3. Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.

4. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.

5. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

6. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.

7. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.

8. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIIIX классах / П.С. Лейбенгруб; под ред. А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.

9. Мартьянов, О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания: методическое пособие с электронным приложением / О.А. Мартьянова. М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с. (Качество обучения).

10. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

11. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.

12. Юдин, А.В. История Древнего мира. 5 кл.: контрольные карточки – задания: [дидактические материалы] / А.В. Юдин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 45 с.: ил.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Древний человек"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: