Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхурюмская средняя общеобразовательная школа»
Здвинского района Новосибирской области
Конспект урока-лекции по истории в 8 классе
«Образование и наука в первой половине
XIX века»
Подготовил
учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
2012
Цель урока: — сформировать представление о роли образования и науки в ходе реформ, о взаимодействии науки и образования, науки и производства, о развитии прогресса российского общества;
— продолжить работу по формированию исторического мышления учащихся – способность рассматривать события с точки зрения их исторической обусловленности, анализировать причинно-следственные связи взаимодействия образования, науки и общественного прогресса;
— расширить сферу исторических знаний учащихся;
— воспитывать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация в Power Point, лекционный материал.
План урока-лекции:
Развитие образования.
Развитие науки.
Связь науки и производства.
Проверка понимания и закрепление учащимися лекционного материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Развитие образования.
В первые годы правления Александра I (1801-1825) произошла заметная либерализация общества. Велись разработки конституционных проектов, был принят новый цензурный устав, ослабели преследования сектантов (духоборов и молокан), расширилась черта еврейской оседлости, всем свободным сословиям было даровано право собственности на землю. Указом о вольных хлебопашцах (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю за выкуп. Однако одной из самых значимых для империи и общества стала реформа школьного дела, в ходе которой в России сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня.
В результате реализации реформы в каждом губернском городе появились гимназии, а в каждом уездном городе – уездные училища. Приходские училища создавались также и в сельской местности. Несколько позднее, в 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей привилегированное учебное заведение для обучения представителей высшего дворянского общества.
Официально был провозглашен принцип бессословности в образовании, однако для детей крепостных были доступны только приходские училища. Впрочем, и это был огромный шаг вперед. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.
Особое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. С 1755 г. в России функционировал Московский университет, но в начале XIX в. он уже не удовлетворял всем потребностям государства и общества в деле подготовки специалистов. Поэтому в первые годы царствования Александра I были открыты четыре новых университета: Дерптский (1802 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1804 г.), Виленский (1804 г.). Несколько позднее был создан университет в Санкт-Петербурге (1819 г.).
Таким образом, система образования в Российской империи приобрела следующий вид, отражённый на схеме 1.
Схема 1. Система образования в начале XIX в.
Система образования в начале XIX в | |
общеобразовательная школа уездные училища (3 года) приходские училища (1 год) | высшая школа |
В приходские училища принимались дети «всякого сословия» без различия «полу и лет». Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян. Окончание приходского училища давало возможность продолжить обучение в уездном училище. В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия.
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.
В 20-50 гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Это было связано с личностью нового императора – Николая I (1825-1856), который был искренним приверженцем идеи божественной миссии самодержавия в России. В числе первых эта идея нашла отражение в системе образования, претерпевшей определенные изменения по сравнению с эпохой Александра I. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись все 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной, что показано в схеме 2.
Схема 2. Сословность в общеобразовательной школе при Николае I.
«Сословность в общеобразовательной школе при Николае I»
Приходские училища | Уездные училища | Гимназии |
|
|
|
Для детей «самых низших состояний» | Для детей купцов, ремесленников и городских жителей | Для детей дворян, купцов, чиновников |
Представители «низов» обучались Закону Божьему, грамоте и арифметике. Дети купцов, ремесленников, мещан обучались русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. Гимназии, в которых учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии давали наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
Следует отметить, что количество образовательных учреждений неуклонно росло. Так, если в начале века на всю страну было 158 училищ, то к середине века уже в каждой губернии их было около 130.
Увеличивалось и число высших учебных заведений особенно технических. Были открыты Технологический институт в столице, Межевой и Земледельческий институты в Москве, получила развитие система медицинских факультетов в университетах. Однако при этом были ликвидированы кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время, в 30-е гг. в Европу было командировано много русских ученых, в том числе и гуманитариев для стажировки и обучения. В результате в России серьезно обновилось преподавание всех дисциплин.
Открывались также училища по подготовке специалистов в различных областях. В таких элитарных заведения, как Строительное училище, императорское училище правоведения система воспитания и обучения были скопированы с аналогичных учебных заведений Англии. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства.
Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. Причем по своей цене эти книги были доступны самым широким слоям населения. Интенсивно развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30-40-е гг. были открыты по инициативе общественности в большинстве губернских и уездных городов России.
3. Развитие науки.
Успех и в сфере образования не замедлили принести свои плоды. Центрами развития науки были университеты и научные общества (Вольное экономическое общество, Археографическая комиссия, Русское географическое общество и др.). Благоприятствовал научным открытиям рост промышленности, предъявлявшей спрос на технические новинки и изобретения.
Биология.
К началу XIX века огромный фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменности растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран.
Иван Алексеевич Двигубский (1771 (1772) – 1839), российский естествоиспытатель, заведующим кафедрой ботаники Московского университета (1827—1833), ректор Московского университета (1826—1833)
считал, что земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения.
Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841) в 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Жизнь, по его мнению, является непрерывным физико-химическим процессом.
Карл Максимович Бэр (Карл Эрнест фон Бэр) (1792-1876) – академик Петербургской Академии наук, основоположник эмбриологии и сравнительной анатомии, президент Русского энтомологического общества в работе «Всеобщий закон развития природы» (1834) фактически предстал предшественником Чарльза Дарвина и его учения.
Ученые-ботаники и зоологи собрали прекрасные коллекции растений и животных Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. Наиболее известным российским натуралистом, путешественником, биологом, сделавшим огромный вклад в изучении российской природы, был Эдуард Александрович Эверсман (Эдуард Фридрих Эверсманн) (1794—1860).
В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.
Медицина.
Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. Ввел в практику использования наркоза и применение гипсовых повязок для лечения переломов конечностей.
Геология Острый характер приобрела в эти годы борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами», считавшими, что все геологические процессы обусловлены действиями воды и «плутонистами», полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли. Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.
С начала XIX в. геологические исследования впервые приобрели систематических характер и охватили практически всю территорию страны.
В 1840 г. была составлена первая геологическая карта Европейской России. Первая «геолого-стратиграфическая карта», охватывавшая значительные территории Европейской России, составлена в конце 1840 г Николаем Ивановичем Кокшаровым (1818-1893). На ней уже были выделены формации — силурийская, древнего красного песчаника (девон), горного известняка (нижний карбон), лиасовая и третичная.
В начале 1841 Григорий Петрович Гельмерсен (1803-1885) опубликовал «Генеральную карту горных формаций Европейской России».
Главным итогом развития геологии в первой половине XIX века стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась.
Астрономия.
Астрономия в первой половине XIX в. развивалась медленнее остальных наук, что было связано с накоплением знаний о Вселенной. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Николаевской Пулковской обсерватории, во главе которой стоял Василий Яковлевич Струве (Фридрих Георг Вильгельм Струве) (1793-1864). Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову техники. Работая в этой обсерватории, В.Я. Струве обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.
Математика.
Математика в первой половине XIX века переживала в стране настоящий подъём. Признанным лидером российских математиков в это время был основатель математической физики Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862).
Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. профессором казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским (1792-1856) новой, неевклидовой геометрии, получившей название своего создателя – геометрия Лобачевского, в которой изучается геометрия пространства постоянной отрицательной кривизны. Окончательное признание открытие Лобачевского получило только после его смерти. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
В первой половине XIX в., высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала одних из основных предметов во всех университетах страны, в которых были открыты физико-математические факультеты.
Физика.
В начале XIX в. в России был изобретён первый источник электрического тока. Василий Владимирович Петров в 1802 г. разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую дугу – прообраз будущей электрической лампочки.
Эти открытия стимулировали дальнейший интерес учёных к теории электрических явлений.
В 1833 г. Эмилий Христианович Ленц (Генрих Фридрих Эмиль Ленц (1804-1865) установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а год спустя на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом.
В 1840 г. Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман фон Якоби) (1801-1874) изобрел гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.
Всё это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. В 1832 г. Павел Львович Шиллинг (Павел Львович фон Шиллинг-Канштадт) (1876-1837) создал первый в мире практически пригодный телеграф – прибор для передачи письменных сообщений по проводам, а в 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для этого аппарата.
Химия.
Российская химическая наука в первой половине XIX в. переживала настоящий подъём. Российские исследователи трудились во всех отраслях химии — теоретической, органической и неорганической.
Основоположником российской химической школы, «отцом» органической химии в России, выдающимся химиком-педагогом, подготовившем огромное количество российских ученых-химиков и получившем за это почётное прозвище «дедушка русской химии» был Александр Абрамович Воскресенский (1801-1880).
Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус, открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом.
В 1840 г. Герман Иванович Гесс (1802-1850) открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.
В 1826-1827 гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положили начало порошковой металлургии.
В 1844 г. российский химик Карл Карлович (Карл-Эрнст) Клаус (1796—1864) получил новый химический элемент, который он назвал рутением (от позднелатинского Ruthenia — Россия).
Открытия русских ученых первой половины XIX века предвосхитили расцвет химии во второй половине XIX – начале XX вв.
В первой половине XIX в. гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.
Значительными были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание Н.М. Карамзиным (1776-1826) 12-ти томной «Истории государства Российского». Этот труд стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом.
Основателем русской исторической школы в середине XIX в. стал профессор и ректор Московского императорского университета Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879).
4. Связь науки и производства.
Одной из основных особенностей первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство.
Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов (1796-1851) разработал четыре варианта получения булатной стали, секрет изготовления которой был утрачен ещё в середине XIII в, после монголо-татарского нашествия.
В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода, отец и сын Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов.
В 1843 г. началось строительство первой (и к тому времени самой протяженной в мире) двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой.
Химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивавшейся текстильной промышленности.
На основе разработок русских географов в 1842 г. Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. С начала XIX в. в России начинает развиваться машиностроение. С 20-х гг. во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности.
Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в. стали: увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны; рост численности научных работников; достигнутые на этой основе крупные успехи русских учёных в развитии отечественной и мировой науки; усиление практической направленности научных исследований; укрепление связей науки с промышленным производством.
5. Проверка понимания и закрепление учащимися лекционного материала.
1. Соотнесите, кто из указанных групп населения мог учиться в нижеприведенных учебных заведениях в эпоху Николая I.
Дети крестьян | A | Уездные училища | |
2 | Дети ремесленников, купцов, мещан | B | Гимназии |
3 | Дети привилегированных слоёв | C | Приходские училища |
Ответ: 1-C; 2-A; 3-B.
2. В каких отраслях науки работали:
Двигубский И.А.
Кокшаров Н.И.
Петров В.В.
Бутлеров А.М.
Ответ:
Биология
Геология
Физика
Химия
3. В каких отраслях науки работали:
Пирогов Н.И.
Остроградский М.В.
Струве В.Я.
Карамзин Н.М.
Ответ:
Медицина
Математика
Астрономия
История
6.Подведение итогов; задание на дом: § 15, вопросы к документам, записи в тетради.
Список использованной литературы.
1. Данилов А.А. История России, XIX век : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
2. История России (IX—XX вв.): Учебное пособие / Отв. ред. Я.А. Перехов. – М.: Гардарики, МарТ, 2000.
3. История России. XIX век. 8 класс. Часть I. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. – М.: «Просвещение», 2002 / Сост. Л.М. Лопатюк – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
7. https://www.festival.1september.ru
8. https://ru.wikipedia.org/wiki
9. https://fryazino.bezformata.ru/listnews/duga-petrova/421825/