ПОД КРЫЛОМ ХАСАНА, 8 класс




Министерство образования и науки Амурской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1










Направление

«История воинских частей и соединений, сформированных

на Дальнем Востоке»





ПОД КРЫЛОМ ХАСАНА




Возраст:

обучающиеся

основной ступени образования





Автор:

Шафиков Егор,

8 класс

Руководитель: Кублинская

Ирена Еронимовна,

учитель истории и

обществознания


г. Белогорск, 2012 год





  • Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

  • Цель проекта: развитие патриотического, духовно-нравственного потенциала школьников на примерах военной истории.

Задачи проекта:

  • Воспитательная – сохранение исторической памяти о героическом прошлом нашего народа, воспитание уважения к мужеству и героизму защитников Отечества;

  • Образовательная – пропаганда знаний о героях Хасанских событий, активизация поисковой деятельности учащихся.



План реализации проекта

  • 1 этап — сбор информации об участниках воздушных сражений над озером Хасан, о типах самолётов, входящих в состав Северной авиационной группы.

  • 2 этап — поиск сведений об участниках воздушных боёв, чьи имена занесены в Комнату боевой Славы 79 тяжёлого бомбардировочного авиационного ордена Красной звезды полка;

воспроизведение литературно-художественного описания воздушного боя.

  • 3 этап – исследование истории Северной авиационной группы.

  • 4 этап — проведение социологического исследования



  • Выход проектной деятельности

        • Создание мультимедийной презентации и проведение информационных классных часов;

        • Выступление на школьной и городской научно-практической конференциях;

        • Составление экскурсионного маршрута «Под крылом Хасана», проведение виртуальной экскурсии для кадетов моей школы;

        • Статья в СМИ Серышевского района«Под крылом Хасана»;

        • Создание инициативной группы из учащихся кадетских классов, увлечённых авиацией, по изготовлению моделей самолётов И-15, И-16, СБ;

        • Оформление выставки по материалам проведённой работы в рамках школьной акции «67 добрых дел — 67 летию Великой Победы!»



«Через невозможное — вперёд!»

Девиз 79 тяжёлого бомбардировочного авиационного

ордена Красной звезды полка (пос. Серышево-2, авиабаза «Украинка»)

В преддверии празднования 67-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне большую актуальность имеют такие формы работы по патриотическому воспитанию, которые направлены на активизацию поисковой деятельности учащихся. Это позволяет мне не только исследовать страницы военной истории: вторжение японо-маньчжурских отрядов на советскую территорию у озера Хасан, но и через свою работу, которая соприкасается с историей войсковой части, службу в которой проходил мой дед и проходит в настоящее время мой отец, привлечь к изучению военной истории значительное число ребят. Подросткам и молодежи необходимо прикоснуться к истории своей армии, знать и помнить о подвигах участников событий на озере Хасан — своих земляков.

Cобытия на Дальнем Востоке все больше и больше принимали военную окраску. Япония продолжала усиленно концентрировать свои войска в Маньчжурии, Корее и на Южном Сахалине. В связи с явной угрозой нападения на Советский Союз приказом К.Е. Ворошилова — наркома обороны СССР от 1 июля 1938 года был создан Краснознаменный Дальневосточный фронт — КДФ. Командующим войсками фронта был назначен Маршал Советского Союза

В.К. Блюхер, членом Военного совета и начальником политуправления – дивизионный комиссар П.И. Мазепов, начальником штаба комкор Г. М. Штерн, командующим ВВС фронта комбриг П. В. Рычагов. А 13 июля 1938 года приказом по Дальневосточному фронту была создана Северная авиационная группа. Первым командиром группы был назначен капитан Терехов Николай Павлович. Местом дислокации группы был определён аэродром Кировское на о. Сахалин. С этой даты и начинается история 79 – го тяжелого бомбардировочного авиа-ционного полка.

Дипломатическая разведка, провокации на границе, военные приготовления Японии дали возможность советскому командованию определить направление предполагаемого удара. Стало вполне очевидным, что объектом нападения агрессоры избрали Посьетский район Приморского края. Этот узкий и длинный клин, словно вбитый историей на стыке трех государств — СССР, Кореи и Маньчжоу- го включал в себя одну из лучших естественных гаваней мира: Посьетский залив с его многочисленными удобными бухтами. Сопки Заозерная и Безымянная позволяли просматривать значительную часть советской территории и в случае необходимости держать ее под обстрелом. От сопок до Тихого океана 10 километров, до Владивостока всего лишь 130. Все это делало Посьетский район очень важным в стратегическом отношении пунктом и привлекало к нему японцев.

Исходя из сложившейся обстановки Военный совет КДФ 24 июля 1938 года направил командованию 1-й Отдельной Краснознаменной армии специальную директиву о приведении войск в полную боевую готовность.

Озеро Хасан (озеро Чанчи в Маньчжоу -го) … Тихое, ласковое, в желто-зеленом одеянии густых зарослей камыша и кустарника, с белыми кувшинками и алыми лотосами на зеркальной глади воды. Его протяженность около пяти километров, ширина не превышает тысячи метров. Озеро, название которого до 29 июля 1938 года было известно только жителям близлежащих сел да пограничникам. Через несколько часов оно станет известно всему миру.

Рано утром 29 июля, используя ограниченную видимость из-за густого тумана, два японо-маньчжурских отряда перешли границу и вторглись на советскую территорию севернее озера Хасан. Пограничный отряд во главе с лейтенантом А. М. Махалиным принял бой на высоте Безымянной, проявил смекалку и мужество и в течение нескольких часов стойко выдерживал натиск значительно превосходящих сил врага. Ценой больших потерь японцам удалось овладеть высотой.

Стало очевидным, что регулярных частей Красной Армии в районе озера Хасан для отражения агрессии недостаточно. Истребительную авиацию решено было перебазировать на полевой аэродром ближе к району боевых действий. К исходу июля 1938 года концентрация сил противоборствующих группировок в районе озера Хасан была завершена. Северная авиагруппа состояла из эскадрильи истребителей И-15, И-16, и эскадрильи скоростных бомбардировщиков СБ.

Перелет к месту боевых действий осуществили летчики П.Н. Елисеев, Е.Л. Протопопов, Н.Т. Омельченко, И.П. Воронин. М.С. Злой, А.А. Грозин, М.С. Токарев, И.А. Кукин, В.А. Сытник, К.А. Т овсташев.

Краткая историческая справка.

И – 15.

Дата рождения — 1933 год. Место рождения — конструкторское бюро

Н. Н. Поликарпова. Один из лучших в мире советский скоростной истребитель. От своих собратьев отличался более совершенной аэродинамикой, более мощным мотором воздушного охлаждения и своеобразной формой верхнего крыла, имевшего вид «чайки», что уменьшало аэродинамическое сопротивление. В серию запушен в 1934 году. В те годы, И-15 не имел себе равных по маневренности на горизонталях. На нем вираж выполнялся за 8 секунд. Летчики в войсках любили эту машину. За ее устойчивость на всех режимах полета, простоту пилотирования и хорошие взлетно-посадочные качества. 21 ноября 1935 года летчик В. К. Коккинаки установил мировой рекорд подъема на высоту без груза — 14755 м. Первую боевую проверку И-15 прошел в небе Испании осенью 1936 года. На основе И-15 этим же конструктором были созданы более совершенные И-15бис и И-153. Они широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Всего было построено: И-15 — 384 само-лета, И-15бис — 2408 и И-153 — 3437.

И-16

Самый известный и популярный в авиационных кругах советский истребитель конструкции Н. Н. Поликарпова. Он — родоначальник скоростных истребителей, открывший новый этап в развитии этого рода ВВС. Первые полеты на нем выполнил В. П. Чкалов. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 отличался минимальными размерами, «бочкообразным» фюзеляжем, маленькими крыльями. Машина непрерывно совершенствовалась. После каждой модификации ее основные летные характеристики: скорость и потолок – улуч-шались. И-16 представлял собой свободно несущий низкоплан с убираемыми шасси и мотором воздушного охлаждения. Предусматривалась подвеска двухсоткилограммовых бомб. Сзади летчика устанавливалась бронеплита. Скорость самолета 460 – 490 км/час. Серийное производство началось в 1934 году. Несколько лет Советский Союз оставался единственной страной, на вооружении ВВС которой имелись скоростные истребители. С этой машиной связаны многие славные страницы советской истребительной авиации. Первое боевое крещение И-16 прошел в Испании. Проявили себя летчики на этом самолете и в небе Китая, затем у озера Хасан. В августе 1939 года в воздушных боях на Халхин-Голе впервые в истории авиации применены реактивные снаряды. И-16 принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в первый период Великой Отечественной войны. Несколько лет И- 16 держал превосходство над своими собратьями и только к концу тридцатых годов это первенство ото-брал у него немецкий «мессершмидт-109». Ручку управления этого самолета держали многие прославленные асы советских ВВС, на них сражались и одерживали победы дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, Б. Ф. Сафонов, А. В. Ворожейкин. В августе 1941 года В. В. Талалихин совершил на этом самолете первый в мире ночной таран. 1

Характер местности был сложным не только для сухопутных войск, но и для авиации. Сопки Заозерная и Безымянная находились на узкой полосе земли между границей и западным берегом озера, расстояние между которыми составляло 150 — 200 метров. А перед авиацией, как и перед другими родами войск, стояла задача разгромить захватчиков на нашей территории. Переходить сухопутную или воздушную границу категорически запрещалось. Необходимо в воздухе быть предельно осмотрительным, искусно маневрировать и, главное, при атаках не поразить свои войска. И вот, взмывает сигнальная ракета. Через минуту, подпрыгивая на неровностях аэродрома, истребители побежали на старт. Под нижним крылом — бомбы: у кого осколочные, у кого фугасные. Короткий, стремительный разбег, взлет, набор высоты, разворот. Самолеты собрались в звено и легли на курс к цели. Где-то там впереди, в двадцатипяти километрах, Хасан. Там враг, который пришел на нашу землю.

Старший лейтенант Протопопов ведет свое звено курсом на озеро. Сзади и чуть ниже идет Николай Омельченко, еще ниже Матвей Злой. За ними звенья Голощапова, Токарева, Товсташева.

Маневр. И вот они рванулись к земле с разных направлений! Пулеметы действовали безотказно. Они посылали вниз, туда, где вгрызлась в советскую землю японская пехота, длинные свинцовые нити. Стремителен и короток путь истребителя на пикировании, скоротечна его атака. Быстро приближающаяся земля заставляет летчика брать ручку на себя и выводить самолет из пике. Чем больше путь истребителя на пикировании, чем меньше высота выхода из атаки, тем эффективнее его боевое применение. А это, в конце концов, зависит от искусства летчика, его хладнокровия. Несколько раз в этот день поднимали свои машины в воздух летчики эскадрильи. Когда они появились над полем боя второй раз, земля гудела от грохота орудий, взрывов гранат, треска пулеметных очередей, Внизу клокотал бой. Жарко стало и в воздухе: японцы вели по истребителям зенитный огонь.

4 августа нарком обороны СССР направил командующему Дальневосточным фронтом директиву, в которой определил основные меры, необходимые для подготовки к решительным действиям по разгрому врага. Проведение наступательной операции было возложено на 39-й стрелковый корпус под командованием комкора Г. M. Штерна. Генеральное наступление намечено на 6 августа. Замысел наступательной операции сводился к тому, чтобы ударами с севера и юга зажать и уничтожить войска противника в полосе между госу-дарственной границей и самим озером. При этом 32-я стрелковая дивизия должна была нанести удар по левому флангу японской группировки из района Новоселки и высоты 68.8 и во взаимодействии с частями 40-й стрелковой дивизии овладеть сопкой Заозерной. 40-я же дивизия должна была нанести удар с юга, навстречу частям 32-й, и овладеть сопкой Безымянной. К боевым действиям привлекались танковая бригада и артиллерийский полк.

Митинг, посвященный предстоящим боям, состоялся 5 августа после обеда. Люди говорили просто и коротко — надо сильнее бить врага. Я как будто слышу их голоса: «Беспощадно уничтожайте врага, деритесь, как львы, за честь и славу нашей непобедимой Родины».

Утро 6 августа выдалось хмурое, туманное. С командного пункта взвились три ракеты, прочертили синеву. Взревели моторы истребителей, Прямо со стоянок они взмывали в воздух. Впереди командир группы — капитан Якубович, в звеньях летчики Протопопов, Елисеев, Злой, Воронин, Омельченко, Грозин и другие. Через несколько минут, пристроившись к боевому порядку бом-бардировщиков, они пошли к озеру. Грозную воздушную эскадру тяжелых кораблей охраняет звено лейтенанта Иван а Кукина. За ним в строю клином идут Виктор Рулин и Иван Воронин. Сопки окутались дымом. Но Кукин замечает несколько огоньков. Словно светлячки, мигают они сквозь пелену дыма. Секунда, другая — и летчик отдает рычаг. Бомбы летят вниз, к земле потянулись огненные ниточки. Зенитка замолчала.

Вторую атаку звено произвело на блиндаж. Набрав небольшую высоту, летчики вели прицельный огонь экономными очередями. Уложили самураев на землю. На выходе из атаки Кукин ощутил внезапный удар. Обернувшись назад, заметил, что тяга управления держится на нескольких нитях троса. Летчик погасил скорость и перешел в горизонтальный полет. Вскоре показался аэродром. Плавно, чуть заметным движением Кукин нажал на ручку управления. Самолет послушно пошел на снижение. Надо еще уменьшить скорость и дове-сти машину до планирования. Вот так! Земля все ближе и ближе. Толчок. Самолет катится по земле. Он цел!

Два дня, 5 — 6 августа 1938 года шли кровопролитные бои. Мощный огонь советской артиллерии, интенсивная бомбардировка и штурмовка вражеских позиций с воздуха расчищали путь пехоте. Но враг сопротивлялся. Поэтому боевые действия авиации продолжались и на следующий день 7 августа. Общую картину боевой работы летчиков группы в этот день можно представить, познакомившись с одной из страниц дневника летчика Алексея Грозина, которую я увидел в комнате Боевой Славы части, в которой служит мой отец. «7 августа. Артиллерия противника ведет шальной огонь. Заходим на цель, свинцом поливаем батареи японцев и сбрасываем бомбы. Выходим из атаки. Командир звена Токарев не вытерпел — показывает мне из своей кабины большой палец».

Звено в полете. Самолеты идут клином. Летчики внимательно осматривают землю. Что и говорить, научились японцы за эти дни маскировать свои огневые точки. Только опытный глаз да огонь самих зениток и пулеметов могут выявить их местонахождение. Лейтенант Алексей Привозенцев окружен со всех сторон маленькими облачками разрывов. Летчик внимательно следит за землей. Она лежит внизу бугристая, пестрая. Вот мигнуло пламя. И сразу же несколько разрывов всплеснулось в расположении нашей пехоты. Это орудие. Вот оно снова выбросило красно-дымный язык. Летчик увел машину в сторо-ну, делая крен вправо, к солнцу, развернулся, нацелился на корректировщиков. Пулеметной очередью вспорол бугор — японцев словно ветром сдуло. Короткий, стремительный разворот — и истребитель вновь над целью. Крутят истребители карусель над сопкой, взмывают вверх, падают камнем. И только когда на исходе горючее или заканчиваются боеприпасы, летчики возвращаются на аэродром. Topoпливо сажают машины, заправляют их и снова уходят туда, где кипит бой. И так по четыре — пять раз в день.

Активные наступательные действия наших войск, в том числе и авиации, вынудили японцев просить мира. 6 августа японский посол Мамору Сигэмицу заявил наркому иностранных дел СССР М. М. Литвинову, что его правительство намерено урегулировать инцидент в районе озера Хасан. Народный комиссар иностранных дел изложил ему советские условия. Но японское правительство их не приняло. Боевые действия продолжались.

Утром, 7 августа, пришло сообщение ТАСС, что японцы запросили мира. И льётся бойкий мотив веселой песни, падают хлесткие стихи:

Знай, японский самурай,

Не ходи в советский край.

Мы умерим вашу прыть

Били, бьем и будет бить!

События на Дальнем Востоке требовали от авиационных специалистов утроенной энергии, инициативы. Все прекрасно понимали, что вопрос участия эскадрильи в дальнейших боевых действиях целиком и полностью зависит от степени их обучения, от качества освоения новой техники. Освоение нового самолета шло успешно. Самолет СБ был легок в управлении, и летчики полюбили его. Но больше всего радовались новой машине техники. Их труд был значительно облегчен. Ушли в прошлое времена, когда моторы заправляли водой и маслом из ведер, которые зимой грели в специальных гончарках. Бензин заливали от ручного альвеера через воронку с замшей. Чтобы залить бочку бензина в 200 л требовалось 30 минут. Только на заправку горючим уходило 3 — 4 часа. Теперь же на аэродроме появились бензо и маслозаправщики, спецавтотранспорт. Сами самолеты были новые, добротные.

Краткая историческая справка.

СБ – скоростной бомбардировщик.

7 октября 1934 года совершил полет новый двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик. Управлял им летчик-испытатель К. К. Попов. Без преувеличения можно сказать, что самолет стал выдающимся достижением советского самолетостроения. Создавался он конструкторской бригадой А. А. Архангельского под общим руководством А. Н. Туполева. Конструкторское бюро приступило к проектированию бомбардировщика в конце 1933 года. Уже через три месяца, 8 марта 1934 года, эскизный проект самолета, получившего обозначение СБ (скоростной бомбардировщик), был представлен в Управление ВВС на утверждение. 10 марта макет был принят. Внешние формы и летно-тактические данные нового самолета свидетельствовали о решении главной задачи, поставленной в те годы перед советской авиацией: летать дальше, быстрее, выше. Очень скоро самолет стал ударной силой фронтовой бомбардировочной авиации. Строилась машина серийно в Иркутске с 1936 по 1941 год. 2 сентября 1938 года летчик М. Ю. Алексеев установил мировой рекорд высоты — 12246 мет ров. Летные качества самолета были признаны выдающимися. Он развивал максимальную скорость 450 км/час. А это скорость самого скоростного в мире истребителя И-16. Впервые в мировой практике самолет-бомбардировщик по скорости превзошел истребители. Об отличных боевых качествах нового советского бомбардировщика вскоре узнала вся Европа. К началу Великой Отечественной войны фронтовая бомбардировочная авиация на 94 % состояла из самолетов СБ. Всего построено 6831 самолет этого типа.2

Да, крылатыми асами, парящими над Хасаном, нельзя было не гордиться! И они заслужили это своими боевыми делами. О летчиках, инженерах, техниках и механиках, которые принимали активное участие в боевых действиях над оз. Хасан, а затем вошли в состав эскадрилий Северной авиационной группы, знала вся страна. Лётчики эскадрильи Протопопова: лейтенанты Алексей Грозин и Николай Омельченко были занесены на Доску почета «Комсомольской правды». В Москве на улицах и площадях были вывешены портреты летчиков М.С. Злого, E. Л. Протопопова, Ф. К. Голощапова и других героев хасанских боев. В авиации Дальнего Востока из уст в уста ходил рассказ о том, что летчиков из части комиссара Злого ни пуля, ни снаряд самурая не берут. Тактическая хитрость комиссара Злого и командира Протопопова сберегла жизнь людей и машин, и без потерь драгоценной крови наших людей помогла выиграть сражение.

Прекрасно зарекомендовала себя в боях у оз. Хасан и авиационная техника. Разведку и штурмовку в районе боев вели самолеты И-15. Они хорошо справились со своими задачами. 85 самолетов И-15, взаимодействуя с пехотой, атакуя артиллерийские позиции и выполняя задачи разведки, в течение 11 дней боев сделали свыше 400 самолето-вылетов, действуя, как правило, на высотах от бреющего полета до 1000 метров, в полосе сильного оружейного, пулеметного и артиллерийско-зенитного огня. За все время боевой работы из этой группы И-15 огнем заградительных батарей был сбит только один самолет. Надежную работу показали в районе Хасана и бомбардировщики СБ.

Наконец, небезынтересно познакомиться со свидетельствами тех, кто непосредственно, как говорится, на себе, испытал с илу и мощь авиации в период хасанских боев. Вот записи в позиционном дневнике японского унтер-офицера части Сато, подразделения Комура. «1 августа в 14.00 над нами появились самолеты противника, сбросили бомбы. В 14.40 на нас налетели тяжелые бомбардировщики. Они открыли ужасную бомбардировку. В 15.30 снова появились самолеты противника, сбросили огромного размера бомбы. Страшно.»

25 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР участники боев у оз. Хасан были награждены боевыми орденами и медалями. Правительственных наград удостоились также летчики, штурманы и техники Северной авиационной группы. За образцовое выполнение боевых заданий, за доблесть и мужество орденами и медалями было награждено двенадцать человек, из них: орден Ленина получил командир истребительной эскадрильи старший лейтенант Е.Л. Протопопов, летчики Н.Т. Колюшенко, А.А. Грозин, П.В. Ермолаев, Д.М. Нестеренко награждены орденами Красного Знамени, техники М.Н. Мартыщенко и М.Н. Пугач — орденами Красной Звезды.

5 июня 1939 года для увековечения памяти героев Хасана Указом Президиума Верховного Совета СССР было постановлено переименовать Посьетский район Приморского края в Хасанский, соорудить памятник в районе боев, учредить нагрудный значок «Участник хасанских боев». Из состава Северной авиационной группы этим значком были награждены восемьдесят восемь человек. Так были отмечены заслуги тех, кто защитил хасанское небо.

У озера Хасан Красная Армия впервые после окончания Гражданской войны вступила в поединок с опытной кадровой армией противника. В пограничном конфликте, как его нарекли историки, широко применялись артиллерия, танки и авиация. Боевые действия здесь обогатили нашу армию военным опытом, который имел немаловажное значение в дальнейшем повышении ее боеготовности, в развитии взаимодействия видов и родов войск. Что касается советской авиации, то приобретенный ею опыт коснулся таких сфер боевого применения как осуществление массовых налетов с целью подавления огневых средств и артиллерии, разрушение оборонительных сооружений, уничтожение резервов, расположенных в глубине обороны противника; взаимодействие с наземными войсками. Все это в полной мере относится и к Северной авиационной группе.

Победа советской группировки войск над японскими захватчиками вписала еще одну героическую страницу в историю нашей армии и её Военно-воздушных сил. Несколько строк в этой странице принадлежит Северной авиационной группе.




















Используемая литература и источники:



Самолеты страны Советов. — M. 1974. Самолеты сталинских соколов. Иллюстрированное приложение к журналу «Аэромузей». С.Петербург, 1992.



2 Самолеты страны Советов. — М., 1974. Самолеты сталинских соколов. Иллюстрированное приложение к журналу «Аэромузей». — С. Петербург, 1992. Авиация и космонавтика. — 1998, №1.


3. Материалы экспозиций авиабазы Украинка

1 Самолеты страны Советов. — M. 1974. Самолеты сталинских соколов. Иллюстрированное приложение к журналу «Аэромузей». С.Петербург, 1992.

2 Самолеты страны Советов. — М., 1974. Самолеты сталинских соколов. Иллюстрированное приложение к журналу «Аэромузей». — С. Петербург, 1992. Авиация и космонавтика. — 1998, №1.

Свежие документы:  Конспект урока по технологии на тему: "В мире вкусных бутербродов" 5 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: