Учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 5 г.Зверево, Ростовская область
Предмет История России
Класс 6
Тема урока Русские князья и Золотая Орда
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель и методические задачи урока:
Создать условия для развития навыков познавательной деятельности, в которых ученик сможет:
назвать основные понятия, персоналии, даты темы;
охарактеризовать основные явления, изучаемые в этой теме;
проанализировать процессы и явления, исторические факты темы;
высказать свою точку зрения об исторических событиях и исторических деятелях изучаемой темы.
Цели урока: 1. Обучающая: Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.
2.Развивающая (предметно-практическая): Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы с помощью специфического отбора материала.
3.Воспитательная: Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.
Средства обучения:
Учебно-методическое обеспечение: — учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.-:Просвещение, 2014.
Техническое и методическое обеспечение:
интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);
карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;
сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».
Понятийный аппарат урока:
хан;
Золотая Орда;
иго;
упадок хозяйства и культуры;
зависимость;
военный союз;
ярлык, ордынский выход.
Методы обучения:
интерактиный метод;
метод мотивации;
метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы контроля результатов обучения;
методы стимулирования.
Прогнозируемые результаты:
личностные: определение социально — нравственного опыта предшествующих поколений;
метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
предметные:
овладение представлениями об историческом пути народов своей страны;
развитие способностей применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого;
развитие умений изучать и систематизировать информацию, раскрывать её познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности;
формирование готовности применять исторические знания в любой области социальной сферы.
Технологическая карта с дидактической и методической структурой урока
Методические приемы и их содержание | Способы организации деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |||
Форма обучающей деятельности | Форма обучающего контроля | Предметные | УУД | |||||
Организационный момент | Методы стимулирования: создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта | Подготовка к работе Установка контакта с классом Организация внимания. Создание эмоциональной атмосферы урока | Проверка учебной готовности. | Включение в работу. Концентрация внимания на иллюстративный слайд
| Подготовка к работе обучающихся
| Концентрация внимания на иллюстративный слайд
| Создание модели «время-пространство-действие» | Самоопределение. Целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Проверка домашнего задания (актуализация знаний) | Интерактивный метод. Методы контроля. | 1.Подготовительная вводная беседа.
2. Актуализация знаний.
| Фронтальная беседа. Повторительно-обобщающая беседа
Практические методы контроля: -работа с картой; -работа с понятийным аппаратом, персоналиями, датами. Интерактивный метод: -эвристическая беседа; -анализ, обобщение; -вывод.
| Определение объема исторического знания
Управление и руководство плановой деятельностью ученика по выполнению заданий.
| Индивидуальные ответы об общем представлении изученной темы
Участие в беседе, в индивидуальных ответах, работа с картой и картографической информацией. | Ответы на вопросы: что изучаем? Когда это происходило? Главные исторические личности этого периода? Основной исторический процесс? 1.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска) — выделить из представленного на доске последствия монгольского нашествия; -выделить культурные, социальные, политические последствия. 2.Экспресс-опрос: -когда Русь была завоевана монголами (назвать дату); -почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям? 3. Работа над понятийным аппаратом: -что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»; -что они называли Золотой Ордой? -назовите столицу Золотой Орды; -кто такой хан? 4.Работа с картой: (интерактивная доска) Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему? 5. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) — индивидуальный устный ответ на вопросы: В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после монгольского нашествия? Выделить из написанных на доске последствий монгольского завоевания те, что касаются положения русских князей. 6.Вывод: Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов. | Повторение ранее пройденного материала, обобщение и систематизация
Развитие способностей применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
| Определение уровня сложности
Овладение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.
|
Изучение нового материала | Интерактивный метод: -анализ конкретной ситуации; -решение проблемной задачи; -обучение по алгоритму; -работа над понятийным аппаратом. Метод мотивации: -создание проблемной ситуации. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: -эвристическая беседа; -обучающая беседа; Решение проблемной ситуации. Методы стимулирования. Методы контроля. | Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.
Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение. 1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.
— Александр Ярославич Невский — Ярослав Всеволодович — Михаил Черниговский — Батый-хан
— численники; — баскаки; — «выход» — ярлык. 2. Практический блок- решение проблемы
| Обучающий контроль (рефлексия). | Рассказ учителя. (показ репродукций) План: — получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.; — гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.; — гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г. зачитывание отрывка из «Сказания» использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах; — сбор дани русскими князьями; — проведение переписи Александром Ярославичем Невским. Завершающий вопрос по рассказу учителя: — Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
— Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?
| Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя. Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды. В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая и военная поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для упорядочения сбора дани.
Ответ: Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды; второй — военно-союзнические отношения.
| Овладение навыками запоминания (развитие видов памяти), логики мышления, зрительного воспритятия. | -Овладение представлениями об историческом пути народов своей страны; -развитие способностей применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; -развитие умений изучать и систематизировать информацию, раскрывать её познавательную ценность; -расширение опыта оценочной деятельности; -формирование готовности применять исторические знания в любой области социальной сферы.
| Формирование готовности применять исторические знания в любой области социальной сферы. Определение социально — нравственного опыта предшествующих поколений; владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.
|
Закрепление нового материала | Решение проблемной ситуации. Методы стимулирования. Методы контроля. | 3. Вывод. -Проблемное изложение материала; -эвристическая беседа; -постановка и решение проблемы; -формирование понятий; -работа у карты и с картографической информацией; -обобщение материала.
| Обучающий контроль. | 3. Вывод. Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз. О чем говорят нам полученные сегодня знания?
| Ответ: Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной. | Анализ и обобщение материала. | Осмысление новых знаний. | Способность и готовность к применению полученных знаний и умений. |
Контроль | Методы стимулирования. Методы контроля. | Оценка и самооценка. | Поурочный контроль. | Словесная похвала. Формальная оценка (отметка) | Самооценка. | Дать оценку своей деятельности на уроке. | Способность к организации учебной деятельности. | Формирование навыков алгоритмизации и систематизации учебного материала. |
Рефлексия | Методы мотивации. | Активизация учебных действий. | Итоговая беседа. | Организует деятельность по применению новых знаний, рефлексию | Осуществляют самопроверку собственной учебной деятельности | Выполняют задание по применению новых знаний | Самооценка деятельности
| личностный моральный выбор Саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий. |
Организационный момент – Домашнее задание | Напоминание. | Организация учебных навыков. | Учебный материал. | Предлагает выбор, знакомит с критериями выполнения работы | Выбирают задания | Повторяют учебный материал | Самооценка деятельности
| личностный моральный выбор Саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий. |